<<
>>

Осмысление сущности человека как главная задача философской антропологии.

Современные философы при осмыслении становления фи­лософской антропологии опираются на положения антропоцен­

тризма. В частности, они считают, что понятие «человек как личность» сформировалось в процессе философского дискурса (discursus - рассуждение) о космичности, социальности и оду­хотворенности человеческого бытия.

С одной стороны, выдви­нутый и разработанный естествоиспытателями на основе дан­ных астрономии, астрофизики, системотехники, биомедицины и других наук антропный принцип конкретизировал условия, да и возможности физического существования человека во Все­ленной. В то же время человек как мыслящая материя (Эн­гельс) все глубже осознает себя активно действующим факто­ром не только природной, но и социально-культурной среды. Это определяет представление о человеке как о сознательном соучастнике мировой коэволюции, что делает его ответствен­ным за результаты своей творческой и созидательной деятель­ности. Следовательно, к человеческому индивиду предъявля­ются повышенные требования, касающиеся уровня его куль­турного развития, наличия в нем высоких профессиональных, организационных, нравственных, духовных качеств.

Все возрастающее значение приобретают в этих условиях самопознание и самоосознание человеком своей космической сущности, ее конкретного проявления во времени и простран­стве, создание им механизмов регулирования всей духовной сферы культуры. Философ В.М. Межуев писал: «Под челове­ком понимается в данном случае не ’’человек вообще”, не лю­бой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носи­телем... Главной причиной разрыва между "оценочной" и "опи­сательной” функциями культуры, то есть между ее философ­ским и научным пониманием, является, таким образом, обнару­жившиеся расхождения между культурной практикой европей­ского человека и культурой всех остальных народов, как они предстали в опыте их научного изучения» [9].

Развитие антро­поцентризма и антропологии исторически отражает изменения в их содержании: на ранних этапах человек выступал только как результат эволюции мира, затем уже как участник мирового процесса и в конце концов - как решающий фактор мирового саморазвития.

Теоретическая и практическая значимость антропоцен­тризма и философской антропологии в развитии медицинского менталитета не вызывает сомнений, хотя соответствующие

проблемы ставились и решались по-разному в русле противо­стоящих друг другу материалистической и идеалистической философских традиций. Если идеалисты «разбивают» целост­ное человеческое существо, создавая тем самым конфликт меж­ду духом (разумом) и плотью (телом), или отождествляют чело­века с сознанием (мышлением), то материалистическая фило­софская антропология сущность человека представляет как не­что целостное. Согласно Л. Фейербаху, главными показателями в сущности человека являются духовные начала - такие, как ра­зум, воля, совесть, любовь, которые формируются только в об­щении. Философско-антропологический принцип Л. Фейербаха представляет собой и поныне исходный методологический при­ем решения основного философского вопроса в медицине.

Кстати, сегодня во всей мировой философии опять произо­шел «крутой поворот» к человеку. Философско-антропологиче­ский ренессанс проявляется в повышенном интересе филосо­фов и медиков к проблеме целостного человека, в возрождении антропоцентрических по своей сути вариантов исследователь­ской парадигмы, в выработке новых путей постижения феноме­на человека, в поисках системного подхода к данной проблеме. А ведь еще совсем недавно философский антропологизм как тип мышления и&(ел ярлык «абстрактного». Утверждалось да­же, что все чисто философские размышления о человеке безна­дежно увязают в биологизме. Порой биосоциальную природу человека толковали таким образом, что получалось, будто он и вовсе существо бестелесное. А ведь человек всей своей плотью и кровью принадлежит естественной природе. В этой связи се­годня необходимо философски осмыслить некоторую часть со­циально-природных изменений человека и осознать их как не­кое интегральное образование, нераздельную совокупность.

Мы уже говорили о том, что всякая философская антропо­логия начинается с постановки вопроса: «Что есть человек?». С одной стороны, это понятие философское, то есть в определен­ном смысле абстрактное. Но необходимо признание того факта, что человек - это исключительное существо, особый род суще­го на Земле и в Космосе. Несомненно, что это не только телес­ное, но и разумное, нравственное, волевое создание. Каждый индивид, безусловно, сам осознает свое принципиальное отли­чие от иных живых существ. Прежде всего, он всегда стремится быть самим собой, постоянно развивать потенциально заложен­

ные в нем способности. А это уже можно считать очевидным фактом проявления зрелого самосознания. Но современная фи­лософская антропология не закрывает глаза и на негативные факторы в человеческой сущности: агрессивность по отноше­нию к другим людям и природе, скрытые темные импульсы - стремление к стяжательству, непомерным вожделениям и т.п.

Сегодня перед пытливыми умами философов, психологов, медиков предстает великое множество самых разнообразных картин человеческого бытия, которые в принципе невозможно свести в рамки единой концепции. Но все они с философской точки зрения могут быть объединены в целостный умозритель­ный процесс осмысления феномена человека. Сквозь толщу ис­тории развития человечества проходит общая системообразую­щая нить, связывающая различные аспекты человеческого бы­тия, которые, с одной стороны, выступают как результат, полу­ченный в процессе исторического развития, а с другой - как ма­териал, ожидающий своего синтеза в будущем, как выражение целостности, которая постоянно брезжит где-то вдали в виде идеальной цели систематизации усилий всех философов.

Философская антропология - одно из самых влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренче­ской и методологической установкой, основой всех изысканий философской антропологии был человек, и только человек. Та­кой подход берет начало от известного принципа, выведенного античным философом Протагором: «Человек есть мера всех ве­щей».

Речь идет о способности человеческого индивида овладе­вать естественной природой и культурой. Размышления о чело­веке с точки зрения его бытия охватывают самый широкий спектр проблем. Сторонники данного подхода отталкиваются от того факта, что человек - это многомерное и к тому же по­стоянно меняющееся единство. И хотя некоторые его важней­шие физические параметры остаются неизменными на протя­жении тысячелетий, они не раскрывают всей природной сущно­сти человека, заключенной в загадочном единстве его биологи­ческого и духовного начал.

Согласно принципам философской антропологии, человек является микрокосмом, задающим самому себе все новые и но­вые вопросы. Кроме того, он выступает как особо активное на­чало, пытающееся осознать внешний мир и определить свое ме­сто в нем, а исследуя окружающую среду, преобразует, карди­

нально изменяет ее по своему разумению. Другими словами, человек - творец и в то же время творение культуры, носитель духовности, принципиально отличающей его от остального жи­вого мира. Исходя из такого понимания человека, философская антропология стремится осмысливать его сущность, смысл и характер его бытия с позиций философии. Это учение направ­лено на органическое слияние конкретного изучения различных сфер бытия человека с целостным философским его постиже­нием.

Исходным положением философской антропологии как специального направления, изучающего человека, является то обстоятельство, что последний рассматривается в ней в качест­ве универсального «ключа», подходящего для открытия и раз­решения всех проблем бытия, даже тех, которые вроде бы вооб­ще не имеют к нему никакого отношения. «Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию, - утверждал Н. А. Бердяев. - Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над все­ми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без ко­торой нельзя дерзать, философствовать» [10].

Как часть философского знания философская антрополо­гия органично связана с естествознанием, медициной, психоло­гией и образует вместе с ними комплекс научных и гуманитар­ных дисциплин о человеке. Важно отметить, что она имеет дело с человеком не как с объектом научного познания (биофизиоло- гического, психологического, логического, социологического и т.д.), а как с субъектом сознания.

Главной задачей философской антропологии стало осмыс­ление проблемы сущности человека. По мнению немецкого фи­лософа Шелера, философская антропология - это «базисная наука о сущности и о сущностном строении человека; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире; о силах, которые движут им и которые движет он, об основных направлениях его биологического, пси­хического, духовно-исторического и социального развития, а также сущностных возможностях этого развития и о действи­тельности этих возможностей» [11]. Таким образом, в рамках философской астропологии осуществляется рассмотрение осо­

бого положения человека в бытии природы и общества. Об этом писал еще К. Маркс: «Сущность человека не есть абст­ракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительно­сти она есть совокупность всех общественных отношений» [12].

В начале XX века, когда уже многими признавалось то об­стоятельство, что человек - продукт уникальный, ибо «рожден» в результате космической эволюции, центральным для всей ан­тропологической проблематики стал вопрос о сущностном от­личии человека от высокоорганизованных животных и о необ­ходимости философского осмысления этого факта. На первый план выдвинулась задача раскрытия сущности человека вообще и трансцендентной сути человеческого индивида в частности. Многие экзистенциалисты были уверены, что «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр), ибо сам по себе чело­век - ничто, он развивается в общественной среде, которая на­кладывает на него свой отпечаток. Его сущность формируется в процессе жизнедеятельности.

А вот экзистенциалист А. Камю не соглашался с данным тезисом и считал, что сущность чело­века заложена природой в качестве «семени», а не в качестве неизвестно откуда взявшегося «плода».

Как бы то ни было, проблема духовной сущности человека всегда находилась в центре естественнонаучного, научно-меди­цинского и философского познания. Необходимо отметить, что в процессе поиска ее философией и медициной интегрируются все естественнонаучные, общественные и гуманитарные зна­ния. А без этого невозможно даже помыслить специфические (духовные) функции, их ролевые значения в жизнедеятельно­сти человека. Однако ныне сложилось весьма парадоксальная ситуация: в школе обучают физике, химии, биологии, истории, но почему-то не преподают психологию личности, основы ме­дицинских знаний. А ведь при наличии элементарных навыков в указанных областях люди не только лучше контролировали бы свое физическое и душевное здоровье, но и значительно по­высили бы культуру общечеловеческого (духовно-обществен­ного) бытия.

Определений здоровья в медицинской литературе доста­точно много. Нет необходимости добавлять еще одно. Сутью предлагаемых размышлений будет философское осмысление здоровья как суперценности личности. И. Кант был убежден,

что философия имеет смысл только тогда, когда она помогает людям понять, как им жить, чтобы жить долго и при этом быть здоровыми. Познавательные возможности философии, в част­ности в осознании феномена здоровья, несомненно, высоки.

Философский подход к осмыслению проблемы здоровья опирается на три момента: человек - продукт и фрагмент при­роды, общества и самого себя. А отсюда следует, что источни­ками его здоровья являются природа, общество и он сам. Здо­ровье человека изучают естественные науки, прежде всего ме­дицина, затем общественные и, наконец, гуманитарные (в пер­вую очередь - философия). Ниже речь пойдет о философском осмыслении путей и средств сохранения человеком собствен­ного здоровья.

Поддержание физического и душевного здоровья, то есть следование принципам здорового образа и творческого стиля жизни, получило название диететики (греч. diaita - образ жиз­ни, определенный пищевой режим). Сегодня размышления о философии здоровья - это, по сути, раздумья о смысле диетети­ки. В философии медицины давно утвердилось представление о том, что наиболее эффективным лечением является так назы­ваемое этиотропное, то есть направленное на устранение глав­ной причины заболевания, а не симптоматическое, ликвиди­рующее только те или иные его внешние проявления. Отсюда следует, что в первую очередь бороться надо с теми неблаго­приятными общественно-экономическими и социально-полити­ческими условиями, которые инициируют массовые заболева­ния. А это значит, что необходимо всеми силами способство­вать становлению и укреплению экономического могущества Отечества, развивать науку, образование, медицину. В 1997 го­ду академик РАМН Д.С. Саркисов писал: «Мы, врачи, не пере­стаем быть политиками, то есть гражданами нашей родины, и заявляем, что политика нашего правительства, политика безгра­ничного административного произвола, бесконтрольного хо­зяйничанья в финансах ввергла уже нашу страну в ужасающую нищету» [13].

Борьба за физическое здоровье человека - это только одна сторона дела. Есть и другая, не менее важная задача, стоящая сегодня перед всеми интеллектуалами, но особенно перед фи­лософами. Речь идет о борьбе за здоровый дух народа, и преж­де всего молодежи. Психоаналитик и философ Э. Фромм в свя­

зи с этим справедливо отмечал: «Обычно мы пребываем в полу­сонном состоянии и пробуждаемся только для деловой актив­ности; но мы еще недостаточно проснулись для жизненной ак­тивности, что является единственной значимой задачей для жи­вого существа. Великими вождями человечества становятся те, кто пробудил людей от полудремы. Великие враги человечест­ва - это те, кто погружал его в сон, и не столь уж важно, приме­няли ли они в качестве снотворного поклонение богу или золо­тому тельцу» [14].

На здоровье человека очень сильно влияют различные природные циклы (лето - зима, день - ночь, прилив - отлив и т.д.). От них во многом зависит жизнедеятельность человека, именно их сменой объясняются подъемы и спады в его настрое­нии, успех и неудачи в работе. Цикличны, кстати, бодрствова­ние и сон. О циклах людям известно многое, но сущность их скрыта от человеческого сознания. Между тем более углублен­ное их изучение позволит управлять жизненными процессами, как физическими, так и психическими.

Физическое и психическое здоровье современного челове­ка свидетельствует о его способности разумно приспосабли­ваться к радикально изменяющимся условиям социального и природного существования. Напротив, болезнь говорит о сни­жении адаптационной способности индивида. Все это ведет к постепенному увяданию организма и затем к его смерти.

Ни для кого не секрет, что сегодня на нашей планете усло­вия обитания практически всех живых организмов резко ухуд­шились. Встал вопрос о необходимости срочного разрешения глобальных проблем человечества. Потребовались новые испы­тания «на прочность» всего живого. Кстати, ученых, работаю­щих в области естествознания, не случайно называют естество­испытателями. Они действительно осуществляют некое «испы­тание» живой природы для познания закономерностей ее есте­ственного развития с целью дальнейшего качественного изме­нения или преобразования. Говоря иначе, познание живой при­роды, по крайней мере в эксперименте, есть испытание объекта с целью получения как можно большей информации о нем.

Остро встал ныне вопрос о смысле и целях существования не только человека вообще (философский аспект), но и отдель­но взятого человеческого индивида (биомедицинский аспект) в связи со сложными противоречивыми ситуациями, причиной

возникновения которых являются необоснованные, даже риско­ванные преобразования природы. Современный русский уче­ный с мировым именем Н.Н. Моисеев (1917-2000) в конце XX столетия писал: «Мощность человеческой цивилизации, ее спо­собность влиять на ход событий общепланетарной эволюции становится столь значительной, что в принципе она способна разрушить сложившуюся ситуацию, сложившееся состояние биосферы, которую мы условно назовем равновесной. Конечно, сегодня человек еще не способен уничтожить биосферу на­прочь. Но под его воздействием она может перейти в новый равновесный режим. И каков он будет, об этом мы сегодня ска­зать пока ничего не можем. И даже не знаем, будет ли место для человека в этой новой биосфере. Поэтому на передний план научного анализа выходят проблемы таких оценок альтернатив человеческой деятельности, которые не нарушают гомеостазиса человечества как вида, не разрушают, а обеспечивают совмест­ное развитие человека и биосферы» [15].

Кроме того, нельзя не отметить, что новый образ цивили­зации все более ассоциируется сегодня с космическими и эко­логическими идеями, с эстетическими идеалами обеспечения единства всего человечества. Философские категории выдвига­ются на первый план - так же, как и морально-этические. При этом новый образ цивилизации рождается вместе с новым обра­зом человека. Большинство философов считает, что нынешнее человечество живет в переходное время, когда завершает суще­ствование и развитие один тип человека - Homo sapiens - и складываются условия для образования другого типа - Ното morale, нацеленного на осуществление нравственного самокон­троля. Поэтому в современных условиях нужно не столько изу­чать существующий тип человека, сколько готовить почву для формирования человека грядущей цивилизации. Такая интел­лектуальная рабоїа философов, ученых и медиков предполага­ет, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых способов общения и общежития людей, а с дру­гой - философско-моральное обеспечение самой подготовки нового типа общественного бытия. Последнее нуждается в фи­лософском анализе кризиса сложившегося человеческого типа и в формировании новых требований, предъявляемых к новому человеку, в разработке новых идей и принципов его жизнедея­тельности. Современный европейский тип личности, к которо­

му все привыкли, скорее всего, отомрет, но он станет основой (антропологической базой) принципиально иного, прямо проти­воположного первому как носителю завышенных потребно­стей, выразителю чрезмерных претензий, эгоцентризма.

3.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Осмысление сущности человека как главная задача философской антропологии.: