ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
:__
Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
К Монтень
«Практический философ - наставник мудрости учением и делом - есть философ в собственном смысле».
Кант
Каждый преподаватель философии хорошо знает, что история и теория философии на протяжении веков занимала и ныне по праву занимает ключевые позиции в умственном развитии учащихся высшей школы. Современная философия расширила диапазон своего воздействия на умы и чувства студентов, взяв на себя миссию ведущей гуманитарной науки, способной обеспечить подготовку специалистов нового типа, обладающих хорошей теоретической подготовкой по специальности и практическими навыками в сфере духовного воздействия на людей. Эта задача возложена на практическую философию. Ее цель - побуждать студентов к развитию навыков понятийного мышления и реализации творческого потенциала в образовательном процессе. Познание и осмысление наиболее общих вопросов философии и овладение практикой применения их в реальной жизни - вот наиболее важные цели и задачи в настоящем философском курсе. Философия призвана развивать у студентов критичное отношение к действительности - к тому, что устарело, отжило, - и одновременно активизировать творческий поиск возможностей, средств и способов ее изменения к лучшему. Такая способность личности не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшей школой будет усвоение и применение на практике философских знаний.
Философия воздействует не только на интеллект человека, но и на сферу его эмоций, воли, на раскрытие всего спектра духовных потенций, поэтому второй том учебника охватывает ключевые разделы теоретической и практической философии, а также некоторые подчиненные ей области. Учитывая, что данный учебник предназначается студентам медицинских и фармацевтических вузов, в нем рассмотрены как наиболее общие вопросы философии, так и специальные темы, имеющие самое
прямое отношение к формированию гуманистического менталитета медиков.
Речь идет о качественно новом философском курсе, который позволит студентам-медикам самостоятельно подойти к осмыслению сути жизни вообще, определению смысла человеческой жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности специалиста-медика. Новая тематика позволит студентам приблизиться к решению сложных проблем современной жизни путем духовного возвышения личности, способствующей укреплению союза медицины и философии в благородном деле обеспечения здоровья людей. Особое внимание во втором томе учебника уделено осмыслению роли и значения философского метода, того инструмента, пользуясь которым студент сможет лучше научиться познавать самого себя (Сократ), самоопределяться в жизни и самосовершенствоваться, то есть делать самостоятельный и разумный выбор в личных делах, четко различать реальное и мифическое, подлинное и фальшивое, добро и зло, истину' и ложь.Критичное осмысление знаний о мире, обществе оказывает обратное воздействие на состояние сознания человека, который учится практически действовать в той мере, в какой знания его трансформируются в идеальные модели и нормы гуманного общечеловеческого поведения. Во времена Сократа (469-399 до н.э.) многие философские знания стали приобретать гуманную практическую нацеленность. «Важнейшая эпоха греческой философии, - считал классик немецкой философии И. Кант, - начинается с Сократа. Именно он дал философскому духу и всем спекулятивным умам совершенно новое (практическое) направление. Вместе с тем он был почти единственным из всех людей, в поведении которого идея мудреца нашла самое близкое выражение»[1]. Гуманный практицизм философии и поныне удовлетворяет чисто человеческую потребность в постижении всеохватности знаний о мире и обществе, их единства в многообразии проявлений. Практическая философия помогает людям понять смысл своего бытия и предлагает целостное видение мира (мировоззрение) на рациональной (разумной) основе. При этом она критично исследует все познанное наукой, искусством, религией, оценивая место, роль и назначение человека в природном мире и современном обществе.
Вне сомнения, всякое мировоззрение, но прежде всего - философское, имеет свое практическое предназначение.
Само по себе оно, конечно, не творит ничего нового, но через него человек самокритично осмысливает все знания, отражающие бытие мира, и собственную жизнь, изменяющуюся по особым законам. К. Маркс первым заявил о том, что в характере жизнедеятельности людей обнаруживается человеческая сущность, которая носит преимущественно практический характер. Практическая философия как целостное мировоззрение призвана гуманным смыслом освещать человеческую жизнь, постигать, объяснять и направлять духовную и материальную жизнедеятельность людей, в первую очередь - специалистов. Осмысление философами сущности жизни людей предполагает признание ими необходимости осознанного участия каждого специалиста в качественном преобразовании условий жизни общества, а также улучшения собственной человеческой природы.В нынешней социально-культурной ситуации философские знания как никогда прежде глубоко интегрируются в общезначимое понимание смысла мира (Космоса) в стремительно изменяющемся сознании человечества. В рамках философии сегодня происходит переосмысление мировоззренческих и морально-этических ориентаций людей в условиях глобального научно-технического и социального прогресса. Гуманитарная ориентация современной философской мысли на гармоничное развитие человека, его внутреннего мира определяет ее принципиально новое предназначение. Речь идет о критическом переосмыслении духовной жизни человека, его отношения к культуре, науке, религии, медицине, проблемам смысла жизни и деятельности, любви, ценностным аспектам смерти и бессмертия и т.д. Энергия «возвышенного и непобедимого духа» (по выражению Цицерона) генерируется высшей ценностью, становящейся для личности врача тем, что называют сверхценной идеей, скрепляющей весь ее душевный строй и укрепляющей ее волю.
Действительно, в современной жизнедеятельности специалистов, и особенно медиков, философия становится практической дисциплиной, призванной наряду с наукой, искусством, медициной, религией решать насущные проблемы противоречивого человеческого бытия.
Однако это вовсе не означает, что философы отказываются от теоретического осмысления «вечных» философских вопросов бытия и его познания. Напротив, современная практическая философия стремится раскрывать свой мировоззренческий и методологический статус в культуре. Практическая же ее нацеленность ведет к переосмыслению актуальных жизненных процессов, протекающих в духовной сфере, сферах культуры, науки, искусства и т.д. Все это, в конечном итоге, подводит к мысли о том, что только опираясь на «практический разум» (Кант), можно обеспечить дальнейшее существование и самосовершенствование современной цивилизации.
В современных условиях вполне обоснованным является стремление отечественных философов все активнее внедрять в общественное сознание идеи и идеалы практической философии, возвышающие личность. Именно философия дает человеческому разуму ориентиры познания, а человеческой душе - реальный шанс выжить в условиях общекультурного кризиса, а затем и преодолеть его. Философски мыслящий специалист более грамотно ставит и самостоятельно решает сложные профессиональные проблемы. Практическая философия утверждает свое высокое гуманитарное предназначение, нацеливая специалистов на развитие разумных и моральных начал в человеке, обеспечивая свободу творчества и укрепляя силу воли, проявляющиеся как духовность. Не случайно главными атрибутами человеческой духовности являются разум, воля, способность к любви, творчеству и самоопределению.
Гуманитарная миссия философии в системе подготовки будущих медицинских кадров состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами становления и развития научного мировоззрения, эволюцией понятийного и критического мышления в истории человечества, научить их самостоятельному осмыслению реальной действительности. На занятиях по философии происходит становление духовной культуры будущих медиков, закладываются основы понятийно-теоретического мышления, студенты постигают основные приемы логической аргументации, в их сознании закрепляются гуманные принципы «нравственного закона» (Кант), формируются предпосылки самостоятельного публично-выразительного поиска и изложения научно-теоретических знаний.
Все это совершенно необходимо современному специалисту-медику - человеку, руководствующемуся принципами критического мышления, обладающему моральным сознанием, истинным мужеством, исповедующему идеалы заботы о ближнем, уважения и любви.
Философия как ядро научного мировоззрения - древнейшая увлекательнейшая сфера интеллектуального осмысления человеком окружающего мира и общества. Это уникальная форма рационально-критического мышления, позволяющая осознать роль и значение человеческого разума в интегрировании и консолидировании всех знаний (опытных и теоретических) о природе и человеке. Одновременно философия является искусством жизнедеятельности людей, так как наряду с глубинным осмыслением общих принципов бытия Мироздания она вырабатывает нравственно-этические принципы и правила организации человеческого общежития. Философия стала, по сути, учением о совершенствовании человека и улучшении его жизни. Это методология познания природы и творческой деятельности, этика и эстетика жизни - душа культуры. Философия помогает людям постигнуть исторический процесс становления и развития «культуры духа и мышления» (Гегель). Гуманная философская мысль нацелена на оценку внутренней «зависимости» образа жизни от образа мысли.
Вне всякого сомнения, в профессиональной подготовке врачей и провизоров сегодня одну из первостепенных ролей играет их философское мировоззрение. Именно поэтому «Общий курс философии» является жизненно необходимым для всех дипломированных специалистов, которых готовят медицинские и фармацевтические вузы России. Изучение студентами общих вопросов современной философии в медицинских и фармацевтических вузах страны рассматривается как важнейшая задача в целостной системе познания сути и смысла природы мира, общества и личности. Из философских проблем, предлагаемых к индивидуальному изучению и коллективному осмыслению, стержневыми становятся проблемы понимания сущности специалиста-медика как личности. А поскольку личность медика - предмет весьма сложный и многосторонний, раскрывать его следует с помощью самых глубоких философских понятий и категорий.
Существует и еще один важный аспект постижения философской мудрости студентами в процессе ее изучения в высшей медицинской школе. В последние годы появилось много раз
ных учебников по философии, которые заполнили существовавший до сих пор интеллектуально-духовный вакуум в сфере высшего образования. Однако большая часть из них посвящена истории философии, а другая часть - только теории философской мысли. В некоторых учебниках немалое место отводится и практической философии, что само по себе очень важно для развития общей философской культуры специалистов. Что же касается настоящего учебника, то в нем впервые предпринята попытка соединить историю философской мысли с теорией и практикой мыслительной деятельности специалиста- медика.
Медицинские и фармацевтические высшие учебные заведения России готовят ныне не только высококвалифицированных специалистов, но и в политическом отношении весьма зрелых граждан, высоконравственных личностей, способных применять полученные знания по философии и умение философски мыслить в различных сферах общественной жизни страны. Сознавая свой профессиональный долг и личную ответственность за поддержание здоровья населения, современные медики нуждаются в постоянной трансформации своего сознания в соответствии с целостной системой гуманных ценностей. В решении этих нетривиальных задач значительная роль принадлежит преподавателям всех гуманитарных дисциплин, но особенно философии. Мысль древних врачей «summum bonum medicinae - sanitas» («высшее благо медицины - здоровье») имеет самое прямое отношение и к философии, ибо последняя нацелена на укрепление духовного здоровья людей, морально- этическое возвышение личности.
Процессы гуманитаризации современного высшего образования позволили еще теснее связать философию с культурологией, психологией, этикой, социологией, политологией и, конечно, с медициной. Практическая философия, в свою очередь, связывает традиционные и новые темы на основе критического междисциплинарного осмысления проблемно-тематического поля познания мира, общества и человека.
С учетом всего этого и сложилась структура второго тома настоящего учебника, в котором главный акцент сделан на преодолении статики в изложении основных философских проблем и понятий. Этот том состоит из двух частей. В первой рассматриваются вопросы практической философии, во второй
анализируются общие проблемы и задачи философии и медицины. Изучение общих вопросов философии расценивается автором этих строк как интеллектуальная школа, в которой закладываются основы практического овладения философской мудростью. Это та человеческая мудрость, которая позволит специалисту использовать культуру философского мышления в целях свободного оперирования понятиями и категориями, смело выдвигать, логично обосновывать и подвергать основательной критике те или иные научные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать естественные взаимосвязи между разнообразными явлениями и процессами в природе и обществе, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, а значит - разумом своим «видеть» ее в постоянном качественном изменении и саморазвитии.
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Маркс, Энгельс