<<
>>

Морфологический анализ онтологии культуры.

Морфологический анализ онтологии культуры философия осуществляет как классическую инверсию (лат. inversio - пере­становка). Инверсия в культуре есть некое постоянное (диалек­тическое) изменение направления влияния, воздействия на про­тивоположное, то есть субъект культуры одновременно являет­ся и ее объектом.

Созидая что-либо, субъект это делает под влиянием объекта. Он выступает как субъект творчества, пону­ждения к созданию именно этого произведения. Факт невос- требованности продукта труда не означает, что он не понят или не принят объектом. Когда люди с интересом смотрят на карти­ны Левитана или Репина, они тоже выступают в качестве субъ­екта творчества, начатого когда-то художниками. В данном случае можно сказать, что зрители и художники - это как бы одна творящая личность или творческий коллектив, который в рамках процесса культурной эволюции созидает, сохраняет и распространяет новый продукт культурного совокупного труда духовного или материального свойства. Одновременно зрители находятся под воздействием «исторического» интереса (или по­требности) к всегда являющемуся незавершенным продукту со­вместного творчества. Это мысленный разговор «соавторов» во времени и пространстве.

Если предположить, что сфера культуры находится в гра­ницах субъектно-объектных отношений людей, то логично бу­дет сделать вывод, что и ее морфология (греч. morphe - форма и logos - учение) определяется особенностями обеих «перемен­ных» - субъекта культурного отношения и его объекта. Говоря о зависимости характера этого отношения от объекта, следует отметить очевидность значения качественных особенностей но­сителя культуры - материален он или идеален, природен или социален, жизненно реален или художественно вообразим. Морфология онтологии культуры определяется строением мно­гообразных форм ее бытия, сотворенного историческим челове­ком. Культура многомерна; будучи бесконечно более сложной системой, чем физический мир, она содержит в себе и проявля-

ет отношения объективной реальности с субъективной допол­нительностью, но не дихотомически, как в природе (волна/час- тица), а полиморфно.

В ней реальность отражается одновремен­но и сознанием, и опережающим «отражением». То есть истина дополняется идеалом, знание - мечтой, фантазией, Познани^ бытия - его ценностным осмыслением.

В более узком смысле «субъект-объектом культуры» назы­вают целевую деятельность людей, направленную на качест­венное улучшение или облагораживание духовных и телесных склонностей индивидов, совершенствование их врожденных способностей и природных наклонностей. Философия культу­ры применяет субъект-объектную методологию и с целью ос­мысления творческого начала «Я» как той части личности, ко­торая находится в контакте с окружающей средой и качествен­но изменяет ее. Социокультурная реальность приобретает смысл, только будучи соотнесенной с «Я» - субъект-объектом культуры. Иными словами, все, что создано человечеством, имеет один единственный смысл, заключающийся в том, чтобы постоянно «творить» нового человека. Люди созидают культу­ру, а она, в свою очередь, «творит» людей.

В античные времена культура мыслилась как воспитание и обучение человека. В позднеримской империи, а затем и в пе­риод Средневековья понятие культуры стало ассоциироваться с городским укладом жизни. В эпоху Возрождения она определи­лась как признак личного совершенства. Именно в это время сформировался принцип отождествления культуры с различны­ми областями духовной деятельности: искусством, философи­ей, религией, наукой и т.д. А еще позже культура стала рас­сматриваться как совокупность образцов поведения, как про­должение античной традиции духовной деятельности людей, которая должна быть интеллектуальной, творческой, новатор­ской, продуктивной. И. Кант ограничил пределы культуры нау­кой и искусством. В XIX веке в культуре стали видеть прежде всего систему ценностей, идей и идеалов, различающихся по их роли и значению в жизни людей.

Значение культуры как важнейшего фактора улучшения сущности человека, совершенствования общественной жизни, укрепления ее качественного компонента - гуманности - резко возросло на современном этапе развития общественных отно­шений, в частности в России.

Успехи в сфере культуры служат

сегодня школой жизни человека при условии умелого примене­ния приобретенных теоретических знаний и практических на­выков. Этот подход предполагает фактическую реализацию субъектно-объектных отношений в культурном пространстве общества. Наука и искусство, медицина и религия, философия и экономика - все это результаты продуктивного сотворчества общественного субъекта. С другой стороны, рост интереса к этим результатам и процесс их усвоения становится субъектив­ным сотворчеством учеников и учителей.

Культура, представляя духовную меру человеческого на­чала в индивиде, характеризует его саморазвитие, прежде всего самосознание, а также развитие гуманности всего человеческо­го сообщества, его взаимодействия с природой. Человек, безус­ловно, является творцом культуры. В то же время она формиру­ет духовный тип самого человека. Последний становится тем элементом системы «природа - человек - общество», посредст­вом которого качественно меняется вся природа, человеческое общество и, конечно же, он сам. Появление современного чело­века (Homo sapiens) на Земле - это не одномоментное событие, а целостный процесс, растянутый во времени на миллионы лет. Человек разумный саморазвился не только в силу его биологи­ческой эволюции, но и в результате овладения им умениями из­готавливать орудия труда, обрабатывать первоначально камни, затем землю и полезные ископаемые и т.д., что в итоге привело к его «окультуриванию». Это естественное явление ученые-ар­хеологи потом назовут верхнепалеолитической культурой.

Культура - это весьма специфическое социальное явление, возникшее в толще человеческой истории как вторая природа (Маркс). Это есть результат и ступень мировой «социально-ис­торической эволюции», в ходе которой врожденные природные начала, управляющие жизнью и деятельностью человека, нако­нец преодолеваются, более того, изживаются его творческим, созидательным трудом. Творчество и культура теперь нераз­рывно взаимосвязаны между собой. Культура превращается в сознательный фактор отрыва человека от естественной приро­ды своего прежнего (биологического) бытия.

Но здесь еще мно­го неясного. В определенном смысле культура предстает сего­дня как совокупность многообразных проявлений обществен­ной жизни, достижений в творческой деятельности народа, как способ его социальной адаптации и приспособления к природе,

объединяющей все виды и формы человеческой жизнедеятель­ности. Изучая мир культуры людей, философия ставит вопрос следующим образом: культура - это социальный феномен или природно-антропологический ноумен?

Исторически культура основывается на человеческом творчестве. Только через овладение культурой человек спосо­бен к самодетерминации и осознанию ответственности за свои действия, поступки. Здесь уже речь идет не только о человеке, владеющем культурой, но и о том, как сама жизнь его наполня­ется, пропитывается ею. Философия, в свою очередь, как акт сознательного культурного творчества, является конструктором осознанного бытия в культуре. Если наука дает человеку зна­ние о различных культурных формах бытия, то философия вне­дряет в его сознание (чисто рациональными средствами) смысл и значение его собственного существования в определенной культуре. Но одно с необходимостью предполагает другое, хотя и не тождественно ему, ибо знание без смысла - бессмысленное знание, а смысл без знания - просто умозрительная спекуляция.

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, специально исследующих различные формы общест­венного сознания (искусство, мораль, религия и т.д.). Каждая из этих наук имеет свое особое видение культуры как предмета специального исследования. Ученые предлагают сегодня до 400 различных определений культуры. Это можно объяснить не столько специфическими интересами конкретных наук, сколько разнообразием мировоззренческих позиций и даже методологи­ческих подходов в рамках одного мировоззрения. Но при всем многообразии определений феномена культуры существует единое понимание ее как некой системы внебиологически сформированных механизмов, программирующих социально­историческую деятельность человека.

Целесообразность такого подхода продиктована самой жизнью людей. Здесь, по сути, и начинается область философии культуры.

Перед философией сегодня встала трудная задача ком­плексного осмысления культурных традиций эпохи, мира, стра­ны, народа, отдельных сфер жизнедеятельности людей, в част­ности сферы здравоохранения, и серьезной оценки их как осо­бого фактора опредмечивания знаний и общечеловеческих цен­ностей. В этом случае философия предстает уже не просто как

отражение существующей социокультурной реальности: она выступает в принципиально новом качестве - самостоятельным оригинальным генератором духовного начала, в котором всякая жизнедеятельность человека приобретает заданный гуманитар­ный смысл. Дело в том, что культура всем своим смыслом и со­держанием духовно-предметного развития вторгается в сферу бытия каждого индивида, не говоря уже об объединениях лю­дей.

Культура делает жизнь человека наполненной обществен­ными целями, становясь ведущей гуманитарной ценностью. Ка­ждый свой самостоятельный шаг в жизни человек как созна­тельный, творческий и самодостаточный общественный инди­вид опредмечивает в продуктах материального и духовного производства, в результатах социально-организаторской и со- циально-преобразующей деятельности, в изготавливаемых ору­диях и средствах труда, в формировании общественных тради­ций, норм и ценностей, в научных открытиях и произведениях искусства. Новый духовно-предметный мир, с одной стороны, служит показателем уровня развитости людей, породивших его, а с другой - образует основу для жизни и деятельности следую­щих поколений. Искусно распредмечивая содержание духовно­предметного мира, молодежь превращает его в средство фор­мирования своей личной культуры, своего собственного мента­литета, который проявляется в здравом критичном отношении к культурному наследству и в его творческом преобразовании.

Культура как общественно-гуманитарная форма и кон­кретно-историческое содержание духовно-предметного мира существует объективно, но лишь для тех, кто способен и стре­мится лично его распредметить.

Фиксируя в уме возможность предметного мира нести в себе определенный духовный смысл, закладываемый самим характером культуры и ее творцами, не­которые ученые полагают, что это происходит вследствие взаи­мопроникновения символического характера материальных но­сителей и духовных ценностей культуры народа. Думается, что в личностном плане ценность может быть принята как такое от­ношение к предметам и явлениям социокультурной действи­тельности, которое указывает человеку на истинное благо, рас­крывает перед ним новые возможности жизни, приносящие ему наибольшее счастье. С появлением средств массовой информа­ции произошло стирание различий между высокой (элитарной)

и народной культурой. Так возникла массовая культура, про­дукты которой стандартизируют и значительно упрощают вку­си людей, являющихся их потребителями.

Исторически культура меняет все социальные нормы пове­дения людей, приемы и процедуры отношения их к ценностям, которые определяют смысл преобразовательной деятельности. Это и этико-эстетические, и морально-этические принципы взаимосвязи личности с вещью, предметом как результатом со­зидательной человеческой деятельности. Субъектом культуры всегда выступает историческое человечество, которое творит и само пользуется культурными ценностями. «Культура - это как бы грандиозная организация, указывающая каждому, кто к ней принадлежит, его место, где он может работать в духе целого, а его сила может с полным правом измеряться его вкладом в смысл этого целого», - рассуждал Л. Витгенштейн (1889-1951). «...Я понимаю, - писал он, - что исчезновение культуры озна­чало бы и исчезновение не человеческих ценностей, а только определенных средств выражения этих ценностей, но тем не менее остается фактом, что я без симпатии взираю на поток ев­ропейской цивилизации, не понимая цели, если таковая имеет­ся» [10].

Культура существует в данное время и для каждого исто­рически определенного общества и отдельного человека как не­что статичное, как среда, формирующая и одухотворяющая лю­дей, создающая новые возможности для их индивидуального развития и предъявляющая к ним высокие нравственные требо­вания. В то же время культура - это нечто динамическое, по­стоянно развивающееся и совершенствующееся в результате творческой активности человека. В историческом плане она проявляет себя одновременно и как наследство, и как творчест­во.

2.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Морфологический анализ онтологии культуры.: