Проблема материнства.
В 1953 г. Джон Баулби в работе «Материнство и психическое здоровье» (см.: [Аберкромби Н. и др., 1997]) сделал вывод о том, что разлука с матерью ведет к необратимым последствиям для психики ребенка.
Это утверждение, а также созвучность его с трактовкой функционалистами патриархальных культурных стереотипов (Т. Парсонс, напр., см.: [Девис К., 1965]) обусловило то, что отношения мать - ребенокстали рассматриваться как определяющие, другие же взаимодействия в семье, например отец - ребенок - как второстепенные. Впоследствии это положение (приоритетность материнства) подвергалось критике со стороны феминисток, рассуждавших о рабстве «кормящей» женщины. Но ведь всего лишь последние 100 - 150 лет женщина перестала заниматься одним уходом за детьми. Прежде её жизненный цикл включал только беременность, роды, кормление. Исключалась возможность любой другой формы участия в общественной жизни. Что касается аспектов социализации, то недавние исследования свидетельствуют, что устойчивые отношения ребенка с несколькими взрослыми важнее для его развития, нежели отношения с одной лишь матерью (Rutter, 1972, см.: [Аберкромби Н. и др., 1997]).
Возникновение института отцовства, так же как и института детства, считаются явлениями более позднего времени. Их появление связывают с выделением четких ролевых предписаний мужчине, женщине и ребенку. Отцовство как социально-культурное явление возникло лишь на той стадии, когда появилась семья, основанная на моногамном браке.
Институт отцовства претерпевает большие изменения. Отцовство не является обязательным компонентом семьи, оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. Например, в обществе авункулат брат матери был большим авторитетом, чем отец. Отцовство - культурное явление и исторически развивается, возможно, параллельно развитию форм собственности (по Ф. Энгельсу) Одни авторы считают, что роль отца снижается, другие - что укрепляется.