Вечная мечта о «вечном мире»
В античный период возникла идея «вечного мира» как образа жизни. Философы, писатели, ученые, юристы, деятели культуры, политики не только осуждали войны как зло, варварство, насилие, жестокость, но и мечтали о вечном мире, предлагали конкретные идеи, меры, проекты, программы по их ликвидации.
Итальянский поэт Данте (1265-1321) считал, что сохранить мир можно созданием светского мирового государства. Чингисхан полагал, что войны прекратятся после создания единого государства.
Средством предотвращения войн многие считали монархии. В XIвеке император Римской империи Генрих II был автором концепции всемирной монархии.
После окончания Тридцатилетней войны квакер У.Пенн(1644-1718) и французский философ и дипломат Сен-Пьер (1658-1743) создали проект государств для достижения «вечного мира».
Чешский педагог и писатель Ян Коменский (1592-1670) предложил создать директорию держав мира, сенат мира, ареопаг мира, которые будут насаждать мир во всем мире.
Афроамериканский историк У. Дюбуа (1868-1963) полагал, что всеобщий мир обеспечат демократии.
В 1867 году писатели и политики В. Гюго, Д. Милль, Д. Гарибальди, Ж. Лемонье, создавшие «Международную лигу свободы и мира» в устройстве государств, предлагали заменить монархии республиками.
В XVII-XVIIIвв. представители утопического социализма Т. Мор и Т. Компанелла считали, что устранение войн можно добиться путем социального устройства государств.
Английский писатель – фантаст Герберт Уэллс доказывал, что гарантией мира, предотвращения войн будет угроза самоуничтожения человечества, угроза истребительной войны.
Философы Франции считали, что мир можно обеспечить с помощью революций. Руссо и Дидро путь к всеобщему миру видели в вооруженном свержении властей.
Немецкий философ И. Кант наоборот считал, что вечный мир будет достигнут путем проведения постоянных реформ. Он большие надежды возлагал на достижения человечества в области культуры.
Программа Канта для достижения вечного мира: создание федерации свободных государств; формирование законодательной и судебной властей; развитие торговли, которая несовместима с войной.
XXвек вновь пробудил попытки к достижению вечного мира. Попытки не дали результатов.
П.А. Сорокин предложил в Европе создать сверх государство, затем образовать единое мировое государство. Русский и советский ученый Снесарев считал, что войны исчезнут при коренном изменении свойств людей.
Идеологи марксизма – ленинизма путь к миру без войн видели в мировой социалистической революции.
«Вечному миру» большое внимание уделяют представители религии, религиозных конфессий.
Религиозные философы, теологи различных религий предлагали объединить религии, создать единую общечеловеческую религию; предлагали верующим научиться жить в условиях религиозных различий и разнообразий.
Католики исходили из того, что мир – это «дар Божий», они отрицали войны, считали мир высшей ценностью. Сохранить мир позволяет вера и любовь к Богу.
Христианские теологи предлагали воссоединить православные и католические церкви; подчеркивали, что иудейство и христианство связаны духовной близостью; выступали за мирное сосуществование между различными религиями; призывали к диалогу между верующими и неверующими, между христианами и мусульманами.
Миротворческий потенциал религий повышался при синкретизме. Синкретизм в Китае проявился в тесном контексте буддизма, конфуцианства и даосизма. Синкретизм объединил духовную жизнь китайцев, стабилизировал социальную и семейную жизнь. В XIXяпонцы жили в единстве буддизма, конфуцианства и синкретизма.
Религиозные христиане большое значение придавали устройству государств. В XIIIвеке Фома Аквинский предложил создать всемирное государство, управляемое Богом, что обеспечит мир на Земле.
Огромный миротворческий потенциал ислама, который подчеркивал на Земле равенство людей, солидарность, терпимость, тесную связь с природой, справедливость, доброту, уважение и любовь к ближнему. В учении Аль-Фараби и Ибн Хальдуна отмечалось, что высшая ценность заключена в земном счастье людей, которые живут в согласии, без насилия, помогают друг другу.
Идеи о вечном мире, конечно, были утопичны. Взгляд на проблемы о войне и мире был узким.
Идеологи «вечного мира» не использовали ценностей космополитизма. Не выявили всех действительных причин войн. За идеями о вечном мире не было адекватной практики, антивоенных движений.
В прошедшие тысячелетия у человечества не было ни политических, ни социальных, ни экономических, ни духовных условий, чтобы добиться ликвидации войн, всеобщего ненасильственного мира.
Вместе с тем идеи о вечном мире, жизни без войн использовались в борьбе за мир, в предотвращении войн, способствовали к развитию гуманизма, заложили основы для постоянства проблем по ликвидации войн как образа жизни человечества.