15. Ужас смерти.
Душа, таким образом, владеет телом как, своим орудием, и при этом делит свою власть с низшими, недоразвитыми душами, которые могут свергнуть ее господство и лишить ее царства, т.е.
тела.Смерть - потеря тела, ио вовсе ие уничтожение того, кому принадлежало в большей части тело, т.е. самой души. Молено вполне допустить, что душа выйдет из пассивности смерти в активность телесной души, получив снова тело и что до пассивности, предшествовавшей рождению, она тоже владела телом. Возмолено, но пытливый ум требует не одной только возможности.
Обратимся к анализу духовных переживаний, находящихся в нас в смутной, ускользающей от света сознания, форме. Есть переживания, которые совершенно не допускают научного анализа, где последний молеет только скользить по поверхности, не проникая в глубину, молено сказать, целиком погруженную в трапсцендентіїльную область.
Таков страх, или, вернее сказать, ужас смерти. На вопрос, отчего животное больше всего боится смерти, наука, оставаясь при только том материале, который дает окружающий мир, не может ответить.
Говорят, что в страхе смерти ~ не страх перед уничтожением, так как небытие, лишенное всяких болей, ножно сказать, всеобщая анестезия страледущего живого существа, ни в коем случае не должно пугать, что в страхе смерти - иллюзорный страх перед воображаемыми загробными муками.
Против страха смерти не могут помочь эпикурейские лекарства. Пусть сотни тысяч раз повторяют: "Страх смерти безоснователен. Со смертью наступает конец жизни и вместе и конец страданий. Смерть не зло, это нам только она кажется злом. Пока мы существуем, смерти нет; пришла она, и нас уже нет". Этот страх, этот леденящий душу ужас смерти будет всегда существовать, и не потому, что человек недостаточно разумен, не потому, что разумные эпикурейские доводы не могут его убедить, а потому, что этот страх, естественное явление и лучше обоснованное, чем все эти висящие в воздухе эпикурейские аргументы, потому что смерть приносит не добро, а зло, которого душа должна бояться всем своим трепещущим существом, потому что душа должна стремиться к жизни, а не к смерти, потому что смерть не есть уничтожение, а худшее существование, есть бытие, но бытие, лишенное и власти, и силы. В своих объяснениях научная точка зрения на смерть принимает следствие за причину. Ужас смерти раньше разных ужасных образов. Не только человеческое сердце заставляет он содрогаться. Посмотрите на животное, чувствующее приближение смерти, и в нем, в мозгу которого нет ии земного гроба, ни червей, гложущих мертвецов, живет ужас смерти, о котором говорит калоши его мускул.
Значит, источник этого страха не в настоящем психическом потоке, а вне жизни. Он есть определенный показатель трансцендентальной обла-сти.