Задать вопрос юристу

Вместо заключения

Мир современного человека принципиально отличен от того, каким он был еще 40-50 лет назад. Сомнению сегодня подвергаются очень многие фундаментальные вещи: это и роль печатного слова, и искусство, и религия, и собственно человеческое в человеке.
На смену эйфории («техника и наука могут все!») приходит разочарование в продуктивности человеческого разума, достигающего немыслимых высот в познании окружающего мира и одновременно все больше и больше тонущего в пучине саморазрушения. «...Всего живого ненарушаемая связь» (О. Э. Мандельштам) сегодня под большим сомнением.
Тотальность этой ситуации сегодня вряд ли подлежит сомнению. Можно ли вообще разобраться в том, каким образом виртуализация объективной реальности сказывается на языках современной культуры, процессах глобализации и т.д.?
«Жить на свете, - пишет И. А. Ильин, - значит, выбирать и стремиться. Кто выбирает и стремиться, тот служит определенной ценности, в которую он веритlt;...gt; Есть некоторый духовный закон, владеющий человеческой жизнью: согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он веритlt;...gt; Душа человека пленяется тем, во что она верит и оказывается в плену: это содержание начинает господствовать в душе человека, как бы поглощая ее силы и заполняя ее объем»[164].
Современная городская культура, навязывающая человеку в качестве высших ценностей утилитарно- прагматические принципы потребления и удовольствия, оказывается мало связанной с духовными ценностями. По этой причине гуманитарное знание все больше «теряет» человека, сосредотачиваясь на человеческом организме как наборе социальных моментов. Город здесь не исключение: «метафизи- ческая тоска» о судьбе городского жителя не может не затрагивать нас сегодня[165]. В поэтической форме эта закономерность определяется таким образом:
Сиротея день ото дня
Я тону в людском равнодушье
Вещи, которым я отдал душу
По частям расточают меня.[166]
Порабощенный своими потребностями, человек утратил стержень самостоятельности, самообладания, который дает знание себя как существа духовного.
Он утрачивает автономию собственной личности и уже не находит себя в собственной жизни: это та ситуация, когда «нас живут другие»[167].
Современная цивилизация формирует совершенно новый антропологический тип, по интенсивности и глубине самоосуществления оказывающийся значительно ниже, чем антропологический тип традиционной культуры. Интенсивность жизни сужается до переживания стрессов, неврозов, удовлетворения самолюбия и тщеславия, а человеческая реальность оказывается лишенной возможности самотранс- ценденции.
Знаковая сфера интенсивности культуры, такая, например, как нравственный, этический поступок, оказывается по существу профанированной современной гедонистической и прагматической этикой. Категории блага, добра лишены объективного статуса и определяются только по принципу пользы. Мораль и нравственность выпадают из сферы объективного, равно как и все категории духовного опыта. Человек оказывается лишенным объективного, обречен на переживание субъективных психологических моментов. Человеческое бытие утрачивает онтологический статус экзистенции, так как экзистенция обозначает прорыв из субъективного наличного бытия к объективности надындивидуального и интерсубъективного.
Все эти тенденции видятся как последствия утраты концепта духовного опыта в качестве объективного знания подлинной реальности, которая выходит за пределы наличной действительности и утраты целостного образа человека. И поскольку во все времена одной из решающих задач разума является честный ответ на вопрос о том, какие негативные стимулы - при всей их внешней завлекательности - составляют угрозу человеческой духовности, диалог о культуре не может прекратиться.
Один из таких диалогов рождается в пространстве петербургской культуры, дарующей миру этос самостоятельности и эстетической зрелости. Мне представляется, что честный и открытый разговор о смыслах поэтики Петербурга позволяет хотя бы частично, «здесь-и-сейчас», понять самих себя и очертить абрисы подлинной культуры, которая всегда с нами.
 
<< | >>
Источник: Уваров М. С.. Поэтика Петербурга: очерки по философии культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2011. - 252 с.. 2011

Еще по теме Вместо заключения:

  1. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  2. Вместо заключения
  3. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  4. Вместо заключения
  5. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  6. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  7. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  8. Вместо заключения
  9. Вместо заключения
  10. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  11. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  12. Вместо заключения
  13. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ