<<
>>

Социокультурная реальность.

Социокультурная реальность (лат. socialis - общественный и realis - действительный) - это способы и формы жизни лю­дей, складывающиеся в результате творческой деятельности че­ловека и выражающие смысл исторического процесса.

Она во многом определяет и механизм заимствования конкретным об­ществом тех или иных форм организации жизни у других об­ществ. Это есть сознательно создаваемая среда общественного обитания людей в виде искусственной социальной надстройки над естественной природой. Поэтому под социокультурной ре­альностью понимают такую сферу совместной жизнедеятельно­

сти людей, в которой наиболее полно реализуется творческий потенциал человеческой личности по преобразованию внешне­го мира (природы и общества) и себя в нем. Это, можно ска­зать, особая духовная атмосфера, окружающая человека, спо­собная менять образ его жизни и деятельности, а также бытия различных слоев общества, классов и социальных групп. Ее со­держательную сердцевину определяют конкретные обществен­ные отношения и связи, а также различные формы обществен­ного сознания, идеология, исторические традиции, народные пристрастия и национальный менталитет.

Античная, средневековая, возрожденческая культуры - это суть конкретно-исторические типы общественного бытия, соот­ветствующие различным эпохам истории развития человечест­ва. Исторически предшествующая культура не всегда исчезает, она обычно переносится в последующие эпохи, так что наряду с различиями (порой и очень существенными) имеют место черты большого сходства, свидетельствующие о культурной общности народа на протяжении его многовековой истории. Содержание социально-культурной реальности во многом зави­сит от качественного состояния исторического времени, или, говоря иначе, от степени проявления таких чисто человеческих компонентов в жизни и деятельности людей, как наличие у них политических свобод, уровень социальной справедливости, со­весть, честь, достоинство, любовь к ближнему и т.п.

Все они, будучи философски осмыслены, становятся органическими час­тями единого целого - культуры.

Можно сказать, что в ходе созидания социальной реально­сти из массы исходящих из сферы культуры идей осуществля­ется своеобразный гуманитарный отбор по различным, обу­словленным особенностями развития данного общества и кон­кретной эпохи, критериям. В итоге какая-то часть этих предло­жений, отвечающая духу времени, получает «путевку» в соци­альную жизнь и органично вплетается в объективный ход исто­рии. И если в каждом конкретном случае люди действуют осоз­нанно, то суммарный итог их действий, фиксирующий, что именно включается в дальнейший ход общественного развития и какие побочные результаты этому сопутствуют, оказывается объективным, независимым от сознания действующих субъек­тов. Люди создают свою историю, но гуманитарные последст­вия их действий складываются под влиянием массы различных

обстоятельств, объективных условий и естественных законо­мерностей.

Социокультурная реальность, являясь источником само­развития общественного бытия людей в результате их конкрет­но-исторической практики, наполняет жизнь и деятельность ка­ждой отдельной личности определенными нравственно-этиче­скими смыслами. Без преувеличения можно сказать, что соци­ально-культурная реальность является общественным институ­том духовно-интеллектуального развития личности и обогаще­ния сферы ее ценностей с целью раскрытия всех природных способностей человека. Социокультурная реальность, по сути, служит неким гуманитарным «наполнителем» человека как об­щественно-исторического субъекта. По известному выражению К. Маркса, она представляет собой «производство человека как возможно более целостного и универсального продукта обще­ства» [7]. Действительно, социально-культурную реальность можно сравнить с «производством человека», ибо только куль­тура прямо соотносится с общественным развитием индивида как личности. Поэтому вполне оправданно искать смысл данно­го понятия в целенаправленном саморазвитии и культурном возвышении человека.

Многогранная культурная деятельность индивида и обще­ства представляет основу созидательного процесса, в котором качественно изменяется и общество, и человек как историче­ский субъект культурной деятельности. В этом процессе проис­ходит становление личности, ее полная социализация, всесто­роннее духовное обогащение. Все более гармонично сочетают­ся интересы и потребности личности и общества. Развитие культуры предполагает активизацию воздействия человека на все структуры и функции общества. Между тем одной активно­сти здесь недостаточно. Она обязательно должна быть разум­ной. К. Маркс замечал, что «культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно..., оставляет после се­бя пустыню...» [8]. Активно воздействуя на общество и созна­тельно преобразуя его в своих интересах, человек меняет и свою собственную суть. С этим, конечно, можно и не согла­шаться, но неоспорим очевидный факт, что развитие и совер­шенствование всех человеческих качеств связано не только с его генотипом, но и со способом его приобщения к социальной деятельности.

Люди, поскольку все они живут и действуют в конкретно­исторических условиях, объективно объединяются определен­ной культурой, то есть существуют не только в пределах при­родной среды, но и в условиях самобытной социокультурной реальности. Необходимо об этом своеобразии бытия человека помнить всегда, так как именно социально-культурная реаль­ность раскрывает его творческий потенциал, повышает уровень его общего развития. Этим объясняется потребность в фило­софском осмыслении социокультурной реальности, ее роли в жизнедеятельности конкретных людей и общества в целом. Только философский анализ закономерного развития всех об­щественных отношений связывается с рассмотрением уровня социальной культуры человека и его личной заинтересованно­сти в постоянном развитии, самосовершенствовании. Не «бла­женство от культуры», а «достоинство от культуры» - вот что должна давать человеку конкретная социально-культурная ре­альность. Цель ее существования заключается не в воплощении эфемерной справедливости на Земле или некой абстрактной свободы, а в истинной интеллектуальной и нравственной разви­тости кажого члена общества.

Истинная культура означает не господство человека над природой, а искусство его владения и управления собой. Непо­нимание индивидом своего предназначения во Вселенной губи­тельно прежде всего для него самого. Он обязательно должен осознать свою органическую взаимосвязь с Космосом. Такое осознание является главным условием его собственного выжи­вания, а также спасительной панацеей для природы планеты. В настоящее время человек оказался перед дилеммой - либо он научится управлять собой и тем самым освободится от низмен­ных качеств своей натуры, либо каждая его творческая инициа­тива будет опасна для его же существования.

Длительное время отношение к культуре было связано с так называемым чистым ценностным подходом, согласно кото­рому индивиды и целые народы рассматривались как культур­ные и некультурные, развитые и неразвитые. История различ­ных сообществ, народов и их культурной среды действительно развивается весьма неоднородно. При этом, кстати, рождение ценностных ориентиров всегда предшествует становлению но­вой культуры. «В культурной жизни возникают сложные про­блемы политического, социального и интеллектуального дви­

жения, - писал В. Виндельбанд (1848-1915). - Это создает в ценностном понимании жизни совершенно новые моменты и глубоко идущие изменения такой силы, о которой прежде и не подозревали» [9].

Личность, сформировавшаяся в рамках той или иной сис­темы координат общественных ценностей, обладает особым менталитетом, определенными стереотипами мышления и по­ведения. Так, личность, действующая в системе высоких обще­ственных ценностей, чувствует себя в ней уютно, свободно. Пе­реход ее в иную сферу ценностей ведет к перестройке всей со­вокупности сформировавшихся у нее культурных навыков. Оп­ределяя понятие «ценность», как правило, указывают на внут­ренние важнейшие потребности человека. В первую очередь он нуждается в воздухе, воде, пище, жилище и т.д. Все это состав­ляет объективные условия жизни человека. Их значимость со­вершенно очевидна, но это предмет естественнонаучного, а не философского свойства.

Философия же интересуется потребно­стями, которые отражают культурные факторы: какая пища, ка­кое жилище и т.п. Конечно, речь идет не об утилитарных во­просах (холодная или горячая пища, богатая белками, жирами, углеводами или бедная и т.д.). С позиции философии рассмат­риваются приобретенные человеком новые вкусовые подходы в оценке предметов потребления (с точки зрения красоты, моды, соответствия традициям и т.д.). Поэтому само собой разумеет­ся, что философский анализ содержания социокультурной ре­альности не исключает ни ценностной характеристики сооб­ществ людей, ни сравнения их как более развитых или менее развитых, как более или менее духовно обогащенных и т.п.

Социокультурная реальность по своей сути является реак­цией на человеческие запросы и интересы, она не существует вне созидательной деятельности человека. Несомненно, что культура людей всегда есть некое общечеловеческое достиже­ние. Столь же несомненно, что всякий философский анализ предполагает особые философские интерпретации культуры. В традиционном смысле культура означает исторически совокуп­ное сотворение людьми нового мира - «второй природы» (Маркс). Но отличая социально-культурную реальность от есте­ственной природы, ее не следует отделять от общества. Творче- ски-созидательная деятельность исторического человека пре­вращается в особое его качество - надбиологическое, иначе го­

воря - сверхприродное. А морально-правовая система связей и отношений, складывающихся между людьми, позволяет компе­тентно регулировать социально-индивидуальное поведение че­ловека.

Социокультурная реальность не есть какое-либо производ­ство, какая-либо предметная деятельность, наука или медици­на, искусство или религия, политика или экономика. Она вы­ступает как качественное пространство деятельности людей, как поле реальной свободы их мышления и поведения, содер­жащее в себе целостность отношений как к самой деятельно­сти, так и к ее результатам. Подчеркнем, что духовно-нравст­венные отношения в обществе - центральный элемент этого яв­ления, определяющий как его характер, так и внутреннюю ар­хитектонику и направленность.

Специфика социокультурной реальности состоит также и в том, что, представляя собой об­щественные ценности, она в то же самое время есть характери­стика различных проявлений общественной жизни с точки зре­ния ее изменения и развития. Все сказанное позволяет сделать вывод, что социально-культурная реальность должна рассмат­риваться в различных качественных аспектах: с одной стороны, как важнейший фактор самой общественной жизни, с другой - как ее внутреннее самовыражение, а с третьей - как ее духов­ное качество.

Наличие высокой духовной культуры отличает человече­ское общество от мира животных. Любое сообщество людей предполагает духовное сотворчество в процессе создания соци­ально-культурной реальности. Выражаясь философски, культу­ра стала уникальным способом формирования системы новых цивилизованных видов общения, которые развиваются и пере­даются из поколения в поколение, наполнясь новыми социаль­ными смыслами. Превращение истории человеческого сообще­ства во всемирную историю означает становление и новой со­циально-культурной реальности в масштабах всего человечест­ва. Современные глобальные проблемы, проблемы выживания стимулируют становление новой (глобальной) культуры. Буду­чи качественной характеристикой общественной жизни, глоба­листская социально-культурная реальность выступает как явле­ние сложное и разностороннее. В связи с этим она должна быть рассмотрена в различных аспектах ее функционирования, но

прежде всего - через призму философского морфологического анализа бытия культуры как таковой.

2.3.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Социокультурная реальность.: