Приоритеты в военной безопасности
Безопасность мирового сообщества отличается от военной безопасности государств, военных блоков в ответ на вызовы, угрозы и риски, во-первых, объемом и способом защиты, во-вторых, субъектом и структурами безопасности, в-третьих, целями и используемыми средствами, в-четвертых, методами сохранения окружающей среды.
Реальность угрозы распространения оружия массового уничтожения, например с точки зрения степени, масштаба, времени, последствий, по-разному оценивается в Китае, России, США, КНДР, Иране и т. д. Поэтому страны, военные блоки проводят свою внутреннюю и внешнюю политику и ее военную составляющую B своих интересах. Некоторые государства вообще не рассматривают международное положение как источник угроз, другие оценивают положение ошибочно. Чтобы меньше было неадекватных оценок, необходимо опираться на оценки, вынесенные с позиций мирового сообщества, которые глубже, чётче и полнее.
Военные доктрины ряда государств, военных блоков абсолютизируют национальные интересы, отрицают моральные ценности. Вот почему военную безопасность этих государств, блоков целесообразно оценивать по принципу единства морали, гуманизма, справедливости и права.
Концепция военной безопасности государств, мирового сообщества требует пересмотра сегодняшних приоритетов.
Оценивая потенциал военной безопасности военных блоков, государств и выживания человечества с учетом распространения оружия массового уничтожения, ведущихся войн, международного терроризма, можно с уверенностью утверждать, что приоритет принадлежит военной безопасности мирового сообщества.
Военная безопасность мирового сообщества ближе к общечеловеческим проблемам; она подразумевает защиту всех локальных цивилизаций, государств, религиозных конфессий; в ней больше морали, гуманизма, справедливости, законности. He существует такого национального, локального интереса, который превосходил бы общий интерес человечества - обеспечение своего выживания.
Следовательно, национальные и локальные интересы не должны противоречить интересам человечества. При формировании национальных интересов необходимо учитывать интересы мирового сообщества. Критерием эффективности локальных и национальных интересов прежде всего должно быть участие народов, государств в реализации идеалов человечества.Мировая система безопасности по своему содержанию и структуре охватывает все существенные проблемы эпохи, преследует более важные и глобальные цели, использует более разнообразные средства. Военная безопасность человечества опирается на более широкую и глубокую научную базу, всемирную военную науку, поэтому способна обеспечить значительно большую безопасность, чем любое государство и военный блок. Только мировое сообщество обладает достаточными для этого природными, техническими и гуманитарными ресурсами, духовными ценностями и достижениями.
B обеспечении военной безопасности между мировым сообществом и отдельными государствами, преследующими эгоистические интересы, возможны политические, экономические, экологические, духовные и военные противоречия. По отдельным проблемам против приоритета мировой военной безопасности могут выступать государства, союзы с имперскими, националистическими, сепаратистскими амбициями; государства локальных цивилизаций; силовые военно-политические структуры; государства, входящие в «ядер- ный клуб»; государства, стремящиеся получить доступ в ООН; некоторые религиозные организации; представители корпоративного эгоистического бизнеса. He исключено, что OOH придется бороться с панидеями даже крупных государств в различных регионах.
Политическое и стратегическое руководство мирового сообщества во взаимоотношениях с государствами будет использовать гибкий подход, учитывать, что у каждого из них имеются свои интересы, ценности, что их возможности, обязанности, законодательная база неодинаковы и что в сообществе они имеют различные скорости и векторы развития.
Глобальная военная безопасность, направленная на сохранение цивилизации и окружающей среды, приобретает всемирный опыт миролюбия, изменяет соотношение военной культуры и культуры мира в пользу последних, связывает воедино прошлое, настоящее и будущее, является делом всего человечества, открывает человечеству двери в сообщество миров.
Приоритет военной безопасности мирового сообщества над военной безопасностью отдельного государства приобретает философский характер: в целях выживания человечество вышло в космос. Философский подход к этой проблеме позволяет лучше видеть историческое время и пространство, свидетельствует о том, что цивилизацию необходимо и возможно спасти с помощью принципиально новой системы военной безопасности.
Чтобы повысить эффективность военной безопасности народов, государств, мирового сообщества в целом, следует определить и другие приоритеты, связанные с конкретными угрозами человечеству.
Исходя из того, что главной проблемой для человечества является выживание, основной приоритет - это противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение ядерных войн.
Угрозу для мирового сообщества по-прежнему несут ведущиеся войны и международный терроризм, поэтому система военной безопасности мирового сообщества, предусматривающая предотвращение войн и борьбу с международным терроризмом, также обладает приоритетом по отношению к военной безопасности отдельных государств и военных блоков.
Очень важно, чтобы все религиозные конфессии признали принципы и приоритеты мирового сообщества. Во-первых, интересы мировой военной безопасности выше интересов, взглядов, доктрин любой конфессии по вопросам войны и мира. Во-вторых, распространение оружия массового уничтожения, возможность возникновения ядерных и других войн, международный терроризм являются главными угрозами для мирового сообщества и религиозных конфессий в частности. B связи с этим нераспространение оружия массового уничтожения, предотвращение ядерных и традиционных войн, борьба с международным терроризмом, обеспечение выживания человечества важнее доктринальных положений тех или иных религиозных конфессий.