<<
>>

Социально-духовная составляющая самоценности жизни.

Социально-духовная составляющая самоценности жизни представляет собой смысл жизнедеятельности человека, напол­няющий его благоговением перед своей судьбой. Это позволяет каждому лично «конструировать» собственную жизнь, несмот­ря на непредсказуемые процессы в индивидуальном бытии.

Ведь жизнь человека, рассматриваемая как биопсихосоциаль-

ное личностное существование, является уникальной возмож­ностью, объективно предоставляемой каждому индивиду фак­том его случайного рождения, осмысленно пройти свой жиз­ненный путь, при этом реализовать заложенный природой по­тенциал, оставив заметный след в какой-либо области профес­сиональной и общественной деятельности или просто в памяти людей, живущих с ним рядом.

В настоящее время наблюдается тенденция развития об­щественных событий, характеризующаяся явным обострением интегральных противоречий (во-первых, между ростом смерт­ности и уменьшением рождаемости, а во-вторых - между уве­личением степени усложнения общества и относительной ста­бильностью уровня его организованности), обусловленных, в конечном плане, позитивной биофизиологической саморегуля­цией, но явно не такой экстремальной.

Человечество почему-то исторически развивается, броса­ясь из одной крайности в другую. Главным противоречием это­го движения является двойственная определенность: животное и человек; человек и общество. Поведение животного опреде­ляется прежде всего как одна из форм функционирования его организма. Совершенно иначе обстоит дело с человеком. Вме­сто «генетических инструкций» у него на первый план выходят регулятивы типа традиций, морали, права, культурной прр** ственности и т.д.

Человек в своих антропологических, духовных и социаль­но-исторических проявлениях есть существо еще далеко не со­вершенное, в определенном смысле даже «кризисное». И тем не менее у него существует идеал достижения наивысшего ду­ховного состояния.

Это тот идеал, который становится смыс­лом жизни и движет индивидом в процессе его самосовершен­ствования, продолжения собственной неизменной природы. Творческое создание человечества - ноосфера - тоже пока еще достаточно дисгармонична, в настоящее время она находится в состоянии становления. Человек - это единственное из всех из­вестных живых существ, которое не просто живет согласно за­конам природы, но стремится стать лучше. Природа, в свою очередь, гарантировала ему стимул к дальнейшему саморазви­тию. Важно отметить, что человек превратился в существо су­губо гетеротрофное и, следовательно, может, по мнению В.И. Вернадского, сознательно строить свое существование и под­

держивать его посредством усвоения других организмов или продуктов их жизнедеятельности.

Однако этого утверждения ученого для понимания смысла основных составляющих самоцености человеческой жизни яв­но недостаточно. Человек - не только дитя Космоса (природы), но и собственной истории. При этом он одновременно является и результатом общественного развития и общественных отно­шений, и объективным творцом их. Только в таком диалектиче­ском единстве возможно становление и саморазвитие человече­ской личности. Именно в нем фактически реализуется тождест­во субъекта и объекта.

Аристотель был совершенно прав в утверждении, что че­ловек, не способный к общению, есть или животное, или Бог. Именно человеческое общение порождает общество людей, ко­торое представляет собой вовсе не совокупность взаимодейст­вия индивидов. Это было бы сродни объединениям животных типа стада, табуна, где происходит естественное биофизиологи- ческое разделение функций. Люди образуют нечто иное - над­биологическое объединение, где и осуществляется социально­культурное функционирование индивидов как личностей. Об­щество выступает как морально-этическая, нормативно-ценно­стная система, регулирующая индивидуальное и групповое по­ведение людей. Именно наличие культуры в общении принци­пиально отличает человеческое общество от любого объедине­ния животных или насекомых.

На философском языке культуру можно выразить как не­кую форму, в недрах которой развиваются и передаются из по­коления в поколение эталоны взаимосвязей человеческих инди­видов, а также результаты данной взаимосвязи, исследуемые учеными и философами на протяжении всей истории развития человеческого общества. «Итак, нет конца жизни, конца разума и совершенствования человечества, - убеждал К.Э. Циолков­ский. - Прогресс его вечен». «Население солнечной системы - пишет ученый, - делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого не­избежно расселение по всему Млечному пути» [26]. Цивилиза­ция, рано или поздно достигнув высочайшей степени научного и технического могущества, должна будет разорвать «земные цепи» и вырваться на просторы космического пространства,

распространиться во Вселенной, охватив сначала Солнечную систему, а затем и миры дальнего Космоса.

Итак, человек есть одновременно существо космическое и цивилизационное, то есть природное и социально-культурное. Вне всякого сомнения, оставаясь созданием естественной при­роды, он не может в своей жизнедеятельности не выходить за ее пределы, то есть функционировать исключительно в рамках своей собственной биофизиологической сущности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чижевский АЛ. Космический пульс Земли. - Μ., 1995. С. 7.

2. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1994. С. 318.

3. Чижевский А.Л. Космический пульс Земли. - М., 1995. С. 15.

4. Там же. С. 740.

5. Там же. С. 46.

6. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. -М., 1998. С. 31.

7. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. - Тула, 1986. С. 420.

8. Платон. Сочинеения. В 4 т. Т. 1.4. 1. - М., 1971. С. 541.

9. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М. - 1976. С. 94, 441.

10. Аристотель. О возникновении животных. - М., 1940. С. 174.

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1969. С. 27.

12. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1994. С. 28.

13. Майков А.Н.

Сочинения. В 2 Т. Т. 1. - М., 1984. С. 20.

14. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. -М., 1974. С. 31.

15. Там же. С. 385.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1999. С. 7.

17. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. С. 135.

18. Блок А. Русь моя, жизнь моя. - М., 1999. С. 242.

19. Вернадский В.И. Автотрофность человечества Н Рус­ский космизм. - М., 1992.

20. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1994. С. 16.

21. Тамже. С. 121.

22. Сталь А. Пережитое и передуманное. - М., 1908. С. 11.

23. Вопросы философии. - 1983. - № 10. С. 37-48.

24. Лорен Р. Грэхем. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М., 1991. С. 246.

25. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1994. С. 306.

26. Циолковский К.Э. Избранные труды. - М., 1962. С. 207, 327.

Внешние предметы нашею сознания - это такие предметы* которые мы отличаем от себя и кото* рым приписываем независимое от нас сушестВоВа- Hutv Внутренними же предметами называются апре- деления* иначе юВоря* способности* силы нашею Я.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Где господствует дух науки, там творится великое».

Пирогов.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Социально-духовная составляющая самоценности жизни.: