Лекция третья ОБЩЕСТВО НИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ПАЛЕОЛИТА
Третий день - день удач.
За удачею - удача.
Удивляйся и чудачь, Поживи еще, чудача.
Общество нижнего и среднего палеолита совсем недавно определяли как совокупность первобытных стад.
Возросший уровень знаний культуры ранних эпох побудил специалистов ввести понятие «праобщина» - без пояснений, чем же эта «пра» отличается от собственно общины - локализованного хозяйственного социального коллектива с общинной собственностью и самоуправлением. В таком понимании термин «община» применим к любой известной в истории ее форме.Термин «стадо» (другой перевод с немецкого - «орда») был предложен применительно к ранним людям в 1875 году Ф. Энгельсом и подхвачен в 1913 году В. И. Лениным. С 60-х годов этологи провели ряд исследований стадных животных. Выяснилось, что любое стадо - табун лошадей, стайка кур или стадо павианов - представляет собой сложное иерархически построенное объединение особей, личные свойства которых проявляются в соподчинении с нормами поведения в стаде. Майкл Гилгиери провел годичные наблюдения за стадом шимпанзе, населяющих лес Кибале в Уганде, при этом исследователь не подкармливал животных и никоим образом не вмешивался в их жизнь. Шимпанзе по ДНК отличаются от человека на 1,2% - они наши ближайшие родственники в природе.
Обезьяны Кибале пасутся в лесу, точно зная сроки созревания плодов. Если пищи много, подзывают других, мало - едят молча. Порой отбиваются от стаи мелких обезьянок - гверец, соперничающих с ними на усыпанных плодами деревьях. Не прочь поймать и съесть мелкую обезьянку или дикого поросенка, но охотятся редко - пищи в лесу достаточно. Самцы всю жизнь проводят в своем лесу, границы его знают и защищают от вторжения чужих самцов-шимпанзе. А вот самки в 15 лет, достигнув зрелости, уходят искать партнера и создают семью в соседнем лесу, оттуда же приходят в Кибале невесты для местных женихов.
Ученые с прошлого века пытались понять, как возникла экзогамия - правило не вступать в брак внутри того или иного коллектива людей.
Еще Ч. Дарвин предположил, что это заложено природой. В чем вред кровосмешения (близкородственных браков) объяснила в XX веке генетика. Если оба родителя несут в себе болезнетворный ген (выявлено 3000 наследственных заболеваний), потомство наследует болезнь, а группа людей, где часты близкородственные браки, обречена на болезни и вымирание. Если же опасный ген только у одного из родителей, 75% детей его не наследуют. Вот почему запрет близкородственных браков биологически полезен и обеспечивает выживание популяции.Шимпанзе в лесу Кибале, пресекая вторжение чужаков и не вступая в брачные связи с уроженками своего стада, оберегают свой генофонд. Стадо однолинейно (все самцы - родственники по мужской линии) и экзогамно. Как все обезьяны, шимпанзе сплоченно противостоят хищникам и чужакам, дружно оберегают малышей. Этологи описали у обезьян случаи альтруизма - самопожертвование молодых самцов для спасения стада от леопарда.
Род, открытый Л. Морганом у ирокезов штата Нью-Йорк, обнаружен впоследствии этнографами у большинства первобытных народов XIX века: аборигенов Австралии, папуасов, индейцев, при этом отцовский род встречался у самых примитивных племен с верхнепалеолитическим уровнем культуры (австралийцы). Лаконичное определение понятия предложил М. В. Крюков: род - однолинейный, экзогамный коллектив кровных родственников. Если бы стадо шимпанзе Кибале можно было назвать коллективом (труд, культура, коллектив чисто человеческие понятия), то определение рода вполне соотносится с мужской частью стада и юными дамами (дочки и сестры) до ухода за обезьяньим счастьем в соседние стада.
Наблюдая за шимпанзе в других лесах и саваннах Уганды и Танзании, ученые описали и обратное движение- уходят из стада самцы. Численность стад от 30 до 80 особей, чаще 50-60. Ю. Сугияма сравнил такое стадо с общиной бушменов Калахари, за что в советской литературе естественно критиковался: как же - людей с обезьянами сравнил. Но прав Ю. Сугияма (в отличие от критиков, он наблюдал за шимпанзе в лесу Будонго в Уганде): структура стада шимпанзе и общины первобытных охотников не просто похожа - идентична.
Стадо распадается на временные группы: молодые самцы, мамы с детьми, самки без детей. Такие же группы обычны в общине охотников. В таком свободном сообществе, как у людей, так и у обезьян, есть родовое ядро (в лесу Кибале - все самцы), временная часть - дочки и сестры до брака и пришлые - матери и супруги. Н. А. Бутинов общину с ядром сородичей называет родовой. Род и родовая община никогда полностью не совпадают: пришлая часть общины - это не сородичи, род целиком не живет в общине: временная ее часть - дочки и сестры или сыновья и братья, если уходят мужчины, вступают в брак и покидают общину.
В экстремальных условиях для человека: в тропическом лесу, в тундре этнографы описали первобытные общины охотников без родового ядра. Вероятно, род в тяжелейших условиях был разрушен, община же - универсальная структура - сохранялась.
Реконструировать общественные отношения людей нижнего и среднего палеолита можно «снизу» - от обезьян, и «сверху» - от общин охотников-собирателей. Совпадение социальной структуры шимпанзе со структурой родовых общин делает правомерным вывод, что и промежуточные структуры общества за миллионы лет не менялись: на них, как и обезьян, влияли ландшафт, сезон, количество пищи.
Появление человека и культуры превращает стадо в коллектив, в общину, в ней могло быть мужское или женское родовое ядро. В тяжелых для выживания условиях из осколков общин возникали новые (без ядра). Но вне общины - ее территории, коллективного опыта, взаимной страховки и соединенных усилий - индивидуум выжить и вырастить потомство не мог. Появление человека и общины взаимосвязано. Первобытными стадами мы можем называть сообщества австралопитеков; питекантропы и неандертальцы жили общинами. Сообщества общин взаимодействовали, что отразилось в традиционных, отличимых друг от друга формах каменных орудий, в том, что ученые называют археологическими культурами.
Община охотников объединяет несколько малых (простых) семей. Такая семья состоит из супругов и их детей.
Супругов чаще всего - двое (привычная для нас пара), но у сильного удачливого охотника бывало и две, и три жены. В Австралии известны аборигены, управлявшиеся с 20-ю женами: такая простая малая семья! В семь лет мальчик-абориген оставлял семью: юного охотника воспитывал дядя до 15-16 лет. Девочка в 9 лет переходила к своему будущему мужу - о браке детей родители сговаривались еще во время беременности: такой брак считался у автралийцев самым престижным. Впрочем, юная жена, достигнув зрелости, выбор делала сама и нередко убегала с тем, кто ей нравился. Мужчины и женщины по своему желанию не раз меняли супругов, но выбор партнера был предопределен группой. Общество аборигенов Австралии делилось на брачные секции (не совпадающие с родом). Мальчик называл женами всех женщин секции, в которой он найдет будущих жен, а девочка - мужьями всех мужчин секции ее будущих мужей.У нивхов жену полагалось выбирать из рода матери, а выдавать сестру или дочь замуж в этот род запрещалось. Такой брак называется групповым, что вовсе не означает сожительства группами, но предполагает для мужчин и женщин большую свободу выбора в рамках разрешенной группы. Табуированный, запретный, выбор преследовался, нарушителей карали смертью или изгнанием.
В лесных сообществах шимпанзе самцы, старшие в стадной иерархии, имеют преимущества в завоевании благосклонности самок, но довольно благодушно относятся к своим молодым соперникам. Те же обезьяны в саванне, где пищи меньше, а опасностей много, вынуждают мужскую молодежь занимать место по краям стада, где те выполняют роль сторожей и чаще погибают. Старшие же самцы собирают возле себя несколько самок с детенышами и отгоняют от них соперников силой. Также ведут себя в саванне и низшие обезьяны - павианы. Ревность самцов (которой долго приписывали возникновение экзогамии) в благоприятной для жизни среде не играет существенной роли, в неблагоприятной обстановке она проявляется, но ни у одного вида обезьян нет жестоких турниров с тяжелым исходом: драки оканчиваются укусами, выдранными клочьями шерсти и визгом.
Шимпанзе - заботливые мамы, они защищают свое потомство, даже взрослое, в т. ч. самцов 10-13 лет. Крепки родственные связи, это проявляется, как у людей, и в повседневности, и при встречах после долгой разлуки. Взрослые самцы защищают мать и слушаются ее, даже когда занимают в иерархии стада высшие ступени.
В целом система семейных отношений высших обезьян напоминает семейно-брачные отношения первобытных охотников. У людей через табу (запреты), термины родства (мужья, жены, братья, сестры) в сознание с детских лет внедряются нормы брачного поведения, но в своей основе нормы воспроизводят модели далеких предков. Борьба за выживание собирает вокруг сильного охотника группу жен точно так же, как самок с детенышами вокруг доминирующего самца в стаде обезьян.
Влияние культуры отразилось в заметном разделении между полами трудовых функций: охотник - собирательница, в жесткости кар за нарушение брачных норм, в обучении мальчиков мужчинами. Само обучение приемам охоты, изготовлению орудий, мифологии и связанным с ней ритуалам уже в палеолите приводит к возникновению своеобразных школ и учебных групп. Культура, труд формируют новый внебиологический уровень общества и тип поведения.
Контрольные вопросы
1. Что такое «община»? род?
2. Что знаете о экзогамии?
3. Что увидели этологи в лесах Кибале и Будонго? Где это?
4. Как устроена родовая община?
5. Почему у аборигенов Австралии брак называют групповым?
6. Как австралийцы воспитывали своих мальчишек? Девчонок?
7. Как устроена малая (она же - простая) семья? Может ли быть в ней 20 жен?