<<
>>

Интенция культуры

Гете как-то заметил: "Мир бытия досадно малый штрих среди «небытия пространств пустых»". Этот штрих бытия -человек. Посредством только ему свойственных способов жизнедеятельности он включается и участвует в глобальном эволюционном процессе, привносит в него смыслы и цели, направляет его, преобразует мир и преображает себя.

Характер, содержание и мера этого участия меняются от эпохи к эпохе и определяются как технико-технологическими возможностями социума, так и его духовными (ценностными) императивами-.

Последние десятилетия XX века ознаменовались резким ускорением НТП, масштабностью вмешательства человека в процессы естественной самоорганизации и, как следствие, нарастанием глобальных социоприродных проблем. У них есть свои причины и корни. Их анализ и выявление является необходимой предпосылкой уяснения сути складывающейся ситуации и, далее, предотвращения, нежелательного сценария развития событий. Этой работой заняты. ученые, инженеры, программисты, а также историки, философы, писатели, деятели искусства. Такого рода сотрудничество не случайно. Ибо истоки нынешнего кризисного состояния цивилизации коренятся не только в неполноте наших знаний о мире, несовершенстве используемой техники, но также в потребностях, интересах, амбициях людей, их представлениях об универсуме, месте в нем человека, его "правах и обязанностях" по отношению к природе, истории и будущим поколениям. Иначе говоря, глобальные проблемы современности (демографические, экологические, военно-технические, социальные и т.п.), грозящие перерасти в неуправляемый апокалиптический процесс, являются во многом порождением (результатом) определенных ценностных интенций культуры определенного типа.

Если это так, то вполне логичным представляется утверждение о том, что преодоление (или, что будет точнее, минимизация) нынешних кризисных явлений в существенной мере будет связано со способностью общества к генерации новых смысложизненных императивов бытия и, стало быть, ревизии и переоценке старых.

Поэтому вполне естественно, что вопрос о сущности, содержании и ценностных ориентациях культуры, способах ее существования и трансформации, роли и значении в процессах социальной динамики и индивидуального самоопределения является одним из главных в современной обществоведческой мысли.

Ниже речь пойдет о некоторых философских аспектах этой большой и важной проблемы.

* * *

Культура является объектом исследования многих научных дисциплин, в том числе этнографии, археологии, истории, лингвистики, эстетики, социологии, теории информации и др. Они ориентируются прежде всего на изучение ее объективированных форм, связей между ними, способов функционирования и механизмов трансляции. Философия же пытается понять культуру как способ бытия человека в мире, как сферу раскрытия его "самости" (К.Юнг).

С феноменологической точки зрения активность человека реализуется в следующих основных направлениях:

- освоение и изменение природы, создание искусственного материального мира, своего рода "второй природы" (Цицерон), обеспечивающей безопасность и выживание социума;

- институализация социальных связей и отношений, конструирование надстроечных комплексов, регулирующих социальные действия людей в интересах целого;

- поклонение, почитание (культ) социальных и индивидуально значимых инстанций как реальных (отец, вождь, старший, правитель), так и символических (духи, боги, предки, законы, идеалы и т.п.). На этой основе происходит духовное единение людей и самоиндентификация социумов;

- образование и воспитание индивида посредством включения его в процессы социализации и культурации. Результатом является становление человека в горизонте личности ("Упанишады" по этому поводу говорит о "втором рождении" человека).

Выделенные феноменологические "моменты" человеческой деятельности органично взаимосвязаны и образуют субстанцию культуры. Первоначально она есть в себе бытие, т.е. нерефлектируемое сущее как таковое.

Но заложенная в человеке и постоянно развиваемая жизнью потребность в активном приспособлении к действительности постоянно ведет к нарастанию ее внутренней сложности и разнообразия. С течением времени культура становится делом профессионалов и тем самым превращается в бытие для человека. Другими словами, из средства адаптации она становится по преимуществу человекотворящей инстанцией. Истина, Добро, Красота, Справедливость, Благая Весть приобретают самостоятельное значение (как и репрезентирующие данные ценности формы деятельности) и наполняются от эпохи к эпохе все новым и новым содержанием.

Из сказанного, таким образом, мы можем заключить, что культура является сферой самоутверждения человека, т.е. реализации его свободы, формой опредмечивания его творческих устремлений и духовной силой, гуманизирующей социальные отношения и действия людей.

Свобода, Творчество и Гуманизм - это те конститутивные начала (интенции) культуры, которые сделали возможным двуединый процесс: собственно историю и становление человека в качестве личности. Их осуществление в социальном и индивидуальном бытии каждого поколения, каждой эпохи может рассматриваться не только как критерии их зрелости и развития, но и как своеобразная мера. их здоровья и жизненной силы. И, соответственно, те социальные действия, которые ведут к разрушению, деструкции, повышению энтропии-бытия, выходят за пределы собственно культуры и умаляют человека.

Итак, культура - это постоянно творимый субъектом социальных действий континуум его собственного бытия в мире. Подобно Океану, этот континуум пребывает в процессе постоянного самодвижения и самообновления, выносит на поверхность все новые и новые острова и архипелаги, колонизирует их и тем самым превращает в форпост дальнейшей экспансии человеческого духа. Вместе с тем мир культуры (переходим от метафоры к рациональной прозе) внутренне дифференцирован и имеет отличительную конфигурацию в различные эпохи и в разных цивилизациях. Присмотримся к ним пристальнее...

<< | >>
Источник: Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин. Человек. Культура. Синергия: Учебное пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин; под редакцией Ю.А. Харина. – Мн.: БГУИР, 2000. 2000

Еще по теме Интенция культуры: