Работа над звуковой организацией стихотворения.
хотворение "На севере диком...", внимательно прочитан-
ное, привлечет учащихся высокой музыкальностью. Текст
удобен для того, чтобы продемонстрировать законы его
звуковой организации.
Первые две строки создают звуко-вой образ пейзажа повторением фонем "с", "т", "н" ("се-
вере", "стоит", "сосна", "одиноко", "снегом", "сыпу-
чим"). Так же отчетливо организована в первых двух сти-
хах и система гласных: решительный перевес имеют глас-
ные переднего ряда "е", "и" и слаболабиализованная фо-
нема "о". Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе-
ны): иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема
"а", открытая и резко выпадающая из общего рисунка
строк, встречается только в трех местах - в начале,
конце и середине, создавая как бы контрастную рамку. В
ударном положении "а" появляется только в конце второго
стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым
словом "сосна". Таким образом, консонантизм сближает
сосну со всем зимним пейзажем, оркестрованным на звук
"с", а вокализм резко выделяет. Одновременно ударное
"а" в слове "сосна" перекидывает мост (через опоры
"она", "одна", "грустна") ко второму главному образу -
пальме. Строка "Прекрасная пальма растет" с двумя удар-
ными "а" как бы завершает второе большое кольцо "а" -
"а". Таким образом, звуковое построение стихотво-
________________________________________
Выражение "снится ей все" означает: "снится ей все
время, непрерывно". "Все" здесь наречие со значением
"постоянно", а не средний род от местоимения "весь".
________________________________________
рения создает два разных мира (севера и юга) и образы
двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под-
черкивает их глубокое единство. Анализ звуковой струк-
туры стихотворения имеет целью не столько научить уче-
ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого
анализа являются средством, а не целью), сколько нау-
чить их слушать музыку стиха, научить их, читая стихи,
чувствовать красоту звучания и старательно и правильно
артикулировать звуки поэтической речи. А это, в свою'
очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы-
ка. Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое
говорение, - язык, который получают ученики во внеучеб-
ное время, - язык смазанной фонетики. Практическая речь
тороплива, стремится быстрее добраться до смысла и яв-
ляется плохой школой фонологического артикулирования.
Для того, чтобы правильно говорить, надо приучить себя
понимать звуковую красоту стиха, а для этого лучшая
школа - поэзия.