<<
>>

"НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО..."

В стихотворении "Пленный рыцарь" мы обновили в соз-

нании учеников понятие метафоры. Сейчас оно нам снова

пригодится. Стихотворение Лермонтова, если понимать

текст в прямом значении, можно отнести к пейзажной ли-

рике.

Однако по своему глубинному смыслу оно лирико-фи-

лософское. Пейзаж имеет в тексте характер развернутой

метафоры. Речь в стихотворении идет об отношениях между

людьми. После того как учащиеся прослушали, прочли и

усвоили незнакомую им лексику стихотворения, следует

обратить их внимание на метафорическое построение текс-

та и на соотношение в нем прямых ("пейзажных") и пере-

носных ("человеческих") значений. Прежде всего, можно

попросить учащихся выделить словесные характеристики

сосны и пальмы как растений: сосна "стоит... на голой

вершине", "пальма растет" "на утесе". После этого можно

спросить учеников, говорят ли обычно о деревьях (в пря-

мом смысле), что они "дремлют", что "им снится", что

они "грустны", так как одиноки.

Получив ответ, что подобные чувства и действия

свойственны не деревьям, а людям, учеников нужно под-

вести к пониманию двойного, метафорического построения

значений текста.

Затем выделяются два главных вопроса:

1. Сопоставление стихотворения Лермонтова с характе-

ристикой стихотворения Гейне. Необходимо, чтобы

ученики поняли, что Лермонтов заменил любовный сюжет

немецкого оригинала общефилософским. Вопрос граммати-

ческого рода "героя" стихотворения Гейне и "героини"

(сосны) у Лермонтова должен быть особо подчеркнут, так

как эта важная черта может ускользнуть от внимания уча-

щихся, которые на родном языке не знают категории рода.

Если ученики его класса изучают немецкий язык, учи-

тель может провести интересную работу по сопоставлению

оригинала Гейне с вольным его переложением Лермонтовым,

произведя сопоставительный анализ стиля двух стихотво-

рений.

Здесь уместно обратиться за помощью к преподава-

телю немецкого языка, который может не только прокон-

сультировать коллегу-русиста, но и изучить на своих

уроках с учениками текст Гейне.

Heinrich Heine

Ein Fichtenbaum steht einsam

Im Norden auf kahler Hoh.

Ihn schlafert; mit weisser Decke

Umhullen ihn Eisund Schnee.

Er traumt von einer Paime,

Die, fern im Morgenland,

Einsam und schweigend trauert

Auf brennender Felsenwand.

2. Обсуждаются две основные темы стихотворения:

а) Тема столкновения мечты и реальности.

Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за-

мерзающая "на голой вершине", "на севере диком". Вторая

картина - сон сосны. Пальма существует в воображении,

сне, мечте сосны. Ее бытие имеет условный характер

(этот момент пригодится позже, при анализе стихотворе-

ния "Сон", поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает

вторую тему.

б) Раскрытие мира мечты.

Естественно было бы предположить, что замерзающая и

страдающая от одиночества сосна мечтает о другой - ве-

селой и счастливой - пальме. Но пальма, которая снится

сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем

юге, как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре-

мится не к благополучию, а к преодолению одиночества,

он мечтает о другом одиноком существе, которое так же,

как и он, рвется к общению. Учащиеся не поймут поэзии

Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге-

роя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физи-

ческого холода и снега на диком севере. Холод, который

имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его

жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает

от разобщенности и невозможности соединения. В поэме

Лермонтова "Мцыри" герой мечтает:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной...

<< | >>
Источник: Лотман Ю.М.. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста/ Ю.М.Лотман; М.Л.Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб,1996.-846c.. 1996

Еще по теме "НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО...":

  1. М. Ю. Лермонтов
  2. "НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО..."
  3. Работа над звуковой организацией стихотворения.
  4. "СОН"
  5. "ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ..."
  6. §5.Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание 
  7. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  8. 23. ПОЭМА А.С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
  9. Генрих Гейне
  10. § 5. Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание
  11. §5.Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание
  12. Подчинительные и сочинительные словосочетания.
  13. Простые и сложные словосочетания.
  14. 2.4. Некоторые аспекты изучения лакунарности на уроках литературы
  15. ОБ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ [ПЕЧАТАЕТСЯ ВПЕРВЫЕ. НАПИСАНО В 1946 г.]
  16. КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА
  17. Красовский В. Е Лирика М. Ю. Лермонтова
  18. § 7. Средства выразительности в тексте