Традиционные правовые системы
Традиционное право распространено в странах Дальнего Востока, Африки и Океании. При всех различиях в исторических особенностях возникновения и развития их сближает отрицание западной идеи права, рассмотрение права в качестве вспомогательного элемента регуляции общественных отношений.
Рассмотрим некоторые традиционные правовые системы.Право Китая Отношение к праву в китайском обществе на всем протяжении его многовековой истории не было однозначным. Различные философско-этические системы по-разному понимали место и роль права в регуляции общественных отношений.
Так, конфуцианство исходило из вспомогательной роли правв, которое необходимо тогда, когла не действуют нормы ритуала, морали Подобное понимание вытекало из идеи патриархального обшества, в котором основной ячейкой является семья с абсолютной властью главы семьи и жестким делением всего населения на три группы в зависимости от выполняемых функций: старшие, средние и младшие. Конфуций идеализировал человека, приписывая ему различные добродетели, послушание, следование обычаям и ритуалам.
Сторонники легизма, напротив, исходили из того, что человек по своей природе существо агрессивное и эгоистичное. Для обеспечения социального порядка людей следует постоянно держать в страхе с помошью системы превентивных (предупредительных) наказаний. Для этого необходимы постоянно действующие законы, которые неукоснительно соблюдаются подданными, а контроль за ними возлагается на правителя B дальнейшем конфуцианство поглотило легизм.
Право Китая формировалось на основе традиций, обычаев и философско-этических учений Последние составляли традиционное мировоззрение китайского обшества, определявшее систему приоритетов и целей, а также способов их достижения.
По традиционной философии Китая, гармония и социальный порядок на земле складываются из взаимодействия земли, неба и людей B основе социального порядка лежат гармония между человеком и природой и идея согласия людей друг с другом.
Социальный порядок и справедливость не обеспечиваются с помощью права, а достигаются на основе следования морали и ритуалам Социальный порядок должен охраняться преимущественно методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками своего поведения, дуѵом умеренности и согласияДо XIX в. Китай развивался вне иностранного влияния, а после знакомства с западной культурой отрицательно относился к идее субъективных прав с ее индивидуализмом, строгостью и абстрактностью По традиционной философии человеку необходимо с^емиться к согласию в интересах всех, забывая о себе При исполнении и применении закона должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал справедливого общества состоит в том, чтобы законы вообше не применялись и судебные решения не выносились
Традиционное китайское мировоззрение не отрицает права, но говорит о том, что оно хорошо для варваров, для тех, кто не заботится о морали Китайцы воспитаны так, что ишут причину конфликта в любом случае в своих собственных ошибках Поэтому право служит вспомогательным элементом, когда не хватает норм морали.
После свержения маньчжурской династии в i9ll г. и установления Республики Китай стремится развивать правовую систему, основываясь на национальных традициях, морали, ритуалах, отрицая западные представления о праве
B 1949 r была провозглашена Китайская Народная Республика (KHP) и произошел резкий переход от традиционного права к социалистическому, основанному на идее классовой борьбы. Моральное воспитание гражданских добродетепей было вытеснено формированием чувства классовой ненависти к «контрреволюционным элементам», а вместе с тем и утверждением принципа целесообразности и непригодности права в разрешении внутренних противоречий Враждебность к закону, суду, праву объяснялась отрицанием западных либеральных ценностей и институтов, а также стремлением сформировать альтернативные способы организации и регуляции общественных отношений
Китайские реформьі 1979 г., ставившие цель модернизации различных сторон общества и создания многоукладной рыночной экономики, обусловили возвращение к конфуцианской традиции, повысили роль и значение закона как источника права Была принята новая Конституция 1982 г.
и на ее основе создано много кодексов. Китайское право все более становилось европеизированным и тяготеющим к романо-германской системе Однако при этом основой нормативной системы китайского общества продолжают оставаться ритуал, моральные нормы, обычаи, господствующие в сельской местности.Японское право Японское право развивалось преимущественно путем заимствований, поскольку не смогло сформировать развитой философско-этической традішии
Первоначально японское право создавалось на основе перенесения ценностей конфуиианской этики, отрицающей илею субъективных прав и акцентирующей внимание на обязанностях. B соответствии с этим японское общество делилось на сословия: самураев (военное сословие), крестьян, ремесленников, торговцев, кажлое из которых выполняло в государстве определенные функции Обязанности каждого сословия уточнялись в юридических сборниках — рицу-ре. включавших в себя репрессивные 0ыцу) и административные 0?е) нормы
Эти сборники далеки от субъективных прав и основываются на установлении обязанностей Группы населения были судимы судами равных по сословному принципу Cnnyc характеризовался привилегиями, которые даровал император
B периоды военного правления (сёгуната) заметно возрастала роль военного сословия (самураев). Военная каста жила согласно собственному обычаю (букэ-хо), составляющему ее личный статус Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца. B эпоху сёгунов Асикага рицу-ре перестало применяться, а действовало лишь прежнее личное право — букэ. Наряду с этим возник комплекс норм, исходивших из соображений приличия и регулировавших поведение индивидов в отношениях друг C другом, — норм гири B Японии не было правовых школ, профессиональных судей, адвокатов и нотариусов Страна была изолирована от внешнего мира
Начиная с революции Меидзи (1867), восстановившей императорское правление и создавшей предпосылки развития капитализма, Япония прекращает политику самоизоляции и оказывается под влиянием западного права.
Перенимаются структура права, источники, правовые институты Первоначально страна развивалась под влиянием прусского права, которое использовалось при создании первой Конституции (1889). Затем было использовано и французское гражданское право (кодекс Наполеона) для рефляции имущественных отношений.После Второй мировой войны усилилось влияние англосаксонского права, и в частности американского Однако японское общество заметно отличается от общества европейского типа как по структуре, так и no укладу жизни Применение современного западного права в Японии наталкивается на подданническую ментальность и корпоративизм японцев, довольно равнодушных в силу их истории к идеям свободы и человеческого достоинства
Так, в сфере публичного права перенесение принципов и институтов представительного правления наталкивается на политический конформизм и необходимость закрепления управленческих функций за правяшим классом Напротив, в сфере частноправовых отношений японцы продолжают видеть в праве аппарат принуждения, используюший государство для навязывания воли правяшего класса.
B силу своей абстрактности идея субъективного права пока не стала элементом правовой доктрины современного японского обшества, поскольку обезчичивает человеческие отношения. C позиций этики, долга и согласия для япониа обрашенке в суд — поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно разрешить полюбовно. Вмешательство судьи является признаком социального неблагополучия. Заимствование идей и институтов западного права в Японии всегда осуществлялось в привычных, понятных населению традиционных формах.
Африканское право Африканское право представляет собой пеструю мозаику обычаев различных племен и обшин, члены которых добровольно следуют им в повседневной жизни Это связано с тем, что повиновение обычаю означает уважение предков, чьи останки слились с почвой, природой, а их дух витает над живыми Нарушение обычая может повлечь эа собой невероятную негативную реакцию духов земли.
Зависимость индивида от силы коллектива (касты, обшины, племени) обусловливает корпоративный (коллективистский) характер традиционного обьічного права Африки B связи с этим отрицается идея субъективных прав, а само право понимается как обязанность. Совокупность обычаев одновременно используется для регламентации взаимоотношений внутри племени и между племенами По этой причине деление права на отрасли отсутствует, как и их систематизация
Колонизация Африки европейцами внесла существенные изменения в развитие обычного права. B зависимости от того, колонией какого европейского государства (Франции, Германии, Англии и т.д.) являлась та или иная африканская страна, происходит рецепция либо обшего права, либо романского права. Обычное право вытесняется в сферу регулирования частноправовых отношений, а взаимоотношения колоний и метрополий регулировались с помо- шью законов, кодексов, заимствованных в европейских государствах-метрополиях.
Процесс освобождения от колониальной зависимости актуализировал необходимость создания национальной правовой системы в
новых независимых государствах. B основу правовых систем был положен обычай, который после санкционирования государством стал правовыѵ обычаен.
Традиционные моральные ценности, очишенные от некоторых злоупотреблений обыкновениями, составили правовую базу регулирования частноправовых отношений в африканских государствах. Суды стали применить обычное право, обеспечивая судебную защиту субъективных прав. B результате реформы судопроизводства в большинстве независимых государств преодолены различия между судами современного и обычного права.
B африканских странах проводится значительная работа по созданию нового законодательства. B этой связи часто возникает коллизия іакона и обычая, которая в основном разрешается в пользу обычая Скорее всего, обычаи сохранят интегрирующую роль в общенациональном праве африканских стран, однако в силу раскола африканского обшества на множество субкультур будет заметно возрастать роль закона в качестве универсального источника права, обеспечиваюшего справедливость и гражданское со-