6. Иммигрантские группы
Под иммигрантскими группами я имею в виду группы, сформировавшиеся н силу решений индивидов и семей покинуть свою родину и эмигрировать в другое общество, часто при этом оставив своих друзей
и Как отмечает Норман, .ни вопросы о нравственной составляющей иацие-строительства проигнорировали даже философы, работающие над проблемами национализма Они склонны задаваться этим вопросом относительно национальные государств, а не осуществляющих шхциптрсттгяктФо госу-14v и Другими словами, философы националиша обычно принимают суще ствование национальных государств как данность, и спрашивают, хорошо ли иметь чир.
состоящий hi национальных государств. Они не изучают процессы, благодаря которым вообще-то и были созданы национальные государства (то есть какие методы нациестроительства допустимы) (Norman 1999:60|. " Предварительную попытку разработать критерии отличения либеральных форм нациестроительства от нелиберальных см. I Kymlicka. Opaliki 20011. Еще одной новой работой, посвященной обсуждению этики нациестроительства, является |Norman 2001].44*
VII. Мультикультурализм
и родственников. Обычно такое решение принимается в силу экономических причин, хотя иногда и в силу политических — чтобы переехать в более свободную или более демократическую страну. Со временем, со вторым и последующими поколениями, рождёнными в новой стране проживания они дают начало этническим сообществам с различной степенью внутренней сплочённости и организации.
Но очень важно немедленно различить две категории иммигрантов — тех, кто имеет право стать гражданами, и тех, кто не имеет такого права. И в научной литературе, и в широких общественных дискуссиях много путаницы возникает из-за смешения этих двух случаев. Я буду использовать термин «иммигрантская группа» только для первого случая. Вторую категорию иммигрантов, которых я буду называть «метеками», я буду рассматривать ниже.
Таким образом, иммигранты — это люди, которые прибывают в соответствии с иммиграционной политикой, которая даёт им право стать гражданами по прошествии относительно короткого периода времени — допустим, от 3 до 5 лет — при выполнении лишь минимальных условий (например, изучение официального языка и некоторые познания относительно истории и политических институтов страны). Таковой является традиционная политика в сфере иммиграции главных «иммигрантских стран» — Соединённых Штатов, Канады и Австралии.
Исторически иммигрантские группы реагировали на нациестроительство большинства совершенно иначе, чем национальные меньшинства. В отличие от национальных меньшинств вариант конкурирующего нациестроительства не является ни желательным, ни возможным для иммигрантских групп в западных демократических странах. Обычно они слишком малы и территориально разбросаны, чтобы надеяться воссоздать свою исконную социетальную культуру с нуля в новой стране. Вместо этого они традиционно принимали ожидавшееся от них — интеграцию в большую социетальную культуру. Действительно,немногие иммигрантские группы возражали против требования изучить официальный язык как условия получения гражданства, или изучения официального языка их детьми в школе. Они принимают то, что их шансы в жизни и в ещё большей степени шансы их детей будут связаны с участием в деятельности основных институтов, функционирующих на языке большинства.
Западные демократические страны сейчас имеют более чем двухсотлетний опыт интеграции таких групп, и мало что указывает на то, что легальные иммигранты с правом стать гражданами представляют какую-либо угрозу единству или стабильности либеральной демократии. Есть мало примеров (если они вообще существуют) иммигрантских групп, мобилизующихся вокруг сепаратистских движений, или националистических политических партий, или поддерживающих революционные
447
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
движения, стремящиеся свергнуть избранную власть. Вместо этого они интегрируются в существующую политическую систему так же, как интегрируются экономически и социально31.
Таким образом, иммигранты не оказывают сопротивления нацис-строительиым кампаниям большинства, нацеленным на интеграцию их в большее общество. Однако то, что иммигранты пытаются делать, — это договориться об изменении условий интеграции. Действительно, многие сегодняшние дискуссии о «мультикультурализме» в иммигрантских странах являются именно спорами о пересмотре условий интеграции. Иммигранты требуют более толерантного или «мультикультурного» подхода к интеграции, который позволил бы им сохранить различные аспекты их этнического наследия даже в ходе их интеграции в общие институты, оперирующие на языке большинства. Иммигранты настаивают лишь на том, что им должно быть позволено сохранить некоторые из их старинных обычаев, касающихся еды, одежды, отдыха, религии, и объединяться друг с другом для поддержания этих обычаев. Это не должно рассматриваться как нечто непатриотичное или «неамериканское». Более того, институты большого общества должны быть адаптированы так, чтобы обеспечить большее признание и учёт этих этнических идентичностей — например, школы и другие общественные институты должны учитывать их религиозные праздники, одежду, пищевые ограничения и т.д.
Как либеральные демократические страны должны реагировать на такие требования иммигрантского мультикультурализма? Опять же, либеральные демократии исторически сопротивлялись таким требованиям. До 1960-х годов все три основные иммигрантские страны придерживались «англоконформистской» модели иммиграции. То есть от иммигрантов ожидали ассимиляции, усвоения существующих культурных норм, с тем чтобы со временем они стали неотличимы от коренных граждан в речи, одежде, отдыхе, кухне, размерах семьи, идентичности и т.д. Слишком заметная «этничность» в публичном поведении рассматривалась как непатриотичность. Эта крайне ассимиляционистская политика рассматривалась как необходимость для того, чтобы иммигранты стали лояльными и продуктивными членами общества.
Однако всё более признаётся, что этот ассимиляционистский подход не является ни необходимым, ни оправданным.
Он не необходим, потому" Стоит отмстить, что в основных иммигрантских странах получившие убежище беженцы включаются в эту категорию иммигрантов, имеющих право стать гражданами. Действительно, государственная политика по отношению к расселению и натурализации беженцев практически идентична той же политике в отношении иммигрантов, и исторически беженцы следовали той же модели интеграции, что и более добровольные иммигранты.
44«
VII. Мультикультурализм
что нет никаких свидетельств того, что иммигранты, гордящиеся своим национальным наследием, с меньшей вероятностью будут лояльными и продуктивными гражданами своей новой страны. И он не может быть оправдан, поскольку налагает несправедливые тяготы на иммигрантов. Государство де-факто и де-юре накладывает на иммигрантов целый ряд требований как условие их успеха, и часто эти требования слишком трудны и дорогостоящи, чтобы иммигранты могли их выполнить. Поскольку иммигранты не могут ответить на это принятием своей собственной программы нациестроительства, но должны пытаться интегрироваться как только могут,будет только справедливым, если государство минимизирует затраты, связанные с требуемой им интеграцией.
Другими словами, иммигранты могут потребовать более справедливых условий интеграции. Это требование обычно включает два основных компонента: а. Необходимо признать, что интеграция не осуществляется за один день, но является трудным и длительным процессом, который охватывает ряд поколений. Это означает, что особые меры по адаптации (например, оказание услуг на родном языке) часто требуются для иммигрантов в переходный период; б. Необходимо обеспечить, чтобы общие институты, в которые интегрируются иммигранты, обеспечивали ту же степень уважения, признания и учёта идентичности и практик иммигрантов, которую они традиционно оказывают идентичности и практикам большинства. Это требует систематического изучения наших социальных институтов, чтобы увидеть, не ставят ли их правила и символы в плохое положение иммигрантов.
Например, надо изучить коды одежды, общественные праздники, даже ограничения по росту и весу, чтобы узнать, не дискриминационны ли они по отношению к некоторым иммигрантским группам. Нам также необходимо изучить, как изображаются меньшинства в школьных учебных программах или средствах массовой информации, чтобы убедиться, не являются ли они стереотипными и не признающими вклада иммигрантов в историю страны или мировую культуру. Эти меры необходимы для того, чтобы либеральные государства обеспечивали иммигрантам справедливые условия интеграции.В этом издании нет возможности обсуждать в деталях справедливость каждой из этих мер государственной политики. Требования справедливости не всегда очевидны, особенно в отношении людей, которые решили переселиться в страну, и политические теоретики мало что сделали для прояснения этой проблемы. Но становится всё очевиднее, что это важный вопрос, в котором необходимо разобраться. Дело не в том, дали ли иммигранты нам убедительное основание для отказа принимающего государства от политики нарочитого внимания, но скорее в том. как обеспечить, чтобы меры государственной политики, принуждающие и направленные на ассимилацию иммигрантов, были справедливыми?
449
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
в. Изоляционистские зтноконфессиональные группы
В то время как большинство иммигрантов желают участвовать в жизни большого общества, есть некоторые небольшие иммигрантские группы, добровольно самоизолирующиеся от него и избегающие участия в полигике или гражданском обществе. Как я отмечал ранее,этот выбор — добровольная маргинализация — скорее всего будет привлекательным только для тех этноконфессиональных групп, чья теология требует от них избегать всех контактов с современным миром, таких как гуттери-ты.амиши или хасиды (все они эмигрировали от преследований за веру). Их не заботит маргинализация по отношению к большому обществу и политической системе, поскольку они рассматривают их «мирские- институты как греховные и стремятся сохранить тот же изолированный традиционный образ жизни, что у них был на родине.
Чтобы избежать контакта с современным миром и сохранить традиционный образ жизни, эти группы добиваются исключений из различных законов. Например, они требуют освобождения от военной службы или выполнения обязанностей присяжных, поскольку это вовлекло бы их в деятельность мирской власти. Они требуют освобождения от закона об обязательном образовании, чтобы их дети не подвергались разлагающим влияниям (например, они добиваются права забирать детей из школы до достижения ими 16 лет и освобождать их от изучения некоторых частей основной учебной программы, которые рассказывают о жизни современного мира).
Ответ этих групп на нациестрои тел ьство большинства очень отличен от того, что дают и национальные меньшинства, и иммигранты. В конце концов, нациестрои тел ьство имеет целью интегрировать граждан в современную социетальную культуру, с ей обычными академическими, экономическими и политическими институтами, а это именно то, чего эти этнорелигиозные секты хотят избежать. Колее того, законы, от которых эти группы добиваются освобождения, составляют сердцевину современного нациестроительства (например, массовое образование).
Как либеральные демократии должны реагировать на такие требования освобождения от нациестроительства большинства? Может показаться удивительным, что исторически западные демократические страны принимали многие из этих требований. Удивительно это потому, что по собственному признанию эти группы часто не имеют никакой лояльности к государству. Более того.-часто они внутренне орглни шва ны нелиберальным образом. Они препятствуют попыткам своих членов ставить под сомнение традиционные практики или религиозные авторитеты (и даже часто пытаются помешать детям приобрести способности к такой критической рефлексии) и могут ограничивать женщин домашней сферой. Они не являются и ответственными гражданами
450
VII. Мультикультурализм
страны в целом в том смысле, что их совершенно не интересует решение проблем в большом обществе (например, их не интересует, как решать проблемы городской бедности, загрязнения окружающей среды или наркомании)11.
Как я отмечал в главе 6, Джео)ир Спиннер называет эти группы «частичными гражданами», поскольку они добровольно отказываются от прав и от обязанностей демократического фажданства [Spinner 1994). Они не реализуют свое право голосовать и занимать должности (и право на социальные пособия), но тем же самым они стараются избежать своей гражданской обязанности помогать в решении проблем страны. Поэтому в отличие от большинства иммигрантских групп и национальных меньшинств эти этнорелигиозные секты отвергают принципы лояльности государству, либеральных свобод и гражданской ответственности.
Тогда почему требования этих групп принимались? Отчасти потому, что (по крайней мере в Северной Америке) эти люди прибывали тогда, когда и Соединённые Штаты, и Канада отчаянно нуждались в иммигрантах для заселения западных пограничных территорий и были готовы пойти на уступки для получения больших групп иммигрантов с полезными сельскохозяйственными навыками. Непонятно, почему сегодня либеральные демократии должны быть столь же готовыми идти на уступки для вновь прибывающих этнорелигиозных сект.
И действительно неясно, является ли правомерным с точки зрения либерально-демократических принципов предлагать такие уступки. В конце концов, эти группы лишают свободы своих членов и избегают гражданских обязанностей по отношению к другим членам общества. В силу этих причин на протяжении многих лет предпринимались различные попытки лишить их этих освобождений и заставить эти группы выполнять гражданский долг (например, служить в армии и выполнять обязанности присяжных), заставить их детей полностью проходить обязательное обучение в школе с тем, чтобы они научились быть компетентными демократическими гражданами,способными участвовать в жизни внешнего (по отношению к сектам) мира.
Однако в целом большинство демократических стран продолжают терпеть эти группы до тех пор, пока они вопиющим образом не причиняют вреда своим членам (например, осуществляя сексуальное насилие над детьми), пока они не пытаются навязывать свои взгляды посторонним, пока их члены по закону'имеют право покидать секту. Эта
" Они, конечно, признают большую ответственность за решение любых проблем, возникающих в их сообществе. Но справедливость требует, чтобы мы уделяли внимание проблемам и за пределами нашего непосредственного окружения, даже когда мы не являемся причиной их возникновения. См. гл. 6, примеч. 31 и сопровождающий текст.
451
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
толерантность обычно обосновывается либо с помощью коммунитаристской концепции свободы религии, либо тем, что этим группам были даны особые обещания, когда они прибывали в страну — исторические обещания, которые не давались другим иммигрантам".
Все эти три первые типа групп — национальные меньшинства, иммигранты и этнорелигиозные секты — являются объектами нацие-строительных программ большинства. Когда либеральные государства начали свои проекты распространения общей социетальной культуры ил нею территорию государства и столкнулись с этими группами, они стали оказывать на них давление с целью их интеграции.
Последние два типа групп, которые я буду рассматривать, а именно, метеки и расово-кастовые группы, подобные афроамериканцам, очень отличны в этом отношении. На них не только не давили с целью интегрировать в культуру большинства, им фактически запрещали интеграцию. В то время как первые три типа групп испытывали давление, направленное на их интеграцию, даже если сами они этого не хотели, две последние группы насильственно удерживались отдельно, даже если хотели интегрироваться. Эта история их исключения продолжает порождать многие трудности для западных демократий.
г. Метеки
В то время как изоляционистские группы, такие как амиши, добровольно отказываются от гражданства, есть некоторые мигранты, которым никогда не дают возможности стать гражданами. Вообще-то это разнородная категория людей, включающая нелегальных иммигрантов (например, незаконно проникших в страну или просрочивших визу и тем самым проживающих незаконно, как многие мексиканцы в ha.ni форнии или североафриканцы в Италии) и временных мигрантов (въехавших, например, в качестве беженцев, ищущих временного убежища, или гастарбайтеров, таких как турки в 1ёрмании). Когда они въезжали в страну, их не рассматривали в качестне будущих граждан или даже проживающих на долгосрочной основе, и вообще-то им даже не разрешили бы въехать, если бы рассматривали их в таком качестве. Однако, несмотря на официальные правила, они поселились на более или менее постоянной основе. В принципе и до некоторой степени в действительности многие из них стоят перед угрозой депортации, если будут выслежены властями или будут осуждены за преступление. Но тем не менее в некоторых странах они составляют внушительные по размерам сообщества, работают, легально или нелегально, и могут вступать в брак и создавать
"Сопоставление либеральной и мшмуннтарнсткой концепций свободы религии см. в гл. 5 наст. над.
45*
VII. Мультикультурализм
семьи. Это верно, к примеру, в отношении мексиканцев в Калифорнии, турок в Германии или североафриканцев в Италии или Испании. Заимствуя термин из античной Греции, Майкл Уолцер называет эти группы «метеками», т.е. проживающими на долгосрочной основе людьми, тем не менее исключёнными из полиса [Walzer 1983]. Поскольку перед метеками стоят огромные препятствия — правовые, экономические, социальные и психологические — на пути интеграции, они обычно занимают маргинальное положение в большом обществе.
Говоря в общем,основным требованием метеков является урегулирование их статуса в качестве постоянных жителей и получение доступа к гражданству. По сути, они хотят иметь возможность интеграции в большое общество — следовать путём иммигрантов, даже несмотря на то что первоначально они не были допущены в качестве таковых.
Как либеральные демократические государства должны реагировать на это требование доступа к гражданству? В ходе истории западные страны отвечали на эти требования по-разному. Некоторые из них — особенно традиционные иммигрантские страны — хотя и неохотно, принимают эти требования. Гастарбайтеры, остающиеся после окончания их первоначального трудового контракта, часто могут получить право постоянного проживания, и для нелегальных иммигрантов проводятся периодические амнистии, так что со временем они приобретают юридический статус и социальные возможности, аналогичные иммигрантам.
Но некоторые страны — особенно те, которые не воспринимают себя как иммигрантские — сопротивляются этим требованиям. Они не только не признают этих людей в качестве иммигрантов — они вообще не допускают в страну никаких иммигрантов и могут не иметь никакой установленной процедуры или инфраструктуры для их интеграции. Кроме того, многие из этих метеков либо нарушили закон для того, чтобы въехать в страну (нелегальные иммигранты), либо нарушили обещание возвратиться в свою страну (гастарбайтеры), так что они нс рассматриваются как достойные гражданства. Более того, страны, не имеющие традиции принимать новых переселенцев, часто проявляют больше ксенофобии и склонны рассматривать всех иностранцев как потенциальную угрозу безопасности, или как потенциально нелояльных, или просто как неисправимо «чуждых». В этих странах, наиболее известными примерами которых являются Германия, Австрия и Швейцария, официальная политика состоит не в том, чтобы пытаться интегрировать метеков в национальное сообщество, но в том, чтобы заставить их покинуть страну либо путём высылки, либо добровольно.
Можно видеть, как эта политика отражается в концепции «мультикультуралнзма», которая возникла для мигрантов, лишённых доступа к гражданству — концепции, очень отличающейся от принятой в имми-
•153
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
грантских странах вроде Канады и Австралии. Например, в некоторых землях (Lander) Германии до 1980-х годов власти не допускали турецких детей в немецкие классы, а вместо этого создавали отдельные классы для турок, где часто преподавание велось на турецком языке учителями, ввезёнными из Турции, и учебная программа концентрировалась на подготовке детей к жизни в Турции. Это называлось «мультикуль-турализмом», но в отличие от мультикультуралнзма для иммигрантов в США, Канаде или Австралии он не рассматривался как способ обогащения или дополнения германского гражданства. Он, напротив, был принят потому, что эти дети не рассматривались как граждане Германии. Это было способом сказать, что на самом деле этим детям здесь не место, что их настоящий дом — Турция. Это было способом подтвердить, что они чужаки,а не граждане. Мультикультурализм без предложения фажданства есть почти без вариантов рецепт исключения и рационализации этого исключения".
Короче говоря, надежда была на то, что, если метеков лишить возможности гражданства и оставить в стране только с сомнительным правовым статусом и если им постоянно повторять, что их дом — это их страна происхождения и их не желают иметь здесь в качестве членов общества, то они в конце концов уедут.
Но становится очевидным, что этот подход к метекам нежизнеспособен и порочен,эмпирически и нравственно. Эмпирически стало ясно, что метеки, прожиншие в стране несколько лет, вряд ли уедут, даже если у них будет только сомнительный юридический статус. Это особенно верно тогда, когда метеки вступают в брак и имеют детей. В этот момент их новая страна, а не страна происхождения, становится их домом. Действительно, это может быть единственным домом для детей и внуков метеков. Как только они осели,создали семью и начали растить детей, ничто, кроме высылки, не может заставить метеков вернуться в родную страну.
Таким образом, политика, основанная на надеждах на добровольное возвращение, просто нереалистична. Волее того, она угрожает большому обществу. Ибо вероятным результатом такой политики будет создание перманентно лишенного прав, отчуждённого и расово отличного низшего класса. Метеки могут создать оппозиционную субкультуру, в которой сама идея стремления к успеху в основных социальных институтах рассматривается с подозрением. Предсказуемые последствия могут включать некоторую смесь политического отчуждения, преступности и религиозного фундаментализма среди иммигрантов, особенно второго поколения. Это, в свою очередь, ведёт к усилению расовой напряжённости и даже насилия в обществе.
" От этой предшествовавшей модели сейчас отказались.» Германия приближается к тому, что я назвал иммш рашской моделью мулынкулыурализма.
454
VII. Мультикультурализм
Чтобы избежать этого, в западных демократических странах, даже неиммигрантских, намечается тенденция принимать программы амнистии для нелегальных иммигрантов и давать гражданство гастарбайтерам и их детям. Но сути, длительно проживающие метеки всё чаще рассматриваются так. как если бы они были легальными иммигрантами, им разрешают следовать иммигрантским путём интеграции и поощряют это.
Это не только благоразумно, но и является требованием морали. Ибо сама идея либеральной демократии подрывается наличием труппы долгосрочных резидентов, не имеющих права стать гражданами. Либеральная демократия — это система, в которой люди, подчинённые политической власти, имеют право участвовать в формировании этой власти. Иметь постоянных резидентов, подчинённых власти государства, но не имеющих права голосовать, — значит создавать что-то вроде кастовой системы, подрывающей демократические устои государства (см. |Baubock 1994;Carens 1989;WaIzer 1983; Rubio-Marin 2000]).
Конечно,эти люди прибыли без всяких надежд или обещаний на приобретение прав стать гражданами, и даже могли прибыть нелегально. Но, к некоторому моменту, первоначальные условия их пребывания в стране становятся нерелевантными. На практике это теперь дом метеков, и они де-факто являются членами общества, нуждающимися в правах гражданства.
д. Афроамериканцы
Последней группой, очень важной в сегодняшнем американском теоретизировании о мультикультурализме, являются нефы (афроамериканцы). потомки рабов, ввезённых в Соединённые Штаты с XVII по XIX в. При рабовладении рабы не рассматривались как граждане или даже как -лица-, но просто как собственность рабовладельца наряду с его зданиями и скотом. Хотя рабство и было отменено в 1860-е годы и неграм дали гражданство, они по-прежнему вплоть до 1950-х и 1960-х годов были объектами сегрегационных законов, требовавших, чтобы они посещали отдельные школы, служили в отдельных частях армии, ездили в отдельных вагонах поездов и т.д. И хотя эти дискриминационные законы ныне отменены, свидетельства говорят о том, что негры по-прежнему подвергаются всеобъемлющей нефюрмальной дискриминации при найме на работу и сдаче жилья и по-прежнему непропорционально сконцентрированы в низшем*классе и в бедных районах.
Афроамериканцы находятся в уникальном отношении к американскому нациестроительству. Как и метеки, исторически они исключались из членства в нации. Но в отличие от метеков обоснованием этого было не то, что они граждане какой-то другой страны, куда должны возвратиться. Негры в Америке вряд ли могут рассматриваться как «иностран-
455
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
цы» или -чужие», поскольку они пребывают в США почти так же давно, как и белые, и не имеют иностранного гражданства. Вместо этого они были успешно денационализированы — им было отказано в членстве в американской нации, но их нс рассматривали и как принадлежащих к какой-то другой нации.
Афроамериканцы нс похожи на все другие этнокультурные группы на Западе. Они не соответствуют модели добровольной иммиграции не только потому, что были привезены в Америку недобровольно в качестве рабов, но также потому, что препятствовали (а не поощряли) их интеграции н институты культуры большинства (через расовую дискриминацию и законы против смешении рас и обучения грамотности). Не соответствуют они также и модели национального меньшинства, поскольку у них нет исторической родины на территории Америки или своего унаследованного языка. Они происходят из разных африканских культур с разными языками, и не делалось никаких попыток держать вместе рабов общего этнического происхождения. Напротив, люди, при ■ надлежавшие к одной культуре (и даже одной семье), обычно в Америке разделялись. Более того, до освобождения запрещались законом попытки воссоздать структуры их культуры (например, все формы ассоциаций негров за исключением церквей были противозаконны). Таким образом, положение афроамериканцев практически уникально.
В свете этих сложных обстоятельств и трагической истории афро-американцы выдвигают сложный, уникальный и меняющийся набор требований. Движение за гражданские права в Соединённых Штагах в 1950-1960-е годы рассматривалось многими его сторонниками как предоставление возможности ш-ip.iv последовать иммигрантским путём интеграции через более строгое проведение в жизнь антидискриминационных законов. Однако те афроамериканцы. которые скептически относятся к возможности следовать иммигрантским путём интеграции, пошли по противоположному пути — требовали определить негров как -нацию» и развивать какую-то программу чёрного национализма. Большая часть новейшей истории афроамериканской политической мобилизации может рассматриваться как борьба между этими двумя конкурирующими проектами.
Но ни один из них не является реалистичным. Наследие векового рабства и сегрегации создало такие барьеры для интеграции, с которыми иммигранты просто не сталкиваются. В результате, несмотря на юридические победы движения за гражданские права, негры остаются непропорционально сконцентрированными на нижних ступенях экономической лестницы, даже после того как осуществилась интеграция позднее прибывших не-белых иммигрантов (например, азиатов). Но территориальная разбросанность негров делает выбор национального сепаратизма
456
VII. Мультикультурализм
457
столь же нереалистичным. Даже если бы у них была общая негритянская национальная идентичность, которой у них нет, в Соединённых Штатах нет такого региона, где негры составляли бы большинство.
В результате всё более признаётся, что для афроамериканцев должен быть выработан особый подход, включающий разнообразные меры.
В их числе может быть компенсация за несправедливость в прошлом, особая помощь в интеграции (например, позитивная дискриминация), гарантированное политическое представительство (например, такая нарезка избирательных округов, чтобы создавались округа, где большинство избирателей — негры) и поддержка различных форм самоорганизации чернокожих (например, субсидии для исторически негритянских колледжей и для образования,ориентированного на потребности негров).
Может показаться, что эти различные требования тянут в разных направлениях, поскольку некоторые из них способствуют интеграции, а другие кажутся усиливающими сегрегацию, но каждое отвечает различным частям сложной и противоречивой реальности, в которой находят себя афроамериканцы. Долгосрочной целью является способствовать их интеграции в американскую нацию, но очевидно, что это длительный процесс, который может сработать, только если существующие негритянские сообщества и институты будут укрепляться. Некоторая степень краткосрочной отделённости и -чёрной сознательности- необходима для достижения долгосрочной цели — интегрированного и не замечающего цвета кожи общества".
Трудно определить, какие именно принципы должны использоваться для оценки этих требований, каждое из которых является спорным. Как и в отношении большинства, здесь должны рассматриваться и моральные, и практические факторы. Из всех этнокультурных групп афроамериканцы, возможно, страдают от наибольших несправедливостей, как в смысле плохого обращения с ними в прошлом, так и их нынешней участи. Следовательно, с точки зрения нравственности американское правительство обязано неукоснительно исправлять эти несправедливости. Более того, как и в случае с метеками, результатом этого продолжающегося исключения было развитие -сепаратистской» и оппозиционной субкультуры, в которой сама идея стремления к успеху в рамках -белых-социальных институтов воспринимается многими неграми с подозрением. Цена того, что такой субкультуре, позволили возникнуть, огромна как для самих негров, обречённость которых на жизнь в бедности, маргинализацию и насилие усугубляется, так и для общества в целом в плане растраты человеческого потенциала и эскалации расовых кон-
* Полезный л на.ни статуса и требований афроамериканцев и их связи с либерально-демократическими нормами см.: | Spinner 1994; Gutnun. Appuh 1996; Brooks 1996; Cochran 1999; Kymlxka 2001: ch. 9].
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
458
фликтоа. Учитывая такую цену, кажется и благоразумным, и нравстнен ным принимать любые реформы, необходимые для исправления такой ситуации.
Можно ещё много говорить о требованиях каждой из этих групп или о других типах групп, существующих в мире. Но. я надеюсь, было сказано достаточно для того, чтобы проиллюстрировать важность возможности учёта требований каждой группы в качестве определения несправедливостей, которые нацисстроительство большинства навлекло (или могло навлечь) на них, и в качестве обозначения условий, при которых нацисстроительство большинства перестанет быть несправедливым. Важно отметить, что во всех пяти рассмотренных мной случаях меньшинства не говорят, что программы нациестроительства по своей природе недопустимы. Но они настаивают, что программы нациестроительства должны учитывать определённые условия и ограничения. Если мы попытаемся объединить эти различные требования в более широкую концепцию этнокультурной справедливости, можно сказать, что нацисстроительство большинства в либерально-демократической стране допустимо при следующих условиях:
а) никакие группы долгосрочных резидентов не подвергаются перманентному исключению из членства в нации, как это происходит с метеками или расовыми кастовыми группами. Каждый, живущий на данной территории, должен иметь возможность получить гражданство и стать равным членом нации, если пожелает этого;
б) в той мере.в какой на иммигрантов и другие этнокультурные меньшинства оказывается данление с целью их интеграции в нацию, социокультурная интеграция, которая требуется для членства в нации, должна пониматься в «тонком» смысле, предусматривая прежде всего институциональную и лингвистическую интеграцию, а не принятие каких-то конкретных обычаев, религиозных представлений или стилей жизни. Интеграция в общие институты, оперирующие на общем языке, должна оставлять как можно больше места для выражения индивидуальных и коллективных различий и в общественной, и в частной сфере, и общественные институты должны быть адаптированы к тому, чтобы дать место ныражению идентичности и практик этнокультурных меньшинств. Другими словами, концепция национальной идентичности и национальной интеграции должна быть плюралистичной и толерантной;
в) национальным меньшинствам позволяется заниматься своим собственным нациестроительством, чтобы дать им возможность сохраниться в качестве особых социетальных культур.
В ходе истории эти три условия редко удовлетворялись в западных демократических странах, но в них заметнее становится тенденция к большему их принятию. Jia генденция отчасти отражает прагматиче-
VII. Мультикультурализм
ские соображения: предшествующие попытки исключать метеков, ассимилировать иммигрантов и подавлять национализмы меньшинств просто оказались не в состоянии достичь цели, так что испытыкаются новые модели межэтнических отношений. Но в этом также отражается и признание нравственной неправомерности предыдущей политики.
Те модели, которые я рассматривал в этом параграф конечно, являются обобщениями.а не проявлениями «железных законов*. Некоторые метеки, иммигрантские группы и национальные меньшинства не мобилизуются для того, чтобы требовать прав меньшинств, и даже там, где они мобилизуются, некоторые западные демократии продолжают сопротивляться этим требованиям* Даже Соединённые Штаты иногда отклоняются от обычной тенденции к интеграции иммигрантов,особенно если от вновь прибывших ожидается, что они вскоре вернутся в свою страну (как это было с первыми кубинскими беженцами в Майами).
Степень, в которой национальные меньшинства способны поддерживать отдельную социетальную культуру, тоже существенно варьирует. В некоторых странах национальные меньшинства почти полностью интегрированы (например, бретонцы во Франции). Даже в Соединённых Штатах степень и успех националистических мобилизаций различается от случая к случаю. Например, сравните чиканос на юго-западе с пуэрториканцами. Чиканос не смогли сохранить свои испаноязычные юридические, образовательные и политические институты после недобровольного вхождения в состав Соединённых Штатов в 1848 г., и они не мобилизуются на почве национализма, чтобы попытаться воссоздать ИМ институты. Напротив, пуэрториканцы очень успешно мобилизовались для защиты своих нспаноязычных институтов и прав самоуправления, когда были против своей воли включены в состав Соединённых Штатов в 1898 г., и продолжают демонстрировать сильное националистическое сознание. Степень националистической мобилизации также сильно различается у различных индейских племен в Америке".
" В частности. Франция и Греция продолжают сопротивляться любому офицн-азьному признанию либо иммигрантского мультикучьтурализма. либо многона-циоиачьиого федерализма. Швейцария и Австрия продолжаю! сопротивляться чюбмм серьезным пинам по интеграции метеков Но сейчас эти страны - явные исключения п нормы на Западе. Франция де-факто либерализует свой 1н>дход и к лиомомни для Корсики, и к мультикучьтуралишу для иммигрантов. р Оби>р требований национальных меньшинств в США см.: (O'Brien 1987|. Учитывая зги вариации и трудные случаи, некоторые теоретики предлагают, чтобы мы отказались от таких категорий как •иммигранты- и •ианиоиачьные меньшинства- и просто рассуждали об этнически* группах, находящихся в некоем континууме с различными уровнями сплоченности, мобилизации, концентрации, размеров, исторической укорененности и т.д. См.. напр.: |Young 1997м; Carens 2000: ch. 3; Barry 2001:308-317; Havell 1999). Я отстаиваю эту типологию, см. (Kymlicka 2001; ch. 3).
459
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
И даже там, где эти требования принимаются, они часто остаются спорными, уязвимыми перед изменениями общественного мнения и сменой правящей партии4. Тем не менее общая тенденция ясна: западные страны сегодня демонстрируют сложную модель нациестроительства, ограниченного правами меньшинств. С одной стороны, западные страны остаются «нацисстроящимн» государствами. Все западные государства продолжают осуществлять те разновидности полигики нациестроительства, которые были мной рассмотрены ранее. Ни одна из западных стран не отказалась от права принимать такие меры. С другой стороны, эти меры государственной политики всё более ограничиваются для того, чтобы удовлетворить требования меньшинств, которые чувствуют угрозу своей самобытности. Меньшинства требуют (и постепенно получают) различные права, которые помогают обеспечить, чтобы нацисстроительство не исключало метеков и расовые кастовые группы, или чтобы не было насильственной ассимиляции иммигрантов, или чтобы не подрывалось самоуправление национальных меньшинств.
То, что происходит сегодня в -реальном мире либеральных демократий», есть сложная диалектика государственного нациестроительства (требований государства к меньшинствам) и прав меньшинств (требований меньшинств к государству). Мы можем изобразить это на рис. 4.
Ишрументы государственною нациестроительства:
• политика гражданства - централизация влас г и
• законы о языке - национальные СМИ. символы, праздники
- политика в области образования - воинская служба
- государственная политика занятости
Государственная политика в области нациестроительства
Требования меньшиисти в области прав
Требований меньшинств в области прав:
иммигрантский ыультикультураяиэм - включение метеков • многонациональный федерализм • освобождения по религиозным основаниям
«»
Рис. 4. Диалектика нациестроительства и Иран меньшинств
14 Однако стоит отметить, что ии одна западная страна в реальное ти не повернула вспять ни один из этих важнемши» сдвигов в политике, те. ни одна страна, принявшая мультикультурализм, впоследствии от него нс отказалась: ни одна страна, принявшая федеративное устройство, впоследствии не вернулась к централизации. и т.д.
460
VII. Мультикультурализм
По моему мнению, важно рассматривать обе половины этого цикла вместе.Слишком часто в дискуссиях о правах меньшинств люди смотрят только на нижнюю половину рисунка и спрашивают, почему наглые и агрессивные меньшинства добиваются -особого статуса» или -привилегий». Что дает меньшинствам право предъявлять такие требования к государству? Но если мы посмотрим на верхнюю половину рисунка, становится ясно, что требования прав меньшинствами должны рассматриваться и в контексте государственного нациестроительства, и как ответ на него. Меньшинства действительно предъявляют требования к государству, но одновременно они являются ответом на требования государства, направленные против меньшинств. То есть права, которых требуют метеки, расовые группы, иммигранты и национальные меньшинства, действительно служат для защиты их от реальных или потенциальных несправедливостей, которые в ином случае были бы результатом нациестроительства.
Если наличие государственной политики нациестроительства помогает обосновать права меньшинств, то можно также повернуть это наоборот и сказать, что принятие прав меньшинств помогает обосновать государственное нациестроительство. В конце концов, мы не можем просто принимать как само собой разумеющееся, что для либерального государства легитимно оказывать давление на меньшинства во имя интеграции их в институты, действующие на языке большинства. Что даёт государству право настаивать на общем национальном языке, системе образования, экзаменах на получение гражданства и т.д. и навязывать всё это меньшинствам? Как было показано в главах 5 и 6, либеральные националисты утверждают, что есть некоторые правомерные цели, которые достигаются с помощью этих мер нациестроительства, такие как распределительная справедливость и делиберативная демократия, и я с этим согласен. Но неправомерно достигать этих целей, настаивая на ассимиляции, исключая или лишая прав меньшинства, которые часто уже и так находятся в неблагоприятном положении. Не будучи дополненным и ограниченным правами меньшинств, государственное нацисстроительство скорее всего будет угнетательским и несправедливым. В то же время там, где эти права меньшинств присутствуют, государственное нацисстроительство может выполнять некоторые легитимные и важные функции.
Итак, сегодня в западных демократических странах проводится сложный комплекс сильных мер нациестроительства. соединяющихся с сильными формами прав меньшинств. Я думаю, что этот метод можно распространить на рассмотрение других видов этнокультурных групп, которые не укладываются ни в одну из представленных здесь категорий, таких как цыгане в Словакии или русские поселенцы в странах Балтии. В каждом из этих случаев, я полагаю, их требования мультикультура-
461
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
лизма можно характеризовать как ответ на (с их точки зрения) несправедливости, возникающие в результате политики нациестроительства1'. Требования каждой группы могут определяться как несправедливости, к которым приводит для них нациестроительство большинства, и обозначаться как условия, при которых нациестроительство большинства перестанет быть несправедливым. Важной задачей, стоящей перед любой либеральной теорией мультикультурализма, является достижение лучшего понимания и выражения этих условий этнокультурной справедливости*0.