Человек в культурах мира
Культура характеризуется исключительно богатым пространственно-временным разнообразием. В самом общем плане различия между культурами могут быть как феноменальными (внешними), так и сущностными (глубинными).
Первые обнаруживают себя в привычках, манерах, обычаях, языке, гастрономических пристрастиях, сексуальных нормах, способах проведения досуга и т.п. Абсолютизация "своих" культурных особенностей издревле была свойственна людям, побуждая их видеть в чужеземцах "варваров". Не изжиты подобные предрассудки и сегодня.Глубинные, сущностные различия спрятаны от поверхностного взора. Они коренятся "в ядре" той или Иной культуры, т.е. системе её ценностных императивов. Она включает в себя представления об Абсолюте (Брахман, Дао, Нус, Ахура-Мазда, Бог), окружающем мире, месте в нём человека, его предназначении и смысле существования. Эти представления образуют единый, нерасчленённый духовно-ценностный континуум, в котором сливаются воедино рациональные и иррациональные, моральные и эстетические, практические и иллюзорные, эмоциональные и волютивные импульсы человеческой жизни. С течением времени они кристаллизуются, превращаясь в письменный свод основополагающих идей и принципов социокультурного бытия того или иного народа. Таковыми для индусов являются "Веды", для зороастрийцев — "Авеста", для китайцев — "Книга перемен", для буддистов — "Трипитака", для иудеев и христиан — Библия, для мусульман — Коран и т.д.
Каждая из этих книг — уникальное творение человеческого духа. Содержащиеся в них представления о земном и божественном, добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном, общественных и индивидуальных смыслах бытия, а также санкционированные ими традиции, обычаи, нормы поведения, типы социальных отношений и общения как раз и образуют "ядро" различных культур.
Это "ядро" самобытно, неповторимо: оно опрёдёляет жизненную стратегию идентифицируемой им цивилизации.История знает множество различных цивилизаций, однако стратегии их бытия, как правило не отличались, большим разнообразием. Абсолютное большинство из них, во-первых, было нацелено на воспроизводство сложившегося однажды и освящённого авторитетом "своей" религии собственного социокультурного опыта, т.е. мировоззрения, систем ценностей, видов деятельности, социальных структур и отношений. Во-вторых, жизнь конкретного индивида практически полностью определялась внешними по отношению к нему факторами. Поэтому силы его внутренней детерминации (разум, воля, совесть) были скованы и не могли сполна обнаружиться в свободном творческом самоутверждении. В-третьих, появление нового в таких культурах оказывалось возможным лишь в обличий традиции (такова средневековая индийская философия, арабская поэзия, китайская драма) или в результате внешнего заимствования. Причём последнее ассимилировалось в той мере, в какой оно не несло ущерба "ядру" данной культуры. В-четвёртых, человек рассматривался в качестве органической части универсума божественного, природного, космического, социального (в различных культурах акцент делался на той или иной его форме) и ни в коем случае не противопоставлял себя целому, всеобщему.
Таковы некоторые существенные черты культур, которые принято называть традиционными. Идентифицируемые ими общества (цивилизации) малоподвижны, человек в них несвободен как личность и ориентирован в мышлении и действиях на традицию (в широком смысле).
Принципиально иной тип культуры сложился в Западной Европе. Это произошло в результате непрерывного исторического диалога христианской средневековой и античной (греко-римской) культур. Итогом этого диалога стало формирование в эпоху Возрождения нового образа человека — свободного славного мастера, который сам является кузнецом своего счастья (Пико делла Мирандола). Установка на свободное самоопределение в мире потребовала коренной переоценки традиционного мировоззрения и ценностей.
Эта работа шла в различных направлениях — переосмысливались библейские догматы, взгляды на природу, её законы, общественное устройство и общественные институты, роль труда в жизни человека, отношение к традиции, творчеству и т.п. К середине XVII в. критическая "переоценка ценностей" (Ф. Ницше) завершилось утверждением новой культуры. Ее отличали следующие особенности:1) динамизм, т.е. готовность к отказу от прежних стереотипов мышления, форм жизни и способов деятельности в пользу более эффективных и прогрессивных;
2) десакрализация (обезбоживание), т.е. дистанцирование от религии мышления, творчества и практики;
3) утверждение свободы в качестве высшего и неотъемлемого права человека. В соответствии с таким самоопределением, самоценной признается ориентация на действие, поиск, открытие и утверждение нового во всех сферах жизни, а также критика традиции.
Новоевропейская культура представляется "странной" с точки зрения предшествующего социокультурного опыта. Странной потому, что в её "ядро" (по крайней мере в явном виде) не входит религия, которая, как известно, придаёт традиционным культурам целостность, завершенность, смысл и делает, выполняя аттракторную функцию, человеческую жизнь и социальное бытие устойчивыми и предсказуемыми. Вытеснение религии на духовную периферию вносит колоссальный момент неопределённости в человеческое существование и социальные действия людей, и тем самым побуждает их искать альтернативные религиозным императивам смыслы, идеалы и ценности. В культуре нового времени они синтезировались в вере человека в свой разум, способность самостоятельно обустраивать мир на принципах социальной справедливости, равенства, гуманизма и тем самым раскрывали перед каждым индивидом возможность всестороннего развития своих сущностных сил безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу (Маркс). Как видим, данная культура, в отличие от традиционных, ориентирована не на прошлое, а на будущее, не на сохранение существующего status quo, а на его изменение.
Главный инструмент реализации своих идеалов и ценностей новоевропейский человек видел в науке. И не без оснований. Благодаря научным открытиям ХV11-Х1Х вв. и их последующего воплощения в практику (прежде всего — это тепло — и электротехника, электрические системы связи) к середине XIX ст. в Западной Европе (а вскоре и в США) возник новый тип цивилизации, получивший название индустриальной (техногенной). Она основана на знании законов природы и умении использовать её "силы" в интересах человека.
Покорение природы шло рука об руку с подчинением западноевропейскому господству народов, принадлежащих к цивилизациям традиционного типа — индийской, китайской, дальневосточной, исламской и др. Такого рода "встреча" Запада и Востока вывела последний из состояния исторического безвременья и побудило его к переменам, т.е. переосмыслению собственных культурных оснований и усвоению ценностей западной культуры. В итоге традиционные общества пришли в движение и к концу XX века мир приобрёл свой нынешний, весьма противоречивый и неоднозначный облик.
Частичная ассимиляция остальным миром ценностей новоевропейской культуры диктовалась прежде всего потребностями самосохранения перед лицом агрессивной стратегии Запада. Однако данный процесс имел свои особенности в различного вида традиционных обществах. Так, некоторые из них, модернизировавшись, превратились в современные индустриальные страны (Япония, государства Юго-Восточной Азии), другие идут по этому пути (Китай, Индия, Бразилия, СНГ), а третьи, не сумев адаптироваться к переменам, замкнулись в своей национально-культурной самобытности и по существу выпали из процессов современной социальной динамики (таковы большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки).
"Вестернизация" мира как доминирующая культурная тенденция Х1Х-ХХ вв. не означает краха традиционных культур. По большей части они сохранили своё культурное "ядро" и, следовательно, идентичность. Так, Индия, Китай, Япония, арабские страны несмотря ни на что — это разные культурные миры, различные образы жизни, типы социальных отношений, смыслы бытия и т.д.
Дело в том, что современные научные представления и технологии размещаются в иных плоскостях культуры, нежели, скажем, религия и традиция. Они, безусловно, взаимовлияют, но не поглощают и не вытесняют друг друга. Это обстоятельство делает существование идущих по пути модернизации традиционных обществ устойчивым и исполненным извечного смысла.В западной культуре, как мы помним, ситуация иная. Центральное место в её "ядре" занимает наука. Она ориентирует человека на идеалы и нормы рационального мышления, т.е. расчёт, калькуляцию, логику, исчисление последствий. Практическое воплощение этих идеалов в жизнь предполагает постоянную экспансию искусственного (технического) мира и подчинение действий индивида его требованиям. Это значит, что мир техники имеет собственную логику бытия и чтобы нормально функционировать, он должен "вбирать" в себя человека и превращать его в один из составляющих его элементов. По такой схеме работает любое предприятие индустриального общества. Само же это общество можно рассматривать как гигантскую "социотехническую машину", обладающую колоссальным потенциалом действия. Человек в таком обществе стремится развить лишь те свои качества и способности, которые могут быть востребованы этой "машиной". Но тем самым он превращается в "одномерное" существо, ибо только в таковом качестве он нужен техногенному обществу. Современная школа, ориентируясь на потребности данного общества, дает своим питомцам великое множество всевозможных знаний (главным образом естественнонаучных и математических) об окружающем мире. Но практически не учит детей петь, танцевать, сочинять, музицировать, общаться. Кто скажет, что теряют при этом и конкретный индивид, и общество в целом?
"Одномерность" означает прежде всего отсечение человека от ценностей гуманистической культуры, которую репрезентируют философия, искусство, мораль, религия. Эти формы общественного сознания аккумулируют в себе инонаучный опыт о мире, опыт часто нерационализируемый, но жизненно важный.
Он связывает человека с подлинным бытием — природой, Богом, другими людьми. Игнорирование его оборачивается лавиной проблем — экологических, демографических, генетических, социальных, политических и т.д., обрушившихся на техногенную цивилизацию в конце XX века и грозящей погрести под собою всё человечество.Перед лицом подобной перспективы ответственность за нарастающие глобальные проблемы всё чаще возлагается на науку и её технологические применения. Крайние антисциентистские концепции требуют ограничить и даже заморозить научно-техническое развитие, что, по существу, означало бы возврат к традиционному обществу. Но на этом пути в современных условиях имеющиеся проблемы не решить. Задача заключается в том, чтобы переосмыслить место науки в культуре и "вписать" её в какую-то иную систему ценностных координат. Какую? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим некоторые существенные моменты научного поиска и миропонимания.