§14. Активное и пассивное воображение.
Таким образом, не только поэту и математику не присуще одно и то же воображение, одна и та лее фантазия, но различного рода математики, геометры и алгебристы, отличаются между собой характером своего воображения.
"Следует заметить, - говорит Рибо6, что не существует вообще научного воображения, что форма его доллена меняться сообразно природе наук и что, следовательно, она разлагается на некоторое число родов или даже видов.
Отсюда следует необходимость монографий, из которых калс- дая принадлежала бы лицу компетентному". Никто не сомневается, что математикам присущ особый род воображения, но это еще слишком общо. Арифметики, алгебристи и вообще аналитики, у которых открытие производится в самой абстрактной форме прерывных количественных символов и их взаимоотношений, не могут воображать, как геометр.Можно ли думать, что творец начертательной геометрии Монж, который освободил своим трудом строителей, архитекторов, механиков от их рутинных правил, мог иметь то же воображение, как математик, посвящающий себя теории чисел.
Мы выше видели, что особые окраски воображения зависят от того, какая из фантазий, воспринимающая или комбинирующая, преобладает в них. Мы укажем сейчас еще другой пункт различия.
Согласно Вундту, у фантазии существует два рода деятельностей, которые всегда бывают между собой перемешаны.
Пассивная деятельность фантазии состоит в том, что ум предается игре представлений, не делая в них сознательного выбора.
Активная деятельность состоит в том, что воля выбирает извест-ные представления из конкретных элементов, на которые разложилось сложное представление, и таким образом соединяет эти элементы в стройное целое.
Характер той и другой деятельности определяется тем, в каком на-правлении может возбуждаться течение представлений в первом случае при пассивном состоянии души, а во втором - при активном.
Иначе говоря, пассивная деятельность воображения определяется главным образом характером ассоциаций, а активная — свойствами памяти. Фантазия представляется функцией именно этих двух переменных. Комбинациям различных родов этих способностей отвечают различные типы воображения.
Мы имеем теперь возможность отметить еще другое отличие меж-ду воображением научным, в частном случае математическим, и воображением поэта. Это отличие состоит, между прочим, и в большем преобладании у поэта пассивной, а у ученого активной деятельности воображения.
Конечно, ученый также начинает с пассивной деятельности; первым толчком бывает ассоциация (например, при открытии закона всемирного тяготения - падающее яблоко), но воля раньше вступает в свои права, и течение мыслей более в ее власти, чем это бывает у поэта, к которому поэтические образы слетаются часто без всяких усилий с его стороны.