Сбор сведений по культуре для структурного описания
3.1. Поскольку хороших структурных описаний культуры, которые могли бы привлечь наше внимание, не найдется в готовом виде, мы приводим ниже контрольный перечень возможных моделей поведения, которые составляют в разных культурах функциональные единицы.
Этот перечень поможет привлечь внимание к тем областям, которые иначе могли бы пройти незамеченными.При подготовке к сравнению чужой культуры с родной может оказаться полезным использовать метод опроса информантов в сочетании с систематическим наблюдением культуры в ее нормальном, ненарушенном функционировании.
Можно опрашивать надежных информантов, способных членораздельно рассказать о том, что они делают. Мы можем спросить, что они делают каждый день в течение обычной недели и в различные особые дни месяца и года. Мы можем спросить, что делается по особым дням в ключевые моменты жизненного цикла — рождения, взросления, ухаживания и брака, воспитания детей, ухода в отставку, смерти.
Сообщаемое информантом может классифицироваться — в целях облегчения понимания и последующей верификации и сравнения — на действия, совершаемые для удовлетворения потребностей тела: сон и отдых, пища и питье, кров, одежда, физические упражнения, лечение, чистоплотность и т.п.; действия, совершаемые для удовлетворения личностных потребностей: художественная и общественная деятельность, учеба ради знаний и т.д.; действия, совершаемые для удовлетворения духовных потребностей: религиозность. Другие действия удобнее классифицировать как виды инструментальной деятельности: транспортировка, коммуникация, работа, обучение, организация, управление и тл. Эти группировки не предполагают специальных культурных категорий и единиц. Весьма часто модель поведения, или структурная единица, типа брака, будет включать телесные, личностные, духовные и инструментальные виды деятельности.
Не следует совершать ошибки, обобщая неадекватные выборки.
Информанты должны представлять крупные, важнейшие группы населения. При описании культуры столь сложной, как культура США, каждый должен понимать, что действия, совершаемые религиозным человеком по субботам, не характеризуют все религиозные группы, а уж тем более неверующих представителей этой культуры.32. В поисках структуры. Простое описание того, что делает любое количество информантов, не образует структурного описания культуры. Некоторые действия не будут существенными, т.е. совершение или не совершение их, совершение тем или иным способом не изменит единицу поведения. Существенными будут те вещи, которые нас интересуют: совершение какого-то действия будет что-то означать.
Исследователь должен проверить вариации на предмет того, не коррелируют ли они с изменениями в значении. Например, мы могли бы заметить, что в рамках любой культуры людям свойственно спать. Можно заметить, что, скажем, в культуре А большинство информантов ложится в 9—11 часов вечера и встают в 6—8 утра. Мы могли бы поинтересоваться, что думают о человеке, который обычно спит с часу ночи до 11 утра. Могло бы оказаться, что этот человек считается лентяем, богатым лентяем или нездоровым. Время сна, таким образом, трактовалось бы как структурно значимое. Если бы реакция была такова, что спать в указанные часы — ничего предосудительного, поскольку человеку нравится это время, мы сочли бы время сна структурно незначимым.
Продолжая анализ модели сна, наблюдатель мог бы заметить, что в культуре Б большинство информантов спит или отдыхает после еды в середине дня. Он может поинтересоваться, не несет ли сон или отдых в это время какого-либо особого значения. Если окажется, что люди, которые не отдыхают в это время, считаются безрассудными, явно честолюбивыми, иностранцами или попавшими под их влияние, то мы сочтем послеполуденный сон значимым типом модели отдыха.
Подобным же образом, если информанты в культуре А не спят или не отдыхают после полуденной еды, можно выяснить, что значит в их глазах тот представитель данной культуры, который имеет обыкновение в это время спать.
Если он считается лодырем, больным или хилым, надо будет признать, что отказ от сна в середине дня образует в этой культуре часть структуры отдыха.Если в той же самой культуре А мы обнаруживаем, что один из информантов регулярно спит днем и работает ночью, будет ли это иметь какое-то особое значение? Вероятно, да. Это могло бы означать, что наш информант — ночной сторож или работает в ночную смену.
Такие поиски структуры можно иллюстрировать моделями еды или любыми другими моделями культуры, которую мы стремимся постичь. Если информант в культуре А ест рыбу по пятницам, ест ли он также мясо? Если нет, это может объясняться религиозными мотивами,
33. Систематическое обследование культуры в действии будет немало способствовать устранению ошибок, которые опрос неизбежно вносит в получаемые данные. Различные способы проверки на значимость помогут также устранить бесполезную информацию, равно как и ошибки,
И хотя полный анализ и сравнение любых двух достаточно сложных культур может пока оставаться делом будущего, разновидность модели и образец сравнения, обсуждавшиеся в этой главе, будут полезны при интерпретации наблюдений, полученных в условиях реального контакта носителей одной культуры с другой культурой.