<<
>>

Традиционализм как необходимая структура исторического развития социума

Традиционализм – многоуровневая категория. Каждая социальная структура (субъект истории) обладает традиционализмом. Типология традиционализма может быть представлена исходя из уровневого подхода:
  • традиционализм человека (содержание менталитета);
  • традиционализм социальной группы (семьи, сословия, класса);
  • традиционализм общества (на определённой исторической ступени развития);
  • традиционализм государства;
  • традиционализм цивилизации.

Традиционализм каждого уровня воспроизводит базовый традиционализм, копируя его в форме, свойственной конкретному уровню.

Встаёт вопрос, традиционализм какого уровня следует считать базовым? С одной стороны, распространённым является тезис, что «человека формирует среда, в которой он воспитывается». С другой стороны, среда, воспитывающая человека – семья и социальное окружение, т.е. социальная группа, являются ячейками общества, которые подчинены общественным традициям и государственным нормам. В свою очередь, общество и государство – это структуры, созданные по цивилизационному шаблону. Можно ли в таком случае считать именно цивилизацию обладательницей базового традиционализма? Цивилизация – наиболее позднее образование. Она появляется, когда уже существует государственность, а общество (в форме этноса) прошло длительный путь этногенеза. Базовый традиционализм может принадлежать лишь наиболее раннему социальному организму. Таким организмом, возникшим на стадии перехода от биологической эволюции к исторической, можно признать только человека.

Каждый новый уровень социальной организации, как уже было сказано, воспроизводит традиционализм предыдущего уровня и добавляет новые свойства, которые могут проявиться только на конкретном уровне:

  • авторитаризм (качество человека);
  • патриархальность (свойство семьи);
  • коллективизм (принцип взаимоотношений в общине);
  • присваивающий / земледельческий / скотоводческий характер (тип общественного хозяйства);
  • самодержавие / республика (форма государства);
  • язычество / христианство / ислам / буддизм (религиозное мировоззрение, религиозное общественное сознание);
  • авторитарно-мобилизационная / либеральная модель (путь развития цивилизации).

Традиционализм 3-х уровней – человека, семьи и общины практически единообразен в различных регионах, для разных этносов. Традиционализм общества, государства и цивилизации более разнообразен, поскольку содержит этнокультурную и социально-экономическую специфику, особенности политической структуры, особый исторический путь. В условиях глобализации традиционализм вновь приобретает единообразие, поскольку трафаретно копируется у лидеров мирового развития теми странами, которым свойственна догоняющая традиция. Традиционализм серьёзно изменяется при стадиальном переходе:

  • первобытное общество обладает «примитивным» традиционализмом, основанным на 3-х первых вышеназванных уровнях;
  • в эпоху государственности цивилизационный традиционализм формируется под действием природно-климатического, религиозного факторов и этнонационального менталитета;
  • период глобализации характеризуется традиционализмом нового типа, отрицающим предшествующий локальный тип.

При переходе от первобытного общества к цивилизации происходит расширение традиционализма новыми цивилизационными свойствами. При переходе от традиционного общества к индустриальному обществу происходит его трансформация. Это выражается в замене основного содержания традиционализма:

  • толерантность (качество человека) способствует взаимному сотрудничеству и диалогу;
  • демократизм (свойство семьи) благоприятствует свободному выбору жизненного пути;
  • сочетание индивидуализма с корпоративными интересами (принцип деятельности социальной группы);
  • индустриальная / постиндустриальная экономика (тип общественного хозяйства);
  • конституционная монархия / республика (форма государства);
  • секуляризация религиозного общественного сознания;
  • либеральная / демократическая модель (путь цивилизации).

Новое содержание традиционализма существует в виде неактуальных качеств человечества изначально, но при переходе от одной стадии цивилизационного развития к другой актуализируется. Происходит смена качественных полюсов.

Все отмеченные элементы, составляющие традиционализм аграрного и индустриального обществ сосуществуют изначально.

Вместе с тем, эти элементы являются характерными полярными чертами противоречивой человеческой натуры:

  • человек отстаивает своё «Я» и способен к диалогу;
  • он уважает авторитет старших, но признаёт право молодых на свой путь;
  • он не может существовать без коллектива, но является его креативной силой;
  • человек способен адаптироваться к природным условиям и использовать природные ресурсы, а также формирует собственную техногенную среду обитания;
  • он готов безоговорочно подчиниться высшему авторитету, но борется за свободу;
  • он верит в сверхъестественные силы, но привык добиваться всего сам в результате интеллектуального, физического и волевого напряжения;
  • он преклоняется перед монархом, но способен к самоуправлению.

Сочетание полярных установок человеческого менталитета является главным условием возможного выбора и изменения человеческого общества. Преобладающие чувства и качества личности формируют идеи, а человек реализует их на практике. Практика меняет среду обитания человека и способствует приоритетности новых чувств и качеств.

Традиционализм в качестве наследственности общества способствует сохранению общества. Он постепенно заменяет одни элементы своей структуры на другие, формируя для этого причины и предпосылки. Традиционализм связывает поколения, осуществляет связь между эпохами. Даже если общество существенно изменяется, его традиционализм содержит определённый набор свойств и качеств, которые позволяют проследить преемственность в развитии.

Традиционализм может быть общим для всех и специфическим, играя роль индивидуализма. Когда историки анализируют западный и восточный пути развития, они характеризуют традиционализм Запада и Востока, как он представляется в обобщённом виде вне зависимости от конкретной культуры и государственной принадлежности.

Традиционализм, как любая структура в истории (и не только), подвержен усложнению, дроблению, выделению новых структур, свойственных молодым этносам и цивилизациям. Традиционализм развивается вместе с обществом. Но именно он определяет рамки развития, которые выражаются в традициях, догматике, ритуалах, нормах.

Поэтому традиционализм, не смотря на своё название и роль консервативного компонента индивидуализации, достаточно динамичен, изменчив и всегда функционально актуален. Когда появляются неактуальные элементы традиционализма, устаревшие и мешающие дальнейшей модернизации, происходит их вытеснение и замена современными, соответствующими потребностям общества. В результате, традиционализм не теряет своего функционального значения, выражающегося в самосохранении общества, его самоидентификации и самовоспроизведении. С.С. Логиновский

Челябинский государственный университет

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Традиционализм как необходимая структура исторического развития социума:

  1. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
  2. ТРИ «УРОКА» У ЯНКИ
  3. Оглавление
  4. Традиционализм как необходимая структура исторического развития социума
  5. § 2.6. Теории глобализма
  6. Историография исследования
  7. ТЕЗАУРУС
  8. Круглый стол РИСКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ