<<
>>

Культура как модель описания и объяснения мира

Выявляя предпосылки культур, формулируя "правопросы" культур, Шпенглер постоянно оперирует понятиями: "мироощущение" культуры, "миропонимание" образов культуры, "восприятие мира", "представления" и "великие видения" культуры, "динамическая концепция мира" и прочие,– тем самым подводя к постановке проблемы о статусе культуры в жизни человека.

Культура, каким образом понимает ее Шпенглер, есть не что иное, как модель объяснения мира, средство описания структуры житейских отношений. Отойдя от терминологии начала века и выражаясь современным научным языком, можно сказать, что культура, по Шпенглеру, есть система допущений, принятых тем или иным социумом. Культура являет собой гарант социального порядка, воплощающего на основе накопленного запаса наблюдений законы здравого смысла – необходимые нормы собственной жизни. Благодаря анализу исторических форм жизнедеятельности людей различных эпох и географических мест, с помощью безоговорочного введения в научный оборот понятия "культура", Шпенглер заложил основы строительства исторически новой онтологии – онтологии культуры, или "философии жизни культуры"; "жизни-в-культуре",– скажут после Шпенглера и определят культуру как форму спецификации жизнедеятельности исторического человека.

<< | >>
Источник: А.Н.Суворова. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ Учебное пособие. 2002

Еще по теме Культура как модель описания и объяснения мира:

  1. Науки о природе и науки о культуре
  2. Глава 4. Россия и славянский мир
  3. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  4. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  5. Основной источник динамического моделирования языка как системы и языковой картины мира: традиции изучения
  6. АНТРОПОГЕННЫЕ КАУЗО-МОДЕЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  7. Глава V КУЛЬТУРА
  8. 4. На пути к диалогу двух культур
  9. 12.2 Аналитические модели объяснения
  10. Культура как модель описания и объяснения мира
  11. 7. Понимание и объяснение
  12. Научная картина мира
  13. § 6. ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ
  14. ОТ АБСТРАКТНО-ГЕНЕРАЛИЗУЮЩЕЙ К ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
  15. Функции единиц и способов языковой концептуализации в центре прототипической модели делового письма