<<
>>

Любовь как способ существования человека.

Любовь как особый способ межличностного общения - фундаментальная категория философии и психологии, отра­жающая смысловую сторону человеческой жизни. Именно она одухотворяет жизнедеятельность индивида, его идеалы и т.д.

Любовь можно мыслить только как начало тонкой сферы чисто человеческого общения. Она имеет субъективно-объективную основу. Это значит, что субъективные ощущения любви в принципе всегда объективно обусловлены. Любовь - это субъ­ективное отношение человека к миру бытия, предполагающее стремление к счастью. Благодаря любви человечество сущест­вует и постоянно самосовершенствуется. В этом чувстве рас­

крывается естественная потребность (желание) каждого челове­ка стать лучше. Только в любви преодолевается межличностное отчуждение, достигается духовное единение, люди перестают испытывать горечь одиночества, чувство душевной опустошен­ности.

Любовь не поддается управлению и разумному объясне­нию. О ней можно сказать только то, что она есть, и не более. Невозможно словами объяснить механизм ее возникновения и многочисленные проявления. В античной мифологии, к приме­ру, ее считали особой космической силой, способной творить чудеса. Сохранилась красивая легенда о том, как жена бога Осириса Изида воскресила усопшего мужа слезами любви.

Однажды появившись на Земле, любовь прочно заняла свое место в жизни человечества. Но отношение к ней всегда было противоречивым. Ее обожествляли и проклинали. В ее честь создавали великие произведения живописи и музыки, пи­сали стихи, возводили дворцы и храмы. Из-за любви сажали в тюрьмы, отправляли в монастыри, даже сжигали на кострах. И сегодня любовь считается одной из самых таинственных сил, которая притягивает к себе множество закрепившихся в фило­софских и культурологических учениях смыслов духовного восхождения личности. Но главное заключено в понимании любви как возвышенного чувства, направленного на разреше­ние сакральных проблем человеческого бытия, на достижение межличностного единства, слитности с другим индивидом.

«Это страстное стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений, - писал фило­соф и психолог Эрих Фромм. - Это самая главная страсть, это сила, которая скрепляет в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род. Без любви человечество не смогло бы просуществовать ни дня» [1]. Именно любовь как качество культурно развитой личности, по Фромму, позволяет понять и объяснить сущность человеческого бытия.

Любовь - это необычайно сложное духовное явление в жизни человека. Поэтому она внимательно и всесторонне ос­мысляется философами. Философский анализ любви - это пре­жде всего стремление познать любовь посредством мысли, сде­лать самые общие умозаключения о данном феномене. Счита­ется, что философия любви есть ее рациональное осмысление как главного источника истинно человеческого бытия. Любовь

предстает в философии как первоначало, сущность бытийного существования человека: индивидуального и общественного. Иначе говоря, любовь в философии рассматривается в виде чистого человеческого бытия, когда человек любит весь мир, жизнь как таковую. Не случайно наиболее фундаментальным типом любви, лежащим в основе всех ее видов, является лю­бовь к роду человеческому (братская любовь), которая предпо­лагает осознание ответственности за жизнь и здоровье другого человека, желание помочь ему.

Общеизвестно, что философия имеет дело не только с ин­теллектом, но и с эмоциями, социальными чувствами, всем спектром духовных проявлений человека. В силу этого совер­шенно правомерно метафизически осмысливать такую ипо­стась человеческой способности, как любовь - феноменальное социопсихологическое состояние личности, возникающее в процессе развития особых связей и отношений между людьми.

Издревле любовь считалась источником (началом) истин­но человеческого бытия, ибо именно она предопределяла смысл жизни каждого человека, да и судьбу всего человечества. Вспомним прославленного древнегреческого врача, философа Эмпедокла, создавшего учение об основах бытия, представлен­ных землей, водой, воздухом и огнем, которые он называл «корнями всех вещей».

Они, по Эмпедоклу, не сводимы друг к другу, но могут смешиваться и разделяться, то есть спонтанно приходить в движение, источниками (первоначалами) которого являются антиподы - Любовь и Вражда. Когда первенствует Любовь, все материальные элементы перемешиваются и обра­зуют «шару подобный, окруженный покоем гордящийся Сфе- рос» [2]. Таким образом, Эмпедокл рассматривал любовь как космическую энергию, стремящуюся усмирять и объединять во Вселенной все, что имеет тенденцию к распаду.

Основы философского познания любви, как многие сего­дня считают, сформировались в Древней Греции. А Рим успеш­но продолжил греческую традицию осмысления любви как су­губо индивидуального и социально-психологического явления. Не упрощая ситуацию того времени, можно смело утверждать, что в античности уже различали два принципиально разных ви­да любви. Это любовь-страсть и платоническая любовь. Первая предполагает чувственно-эмоциональное состояние личности, которое противостоит разуму, самопознанию. А следовательно,

данный вид любви - это не путь к собственному благополучию. Платонический же вид любви выражает чувственный идеал за­боты индивида о самом себе в лучшем смысле этого слова. Та­кая любовь возвышает личность, ибо она, не подверженная сле­пым страстям, направляется умом, обусловливается нравствен­ным воспитанием.

Несмотря на зримые различия в понимании и оценке раз­ных видов любви, в античности особо подчеркивали, что она возникает только при очень сильном внешнем воздействии на человека. В Греции, к примеру, считалось, что Эрот (бог люб­ви) поражает человека стрелой своего лука и делает его плен­ником любви. А главное, любовь не есть усилие самой лично­сти, ее ума, то есть не человек достигает состояния влюбленно­сти, а сама любовь захватывает его, зажигая возвышенным чув­ством, силой страсти. Платон считал, что только любовь откры­вает людям глаза на истину, добро и красоту. В своем познании мира человек как бы вступает в брак с любовью, и от этого бра­ка появляется прекраснейшее потомство, которое именуется духовностью и включает в себя философию, мораль, науку и искусство.

Только посредством любви индивид открывает смысл своей жизни и становится собственно человеком.

Западноевропейские, но особенно русские философы XVIII-XIX веков состояние любви понимали и толковали не­сколько иначе, чем античные мыслители. Так, француз маркиз де Сад (1740-1814) называл любовь формой душевного безу­мия. Именно поэтому, считал он, ей бессмысленно сопротив­ляться. Наоборот, нужно безропотно следовать ее природе. Примерно к тому же призывает и великий немецкий философ И. Кант. «Порой мужчины, чтобы понравиться, - уверен фило­соф, - усваивают женские слабости, а женщины иногда (хотя и гораздо реже) подражают мужским манерам, дабы внушить к себе глубокое уважение, но то, что делают против природы, де­лают всегда неплохо» [3]. А на вопрос о том, как же надо отно­ситься к любви-страсти или любви-наслаждению, И. Кант отве­чает следующим образом: все это недопустимо, поскольку не соответствует целям человеческой природы и ведет к ее иска­жению, унижает личность.

Русский мыслитель В.В. Розанов (1856-1919) восторгается любовью-страстью, но только в лоно семьи. Он превозносит ее до небес, включая то телесное наслаждение, которое такая лю­

бовь приносит людям. Более того, В.В. Розанов сам акт любов­ного совокупления рассматривал как естественное и необходи­мое слияние душ. А вот другой русский философ Н.А. Бердяев видит в половом акте разрушающий личность момент, фактор бездуховности, ибо он отвлекает от лица любимого. По мнению Н.А. Бердяева, не только в личной жизни, но и в науке, искусст­ве, общественно-политической деятельности всегда есть место искренней любви. Только у любящего возникают светлые идеа­лы, проявляются благородные чувства, рождаются прекрасные идеи, которые он способен воплотить в действительность.

Большая истинная любовь, наполняя человека духовной энергией, добротой помыслов, дает ему внутренние силы жить осмысленно, всегда и во всем действовать гуманно. Тема ис­тинной любви и нравственного идеала пронизывает творчество великого русского писателя и мыслителя Льва Толстого.

Его проповедь «всеобщей любви» нашла понимание у самых раз­ных слоев населения. Однажды он резонно заметил: «Как тело человека требует пищи и страдает без нее, так и душа человека требует любви и без нее страдает» [4]. Эту мысль продолжил философ Д.А. Андреев (1906-1959), страстно убеждая в том, что любовь человеческая, как и творчество, не есть исключи­тельный дар, ведомый лишь избранным: «Пучины любви, неис­сякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каж­дого из нас» [5].

О том, что такое любовь, с древности размышляли, спори­ли, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали. По­чему же человеку так трудно жить без любви? Русский фило­соф И.А. Ильин (1882-1954) в этой связи заметил, «что главное в жизни любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура ду­ха» [6]. Данное обстоятельство, по сути, указывает на то, что любовь есть прочное связующее звено в отношениях людей и особенно в их духовном общении. Разные философские учения, а также религии стремятся понять и использовать в своих инте­ресах уникальную способность человека любить. Однако надо признать, что и сегодня она представляет собой недостаточно осмысленную область человеческого бытия. Действительно, о любви так много сказано и написано, что философско-психоло­гический анализ многим кажется уже лишним. Но все же это настолько феноменальная сфера в отношениях и в общении лю­

дей, в формировании их судеб, что ее всестороннее философ­ское рассмотрение представляется нам необходимым. Это, кстати, сегодня признают все: педагоги и психологи, ученые и философы, социологи и политики, медики и писатели. Однако если мы заглянем в учебники по гуманитарным дисциплинам, то увидим, что данные проблемы в них практически не рас­сматриваются, а если и рассматриваются, то в самой общей декларативной форме. Так, в учебниках по психологии в гла­вах, посвященных чувствам, эмоциям, лишь вскользь упомина­ется о любви, а во многих пособиях по философии эта тема во­обще не затрагивается.

Между тем в истории философской мысли не было ни одного оригинального автора, хоть как-то уклонившегося от рассуждений об этом удивительном и очень сложном духовном явлении. А если признать, что тема челове­ка - действительно ведущая тема во всех мировых философ­ских системах, то проблема человеческой любви, взятая в ее особой духовной объемности и колоритности может считаться важнейшей, определяющей. Она тесно связана с философией, наукой, искусством, моралью и религией. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенци­альные возможности, а также мир, в котором он живет.

Любовь, будучи спонтанным (лат. spontaneus - самопроиз­вольный) чувством глубокого, интимного переживания, симпа­тии индивида к кому-либо или чему-либо, высвобождает ог­ромные внутренние силы человеческой натуры. Она многими признается тем необычайно важным фактором, который фор­мирует человеческую личность, определяя ее судьбу, награж­дая телесным и духовным наслаждением, страстным увлечени­ем, которые ни под какие привычные индивидуальные и соци­альные стандарты и моральные стереотипы не подпадают. Это совершенно необычные ощущения в человеческой жизни, где нет места никаким расчетам, жестким правилам и предписани­ям. Любовь всегда и везде отличает имманентное эмоциональ­но-возвышенное самосозидание. Да уже самые первые ее при­знаки - восхищение, благоговение, милосердие - говорят сами за себя. Это, наверное, самое альтруистическое душевное со­стояние. Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону люб­ви, формирующую личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции, заслуживая любовь к себе.

Любовь представляет максимальную ценность для всего рода человеческого как имманентный (внутренний) морально- нравственный генератор радости и наслаждений, источник сча­стья. Во многих описаниях любовных чувств указывается на особую способность человека душевно «сливаться» воедино с другим. «Истинная сущность любви, - замечает Г. Гегель, - со­стоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой» [7].

В сущности, Г. Гегель рассуждает об идее «слияния» душ, когда душа любящего живет и растворяется в душе любимого и при этом обретает самое себя. Здесь, может быть, заложена сущностная основа любви. Действительно, в состоянии истин­ной душевной слитности есть нечто таинственное, даже мисти­ческое. Философия обнаруживает эту сферу бытия и строго ра­ционально описывает. Ее качественной стороной является ос­мысление не самого факта, а знания или мнения о нем. Именно поэтому философски любовь исследуется как феномен ирра­ционального знания, рассматривается ее роль в реализации творческой активности субъекта, а также ее ценностная значи­мость.

5.2.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Любовь как способ существования человека.: