<<
>>

14. Глубины подсознания.

Что такое сои - родной брат смерти? Сон - это спуск души в страшную пропасть.

Погружаясь в сои, душа уже не имеет непосредственного соприкосновения с тем, что происходит там, наверху.

Постепенно порывается связь ее со строго подчиненными ей в бодрственном состоянии психиками, порывается и их связь между собой. Это промежуточное состояние между жизнью и смертью. До души еще доходит, как смутный гул голосов за крепкой стеной, происходящее в теле, но она вместе с тем частично приобщается уже к трансцендентальному миру и уже начинает видеть без глаз и слышать без ушей, сбрасывая с себя оковы пространства и времени. На рас-стоянии тысячи верст начинает душа чувствовать происходящее в образах, творимых подсознанием. Сперва трансцендентальный элемент примешивается лишь в слабой степени и содержит сновидения, но в глубоком сновидении все содержание сновидения может оказаться прозрением действительности.

Постепенное развитие трансцендентальных возможностей во сне было еще Е древности отмечено Посидонием: "Сперва душа в силу своего родства с Богом смотрит как бы сама вперед, во-вторых, воздух насыщается бессмертными духами, в которых тотчас выявляются знаки истины, в-третьих, боги говорят со спящими, и это совершается легче всего при наступлении смерти, когда души смотрят в будущее".

В освобождающейся душе выявляются трансцендентальные свойства. Парацельсу во сне представляется двойственность человека, состоя-щего из земной и небесной части.

Последняя, постепенно освобождаясь, устремляется к своей свободно развивающейся деятельности. Цицерон говорит, что духи обнару- лснвают в нем свое божественное происхождение. Но вернее сказать, что во сне душа приходит в соприкосновение не с божественными сферами, а со сферой бестелесного, которое может быть не божественным. <••>

Трансцендентальные элементы всплывают в сознании через вто-ричные психики, более погруженные в трансцендентальные области.

Параллельно сознанию они подсказывают драматургу-подсознанию при развертывании им картин сновидения.

Сновидение тогда не является полным прозрением действительности, а обычным сновидением, или символизирующим действительность, или содержащим в себе отрывки прозреваемой действительности28.

X снится У, который после прогулки объявляет, что ои должен идти к какой-то могиле, предназначенной ему, и, подходя к ней, проваливается. Как раз в это время У умирает от разрыва сердца. Здесь душа X уподобляется существу с длинными щупальцами, которые прощупывают вне пространства, связывающего сознательную душу, смерть У Эти щупальца - вторичные психики, более свободные от телесных уз, чем центральные.

Они вносят в сознание трансцендентальный элемент, который непосредственно не может быть им воспринят.

Другой пример совершенно такого же рода: некто Пит Бэри рассказывает, что он видел себя гуляющим по песчаной местности и спотыкающимся о головки похороненных в песке уток. По пробуждении оказывается, что как раз во время его сна была обнаружена кража на скотном дворе фермы уток, и утіш как раз оказались зарытыми в песке приснившейся Питу местности.

Еще пример: некоему Гильтону снится процессия покойников по сельской дороге и в числе их малознакомый ему человек, который в это время оказывается умирающим.

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме 14. Глубины подсознания.: