<<
>>

Здоровье как «космическое» качество человека.

Здоровье как «космическое» качество человека, будучи высшей и предельной ценностью, осмысливается учеными в области естественных и гуманитарных наук, врачами и филосо­фами. Ведь это самый важный фактор общечеловеческого раз­вития.

Это состояние, выражающееся в способности индивида оптимально удовлетворять все свои психофизиологические и социальные потребности. В здоровье проявляется природный (биологический) потенциал человеческого индивида, а также его психофизиологические ресурсы и духовно-интеллектуаль­ные данные. Само слово «здоровье» имеет великое множество антропоцентрических смыслов и значений. В этой связи в пер­вую очередь необходимо сказать о зависимости здоровья чело­века от процессов, происходящих в Космосе.

Проблемами здоровья уже не одно тысячелетие занимают­ся философия и медицина. Последняя призвана упреждать бо­лезни и врачевать. Медиками даже выработана «метрия здоро­вья», то есть некие параметры количественно-качественного из­мерения объективного состояния организма. При этом называ­ются пять уровней здоровья. Низший уровень предполагает простое выживание, а высший указывает на полноценную жиз­недеятельность. Качественные уровни здоровья индивида име­ют большое значение. Фиксируюя их, можно с успехом решать многие профессиональные задачи и давать персональные реко­мендации по организации режима труда и отдыха, профилакти­ки болезней и лечебного питания и т.д.

Если определять здоровье человека, используя философ­скую лексику, то получится, что оно есть не что иное, как дос­тижение свободы на разных уровнях человеческого бытия. Рус­ский философ Н.А. Бердяев говорил: «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять при­нудительного, насильственного совершенства. Все в человече­ской жизни должно пройти через испытание свободы» [16]. Это

утверждение созвучно мысли К. Маркса, который считал, что «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь» [17].

Значит, чтобы быть здоровым, необходимо иметь полную свободу для полноценной жизни. На телесном уровне следует освободить человека от физических страданий, на психическом уровне - от мук низменных страстей и беспокоящего страха, на ментальном уровне - от угрызений совести, корысти, эгоизма, грубого ин­дивидуализма. А вот на философском (экзистенциальном) уровне надо добиться свободы творчества, чтобы каждый чело­век мог быть самим собой. Такой подход указывает на здоровье индивида как на единство порядка, гармонии, красоты в его те­ле и духе, то есть как на микрокосмос, пртивостоящий хаосу. Согласно философии русского космизма, здоровье человека есть объективное космическое явление - преисполненность сознанием тесной внутренней связи с Космосом (греч. kosmos - упорядоченное единство).

Таким образом, здоровье человека, понимаемое как некое космическое явление, выражает прежде всего надындивидуаль­ный уровень развития его организма и духа. На космизм здоро­вья указывает врожденная индивидуальная способность челове­ка адаптироваться к условиям резких качественных изменений в природной, общественной среде и духовной жизни. Здоровье может стать модулем человека, управляющим его судьбой в за­висимости от сложившейся ситуации в природе и обществе.

Осмысление космизма здоровья как важнейшей научной и практической проблемы пришло к нам из глубокой древности, а именно из трудов Эмпедокла, Гиппократа, Платона, Аристо­теля, Галена и многих других мыслителей. В немалой степени сегодня нужно заново переосмыслить идеи древних филосо­фов-врачей о диететике как космизме здоровья, которая опира­ется, по сути, на два фактора: человек - дитя Космоса и про­дукт общества. Космос воздействует на его способности к твор­честву, созидательной жизни и деятельности. Одновременно основой формирования здорового образа жизни человека ста­новятся философские и морально-этические установки. С дет­ства индивид стремится выработать у себя ответственное отно­шение к своему здоровью как к общенародному достоянию и высшей общечеловеческой ценности.

Думая о себе и своем здоровье, необходимо строго соблю­дать общечеловеческие нормы и принципы морали, регулирую­

щие все сферы человеческого бытия. Так, корысть и зависть - это самые плохие жизненные ориентиры. Они приводят к внут­ренним переживаниям и страданиям, делают человека черст­вым, то есть морально больным.

Сохранение, но особенно возвращение здоровья людям - это фундаментальная комплексная гуманная и гуманитарная за­дача. Ее невозможно решить только в рамках системы здраво­охранения. Большая роль здесь отводится физкультуре, культу­ре вообще, психологии, философии. Функция последней состо­ит в том, чтобы концептуально обосновывать смысл жизни че­ловека и учить его лично осмысливать сущность своего бытия вообще и здоровья в частности. Еще немецкий философ И. Кант указывал на сугубо практическое назначение филосо­фии в жизни людей, ибо она призвана учить их жить долго и не страдать от болезней. Кстати, все это он продемонстрировал на собственном примере. В принципиальном плане диететика И. Канта содержит две максимы: знай и цени свое место в жизни и делай все, чтобы всегда и везде быть человеком. Философия здоровья, по сути, сводится к тому, чтобы обеспечить индивиду осмысленную интересную и общественно полезную жизнедея­тельность. Высшим идеалом в жизни каждого человека должно быть стремление к личной свободе, нацеленность на обогаще­ние своего сознания гуманитарными знаниями и практически­ми навыками для целенаправленной деятельности, саморазви­тие индивидуальных способностей для свободного проявления естественных наклонностей.

Духовные ориентиры - это своего рода призма, через ко­торую индивид воспринимает мир - внешний и внутренний. Здоровье человека как высшая общечеловеческая ценность придает определенный смысл внутренней взаимосвязи между сознанием и самосознанием. Не случайно люди издавна счита­ли и до сих пор считают наивысшей формой выражения своего доброго отношения к кому-либо пожелание здоровья. Социаль- но-нравственая система ценностей, указывающая на состояние духовного здоровья человека, выражает не только смысл его жизни: она еще и предполагает наличие в людях неких общих чисто человеческих качеств - таких, как внимательность, ответ­ственность, доверчивость, заботливость, совестливость и т.п.

Духовно здоровый человек в ответе за все свои действия по от­ношению к другим людям. Он в ответе и за каждое свое слово.

В народе существует поверье, что доброе слово приносит добро и успех в делах тому, кому оно было сказано, и наоборот, слова проклятия, злые пожелания влекут за собой болезни и несча­стья.

Слово может возвысить человека, а может и унизить на­столько, что при этом пострадает его личное достоинство. Еще легендарный Эзоп указывал на всесилие человеческого языка. Слово вдохновляет на подвиги, выражает радость и ласку. Но оно может сделать людей врагами, внося в их жизнь горе и зло. Слово способно огорчать и разочаровывать, оскорблять и пре­давать. Именно оно сегодня становится действительно самым эффективным психорациональным «инструментом» любого ме­дика, ибо последний всегда имеет дело в первую очередь с лич­ностью больного, а уже потом только с его болезнью. Слово врача настолько универсально и всесильно, что благотворно вляет и на душу, и на сердце, и на разум, и даже на тело. К со­жалению, многие еще недооценивают воздействие злого или грубого слова на нервную систему человека, которая отвечает целым рядом негативных реакций, ведущих к заболеваниям сердца, сосудов, органов эндокринной системы и, конечно, к нарушениям психического состояния.

Философы всегда были скрупулезны в осознании роли че­ловеческого слова в жизни и деятельности людей. Ведь это не только символ или сигнал для передачи информации. Слово всегда несет тот или иной смысл, но его каждый понимает сугу­бо по-своему. Так, субъективизм в умственном восприятии и эмоциональном переживании слов поэтов и философов естест­венен и даже закономерен. Но есть и другой аспект данной про­блемы. Объективно получается так, что всякое изреченное сло­во есть ложь. Но эта ложь особая. Она возникает не из-за какой- либо корысти говорящего, а по причине некой объективной «невыразимости» смысла того, что он хочет сказать. Однако на данную проблему можно посмотреть и с другой стороны.

Авст­рийский философ Л. Витгенштейн в предисловии своего «Логи­ко-философского трактата» писал: «Весь смысл книги можно выразить приблизительно в следующих словах: то, что может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно го­ворить ясно, о том следует молчать» [18]. Об этом выводе фи­лософа необходимо постоянно помнить всем, но особенно вра­чам и медицинским сестрам.

Человек обретает свое здоровье лишь в тесном общении, в коммуникации с другими людьми. Более того, он становится самим собой лишь в той мере, в какой становятся самими собой люди, с которыми он общается. Главное в здоровом образе жиз­ни - чтобы каждый индивид был причастен ко всей жизни в це­лом, в то же время созидая нечто незаурядное в сфере своей деятельности. Человек как замкнутая система превратился бы в ужасную нелепость. Поэтому он и является сознательным кол­лективистом. Взаимозависимость привела людей к необходи­мости взаимопомощи. Опытным путем были накоплены эффек­тивные лечебные средства и приемы борьбы с болезнями. Мно­гое из этого опыта закрепилось в народной медицине, а часть перешла в научную.

Таким образом, здоровье человека, вне всякого сомнения, является проблемой вечно актуальной. Практически все просве­щенные люди понимают, о чем идет речь, когда в медицине или философии обсуждают эту сторону бытия человечества. «Здоровье, - справедливо утверждает философ Н.И. Слуцкий, - биосоциальный потенциал человека, организму которого имма­нентны саморегуляция гомеостаза под контролем механизма синтеза белка, системная интеграция функций и уравновешива­ние с внешней средой динамическими стереотипами» [19]. Здо­ровье индивида есть, скорее всего, такое его состояние, при ко­тором он способен к естественному, гармоничному развитию без каких-либо деформаций, когда все органы его активно взаи­модействуют друг с другом и содействуют нормальному осу­ществлению функций жизнедеятельности.

Если медицина впредь будет мыслить проблемы здоровья не только в своих собственных категориях, но и в понятиях фи­лософии, то перед ней неизбежно встанет следующий вопрос: если здоровье действительно есть наивысшая человеческая цен­ность, то почему же отношение к нему у людей, как правило, не является адекватным этому утверждению? Геронтологи, к при­меру, философски размышляя о долголетии, ищут конкретные пути к увеличению продолжительности жизни человека.

Конеч­но, каждому из нас хотелось бы прожить подольше. Однако важна не столько длительность жизни, сколько ее осмысленно­сть и благополучие. Вспомним еще раз жизнь ученого и фило­софа И. Канта. В одной из предыдущих глав мы уже рассказы­вали о разработанной им индивидуальной системе личного

жизнеобеспечения: питания, отдыха и труда. Силой своего духа Кант поддерживал организм и психику в прекрасном состоя­нии. Его здоровье, которое он, кстати, сохранил до конца жиз­ни, можно считать образцом одухотворенного единства слова и дела.

Зигмунд Фрейд около ста лет назад ввел в научное упот­ребление термин «здоровье человеческой души». Речь идет о гармоничной взаимосвязи организма с психикой индивида. Но­вые естественнонаучные представления о взаимодействии пси­хики и соматики оказались сегодня весьма востребованными как в медицине, так и в философии. В настоящее время уже ни­кто не берется при возникновении болезненных состояний ос­паривать значение взаимосвязи и взаимозависимости тела (ор­ганизма), души (психики) и разума (интеллекта). Такая взаимо­связь воспринимается многими как «шанс» сформировать и до предела развить гармонию в естественном жизненном процес­се. Насколько непросто достигнуть такого идеального состоя­ния и поддерживать его, хорошо известно всем. Даже досада, психическое раздражение, простая усталость способны дефор­мировать все параметры бытия человека, не говоря уже о физи­ческих страданиях. Следовательно, происходит нарушение пси­хического равновесия, которое, в свою очередь, усугубляет боль.

В философской традиции поддержания здоровья самопо­мощь обычно связывается с рассудком, разумом, волей и т.п. Подобные взгляды выражаются в учении стоиков, этике И. Канта, философии жизни Ф. Ницше. Индивидуальная культура управления здоровьем предстает как философия здорового об­раза жизни, сознательного поддержания режима своего сущест­вования. Здоровый образ жизни является непосредственным ре­зультатом тонкого субъективно-личностного и духовного вос­приятия человеком мира, философского осознания им смысла и назначения своей жизни, овладения искусством управления жизнедеятельностью. Поэтому многие люди сознательно стре­мятся воспрепятствовать воздействию любых вредных внеш­них сил и внутренних факторов или устранить их с целью со­хранения своего жизненного тонуса. И трудно, конечно, понять логику жизни тех, кто злоупотребляет алкоголем, никотином и наркотиками. Всем известно, что физические недомогания и душевный дискомфорт буквально преследуют человека, если

он не умеет управлять своим рассудком, волей, чувствами, по­ведением. Совершенно очевидно, что здоровье есть самая доро­гая собственность, которую надо сохранять всеми возможными силами. Но даже тот, кто, зная о своих душевных «шрамах» и телесных страданиях, мужественно переносит их, но не являет­ся их рабом, может достойно жить и при известных нарушени­ях здоровья быть вполне счастливым.

Безусловно, многое в управлении здоровьем зависит от са­мого человека. Но ни в коем случае нельзя игнорировать воз­действие внешней среды: общественных отношений и космиче­ского «дыхания». Русский ученый и философ А.Л. Чижевский предупреждал, что «на солнечные взрывы и геомагнитные бури в первую очередь реагирует нервная система человека» [20]. У людей ухудшается настроение, снижается работоспособность, обостряются физические недомогания и психические (душев­ные) болезни. Не так давно на основе новейшей технологии создан прибор магнитного регулирования состояния организма. Воздействие создаваемого им поля улучшает обмен веществ, кровообращение, благотворно влияет на функции нервной сис­темы.

3.5.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Здоровье как «космическое» качество человека.: