<<
>>

"ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ"

В системе семантических значений большое место зани-

мает метафора. Метафора основана на переносе признаков

с предмета на предмет или с понятия на понятие. Аристо-

тель говорил: "Слагать хорошие метафоры - значит подме-

чать сходство в природе".

Метафоры свойственны и худо-

жественной, и бытовой речи. Каждый язык имеет свой на-

бор метафор, расширяемый в поэзии на данном языке. Поэ-

тому между владением метафорической речью и умением об-

разно и ясно выражать свои мысли на данном языке су-

ществует прямая связь. Стихотворение Лермонтова "Плен-

ный рыцарь" построено на развернутой метафоре.

Это заставляет учителя внимательно отнестись к вопросу

и освежить в памяти учеников понятие метафоры, прежде

чем приступать к анализу стихотворения.

Текстуальный анализ. Стихотворение разделено Лермон-

товым на строфы, каждая из которых является композици-

онным сегментом. Это создает удобство для анализа: раз-

бор стихотворения следует производить по строфам.

В первой строфе стихотворения заданы основные смыс-

ловые оппозиции (противопоставления): тюрьма - воля.

Тюрьма ("темница") упомянута уже в первом стихе, причем

в самом сильном его месте - в рифме. Здесь уместно бу-

дет заметить, что рифма играет в стихе особую роль: на

рифму падает обычно смысловое и интонационное ударение,

рифма и в звуковом отношении представляет собой наибо-

лее сильное место в стихе. Поэтому слова, стоящие в

рифменном положении, как правило, - основные носители

смысла. В данном случае противопоставление тюрьма - во-

ля реализуется с помощью рифмующихся слов: "темницы" -

"вольные птицы". Соединение птицы с понятием свободы

свойственно самому языку. Ср. поговорку: "Волен, как

птица". Образ этот и до Лермонтова многократно употреб-

лялся в поэзии.

В частности, Лермонтов, конечно, помнил

строчку из стихотворения Пушкина "Узник":

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Однако в стихотворении "Пленный рыцарь" есть одна

существенная особенность. Герой Пушкина направляет свои

взоры чаще всего вперед; в "Вакхической песне" это го-

ризонт, из-за которого появляется солнце, в послании "К

Чаадаеву" также край неба (заря). Герой стихотворения

Лермонтова "Небо и звезды" смотрит снизу вверх. "Плен-

ный рыцарь" также направляет свои взоры вверх. Уже пер-

вый стих ясно характеризует место героя и направление

его взгляда: "сижу под окошком" - "синее небо... вид-

но". Таким образом, герой находится в тесном и темном

помещении (значение тесноты и темноты естественно вхо-

дит в понятие темноты) и смотрит снизу вверх в бескрай-

нее и светлое небо:

В небе играют все вольные птицы.

Птицы в этом стихе выполняют такую же смысловую

роль, как звезды в предшествующем стихотворении. Не

случайно птицы и звезды (связанные у Лермонтова с поня-

тием свободы и недосягаемости) наделяются в его поэзии

сходными признаками. Ср. в стихотворении "Пророк":

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В анализируемой строфе первое слово "молча" имеет

для Лермонтова очень важный смысл, ассоциируясь с пле-

ном, рабством. Способность петь связывается у поэта со

свободой. Поэтому, например, звезды у Лермонтова могут

быть наделены звучащими характеристиками. Ср. в стихот-

ворении "Выхожу один я на дорогу...":

И звезда с звездою говорит...

Таким образом, в стихотворении "Пленный рыцарь" (в пер-

вой строфе) сталкиваются расположенная внизу тесная,

темная тюрьма - место молчания - и верхний мир, мир си-

него неба и вольных, играющих птиц. В этот созданный им

мир поэт вводит своего героя. Как и герой стихотворения

"Небо и звезды", пленный рыцарь расположен в нижнем ми-

ре, но устремил свои взоры в верхний.

Можно сказать,

что исходная ситуация обоих стихотворений почти одина-

кова. Однако нельзя не отметить и существенное разли-

чие. Обратимся снова к рифмам. Как мы уже говорили,

рифмы первого и третьего стиха характеризуют пространс-

тво, в котором находится герой. Рифмы, связывающие вто-

рой и четвертый стих, характеризуют самого героя. Если

третий стих напоминает нам "Небо и звезды", то рифма

четвертого стиха неожиданна. Почему пленному рыцарю не

только больно, но и стыдно, а герою стихотворения "Небо

и звезды" было только больно} После того, как ученики

задумались над значением слова "стыдно", следует вер-

нуться к заглавию стихотворения и подвергнуть его ана-

лизу. Выражение "пленный рыцарь" содержит в себе проти-

воречие: само понятие "рыцарь" включает в себя в нашем

сознании представление о смелости, воинственности, бое-

вых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и

тюрьмы. Таким образом, само заглавие стихотворения ука-

зывает на аномальную, противоестественную ситуацию, в

которой находится ее герой. Он - рыцарь, но рыцарь-уз-

ник. Образ тюрьмы и узника в поэзии после подавления

декабрьского восстания получил совершенно особый, акту-

альный смысл. Тюрьма в поэзии Лермонтова - обычная ме-

тафора жизни в неволе.

Пленный рыцарь, в отличие от героя стихотворения

"Небо и звезды", не поэт-мечтатель, а воин. Он должен

был победить или пасть, а вместо этого он жив, побежден

и заключен в темницу.

Итак, героя стихотворения "Пленный рыцарь" характе-

ризует не только обычная для Лермонтова жажда свободы,

но и чувство своей вины.

Вторая строфа разделяется на две половины границей

между вторым и третьим стихами. Первые два стиха разви-

вают тему молчания, вторые два создают образ боя. Это

противопоставление напоминает нам известные слова Рыле-

ева: "Я не поэт, я - гражданин". Лермонтовский герой не

поэт, а воин.

Но трагизм его положения состоит в том,

что битвы для него существуют только в прошлом. Это

подчеркивается не только эпитетом "старинные", но и

глаголом "помнить":

Помню я только старинные битвы...

Битва существует только в памяти, в реальности же -

тюрьма. Третья и четвертая строфы представляют собой

развернутую метафору, смысл которой в том, что детали

тюрьмы превращаются в части рыцарского вооружения: "ка-

менный панцырь", "каменный шлем", "конь" - время,

________________________________________

1 В современном языке написание "панцирь", однако

Лермонтов придерживался более архаического "панцырь".

Мы сохраняем лермонтовскую орфографию, поскольку в поэ-

тическом тексте и эта сторона имеет значение. Однако

учителю следует предупредить учеников, оговорив совре-

менное написание.

________________________________________

"щит" - двери темницы. Сгущенная метафора третьей

строфы получает распространение в четвертой. При этом

следует обратить внимание на столкновение в стихотворе-

нии трех образных миров: мы уже говорили о тюрьме и не-

бе, следует добавить еще один - бой. Каждый из этих ми-

ров имеет свою характеристику. В частности, противопос-

тавление тюрьмы и боя осуществляется как антитеза камня

и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за сво-

боду, камень - с тюрьмой. В этом смысл метафор "камен-

ный панцырь", "каменный шлем" и др.

Пятая строфа заключает стихотворение. Она характери-

зуется резким интонационным переломом. Следует обратить

внимание учеников на то, что в предшествующих четырех

строфах не было ни одного восклицательного знака, а в

последней строфе их два. В предшествующих строфах пред-

ложение охватывало строфу, следовательно, декламация

требовала длинного дыхания и ровной, несколько монотон-

ной интонации. Это соответствует настроению уныния и

бессилия заключенного в тюрьме рыцаря.

В последней

строфе - три законченных предложения, два из которых -

восклицательные. Переход от изъявительных форм к пове-

лительным также меняет интонацию и вносит в стихотворе-

ние волевое начало.

Чем же обусловлен этот интонационный слом? Четыре

первые строфы создают образ рыцаря, побежденного и

превращенного в узника, последняя строфа меняет настро-

ение. Герой Лермонтова становится победителем. В сти-

хотворении появляется еще один персонаж - смерть.

Смерть не пугает рыцаря, более того, он отводит ей роль

послушного слуги:

Смерть, как приедем, подержит мне стремя.

Смысл этой строки станет понятен, если мы вспомним

рыцарский ритуал, по которому подержать стремя рыцарю -

должность слуги или оруженосца. Символически этот жест

означал подчинение. Таким образом, не смерть господс-

твует над рыцарем, а рыцарь над смертью. Он - хозяин,

она - слуга. Лермонтов подчеркивает, что тот, кто раз-

бит и силой загнан в темницу, еще не побежден, если у

него хватает душевных сил противостоять обстоятельст-

вам, помнить "старинные битвы", не смиряться перед вра-

гом и не бояться смерти. Именно эта отвага и нежелание

душевно капитулировать перед врагом превращает пленного

рыцаря из побежденного в победителя и заканчивает сти-

хотворение не пессимистическими, а волевыми и мажорны-

ми, хотя и трагическими, интонациями.

Текстуальный анализ подготовит учеников к вы-

полнению самостоятельной работы. Уместно, завершив ра-

боту над стихотворением, сопоставить "пленного рыцаря"

с образом Наливайко из "Исповеди Наливайки" Рылеева и с

героями пушкинского послания "К Чаадаеву". Ученики

знают об основных этапах русского революционного

движения и об исторических условиях, в которых жил Лер-

монтов. Сопоставляя героев Рылеева, Пушкина и Лермонто-

ва, следует активизировать эти данные и использовать их

для построения беседы. Уместно провести беседу на тему:

"Какие черты романтического героя видны в "Пленном ры-

царе"?"

<< | >>
Источник: Лотман Ю.М.. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста/ Ю.М.Лотман; М.Л.Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб,1996.-846c.. 1996

Еще по теме "ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ":

  1. А. С. Пушкин
  2. М. Ю. Лермонтов
  3. 1957 Поэтическая декларация Лермонтова ("Журналист, читатель и писатель")
  4. "ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ"
  5. "НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО..."
  6. "СОН"
  7. 23. ПОЭМА А.С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
  8. ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ
  9. РЫЦАРЬ ЛЬВ
  10. МУЛ БЕЗ УЗДЫ
  11. О СЕРОМ В ЯБЛОКАХ КОН
  12. Вольфрам фон Эшенбах
  13. ВРЕМЯ
  14. ЯЗЫК «БОРИСА ГОДУНОВА»*
  15. Литературные произведения1
  16. ВВЕДЕНИЕ