ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

13.звуковая организация нехудожественной и художественной речи.

Звуковое оформление нехудожественного текста должно отвечать единственному требованию – не привлекать внимания. Применительно к нехудожественной речи говорят о требовании благозвучия – такое использование звукового ряда, который легок для восприятия и произнесения и приятен на слух.

Существует точка зрения, что наиболее приятна на слух та речь, в кот много гласных, однако для русского языка основным требованием благозвучия является чередование гласных и согласных.

Стечение нескольких гласных на стыке слов оценивается как произносительная сложность. Его называют внешнее зияние.( у Тани и у Оли).внутреннее зияние- признак заимствованных слов ( поэт).

При построении текста необходимо учитывать длину слов – слишком короткие дадут много ударений и речь будет отрывистой( сад был тих, гол, тускл). И наоборот, слишком длинные слова делают речь вялой и монотонной.

В области согласных следует избегать объединения слов, одно из кот завершается несколькими согласными, а другое с них начинается.

Следует избегать повторов одного звука.

-стечение шипящих и свистящих, особенно если используется акустический усилитель.

Повторов слогов на стыке слов( тормоза за закрытым окном.)

Необходимо избегать преднамеренной ритмизации и рифмизации высказывания.

Надо избегать слишком активное использование слов одного падежа.

Звуковая организация художественного текста.

Применительно к звуковой организации худ текста говорят о звукописи. Ее употребление предполагает возникновение смысловых связей между словами, соотнесенными по звучанию.

Основные приемы звукописи:

!) аллитерация – повтор согласных, особенно явный, если слово начинается с 1-ого согласного. ( из алых листьев клена свила ложе).

2)ассонанс – повтор гласных, преимущественно ударных( пора, пора, рога трубят).

3) паронимическая аттракция – реализуется в возникновении смысловых связей между словами, никак не связанными в языке.переводческая сложность.

4)звукоподражание :

1)ономатопея – имитация звуков живой и неживой природы, а также звуков, возникающих в результате деятельности человека.

2) звуковой символизм – приписывание значений звука. Звуки «и», «э» считаются легкими, приятными, светлыми и должны использоваться для обозначения таких же предметов в речи. Звуки «о», «у»- применимы для обозначения печальных и трагических предметов речи.

«ы»- самый страшный звук в рус яз. «а»- двояк – обозначает и высокие и страшные предметы в речи.

Неблагозвучие обычно используют для создания отрицательных образов.( тьму рабства свет притвори).

<< | >>
Источник: Стилистика и культура речи. Ответы к экзамену. 2016

Еще по теме 13.звуковая организация нехудожественной и художественной речи.:

  1. Повторы на фонемном уровне
  2. А. С. Пушкин
  3. А. А. Блок
  4. Некоторые вопросы структурного изучения текста
  5. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  6. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  7. 13.звуковая организация нехудожественной и художественной речи.
  8. §2. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи
  9. Глава 4 НОРМАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ