<<
>>

Проявлением узкоэкономического подхода

является представление о принципиальном отрыве предпринимательской деятельности от духовной, нравственной жизни, об «антикультурной» природе бизнеса. Абсолютной истиной является то, что любая составляющая человеческой деятельности своей основой имеет культуру как систему ценностей, символов, знаний, традиций.

Далеко не все культуры сформировали ценность частной собственности. В России она так и не утвердилась на уровне массового сознания из-за господства общинной собственности у крестьян. Причины осуждения практицизма и рационализма небуржуазными культурами состоят в том, что в основе таких культур и соответствующих социальных систем лежат ценности солидарности, часто подкрепляемые духовно-религиозными, идеологическими ценностями высшего порядка. Эти ценности по своей сути противоречат практицизму и рациональности. Лишь в буржуазном обществе рациональность становится основой нового образа жизни, обретает уникальную ценность и становится одной из наиболее почитаемых добродетелей.

Духовные и нравственные предпосылки для новых видов экономической активности обеспечивает хозяйственная культура, чем и определятся ее роль в модернизации общества. Хозяйственная культура формулирует ценностные принципы, которые делают успех немногих приемлемым для большинства, то есть выполняют функцию легитимизации хозяйственной и предпринимательской активности. Эта проблема в России в целом осталась не решенной при всех успехах капиталистического развития. Формой нравственного самооправдания предпринимательства была этика служения, побуждающая русских купцов и промышленников заниматься благотворительной и меценатской деятельностью. Однако при отсутствии других, более весомых ценностных обоснований предпринимательского успеха, который в русской культуре в подавляющем случае ассоциировался с несправедливостью и эксплуатацией, общество так и не признало российское предпринимательство нравственным.

И в настоящее время

путь активизации созидательной предпринимательской активности — через традиции исторические, нравственные, религиозные.

В современной России, представляющей собой модернизирующееся общество, образуются переходные формы хозяйственной культуры, которые включают в себя как традиционные ценностные ориентации и нормы, так и заимствованные, и все они вступают в сложные и тонкие взаимодействия.

В 80-х гг. прошлого века советские ученые выявили тот факт, что отраслевые формы хозяйствования стали узки для современных производительных сил. Это потребовало дополнения их формами межотраслевого взаимодействия, проработки проблем пространственной стратегии и региональной политики. Пространственный аспект (территориальный) явился новой в экономической науке и слабо исследованной категорией, требующей глубокого осмысления и развития. Сегодня Россия — федеративное государство с широкими полномочиями составляющих ее субъектов, региональные власти имеют возможность создавать существенно различающуюся среду экономической деятельности на своей территории. Таким образом, реализуются 89 моделей экономической политики с различными последствиями для развития регионов, общность населения которых определяется такими традиционными факторами, как географическая близость, общность языка, общность культуры. При этом целью государственного вмешательства является активизация внутренних (эндогенных) факторов развития региона, поскольку спонтанное развитие — крайне редкое явление в мировой практике. Изменения в методах координации экономических процессов, отказ от жесткого иерархического контроля и командных структур, переход к горизонтальным межфирменным отношениям ведут к повышению значения территориального сотрудничества.

Экономика России — не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) вза-имодействий. Будущее России в немалой степени зависит от того, удастся ли составляющим российское общество разнородным группам поддерживать сознание сопричастности к единому общественному целому не только в государственно-политическом смысле, но, что еще важнее, к единому территориаль-ному, экономическому, социальному, культурно-историческо-

му и духовно-ценностному пространству.

Очень важно, чтобы сейчас источником развития стали не только природные факторы (нефть, газ), не просто территория, обладающая уникальными ресурсами, а именно способность населения к самоорганизации и способность руководства использовать эту способность для развития регионов. Моральный потенциал общества, содержащийся в структурах социального пространства, — сложный, но очень важный объект управления. И научиться его осваивать, связывать с общественно необходимыми целями — важное условие возрождения России.

Существование России как целостного государства во многом зависит от того, насколько реальными являются для каждо-го такого субъекта ее высшие символы и нормативы, то есть насколько они значимы. Так, сформулированная еще в период формирования Московского государства идея о том, что «Москва — это Третий Рим», то есть она становится после разрушения и упадка Византии оплотом православия, смогла практически стать идеологическим символом дальнейшего «собирания земель» — территориального расширения Руси, подготавливая постепенно идеологию и символику России как империи. Социальное пространство, открываемое этими идеями, символикой, способствовало религиозной терпимости в России, сосуществованию народов, весьма далеких друг от друга по своей культуре, верованиям, образу жизни, то есть появлению феномена рос-сийского евразийства.

Воздействие символических идей на массы населения связано с тем, что поведение людей постоянно регулируется различными социальными нормами — стандартами уровня жизни, распределения материальных и духовных благ, социального статуса и ролей. Эти нормы в целом образуют определенный социальный порядок, то есть правила поведения и общения, принятые в данном обществе и согласованные с его идеологией, духовными ценностями, традициями, экономикой и т. д. Отношения к этим нормам выражаются в социальных ожиданиях — веры людей в справедливость этих норм, в то, что они приносят для всех благо (или, по крайней мере, какую-то пользу) .

Современная Россия существует в основательно разрушенном социальном пространстве.

С одной стороны, прежняя идео-

логия разрушена: она формировала коммуникации и социальные ожидания на основе принципов коллективизма, распределения по труду, его количеству и качеству на основе социальной солидарности, взаимопомощи социальных субъектов. С другой стороны, пока не сложилась новая система социальных норм, принимаемых всем обществом. «Значительная часть населения не приняла западной "модели" индивидуализма как основы передела собственности в контексте жесткой конкуренции и как фактора обогащения вне норм трудовой этики. Именно для многих людей их социальные ожидания находятся не в будущем, а в прошлом, так как они в современной России не могут встроиться адекватно своим потребностям и установкам в новый порядок» [20, с. 39].

Для любого субъекта Федерации существует набор социальных ожиданий, включающий повышение уровня жизни населения, определенную свободу в распоряжении своими ресурсами, политическую и экономическую самостоятельность, культурную идентификацию. В целом социальные ожидания всех регионов сходны как потребность достижения некоторой нормы уровня жизни. Согласно исследованиям специалистов, указанные ожидания предполагают их реализацию на основе интересов и деятельности самого населения, то есть через собственные ресурсы и возможности.

В реальной российской ситуации регионального многообразия, как и в прежние времена, принципиальное значение имеет некая национальная идея. Например, А. Солженицын сформулировал ее как «сбережение народа». Второй аналогичный пример — это концепция устойчивого развития. Ее логическое развертывание приводит к необходимости разработки стратегий устойчивого развития для каждого региона и интеграции таких стратегий. Отсюда вытекает необходимость формирования единого хозяйственного пространства, что ставит задачу его экономической и политической организации. Организационные факторы, таким образом, на любом уровне хозяйственного пространства играют чрезвычайно важную роль, поскольку ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие экономики.

Под организацией регионального хозяйства следует понимать формы и методы решения следующих задач:

обеспечение сочетаний факторов производства в пространстве и времени;

воспроизводство материальных благ и условий производства на территории региона;

создание условий для социально-демографического развития населения и охраны окружающей среды.

Таким образом, речь идет о согласовании всех сторон жизнедеятельности людей, которое осуществляется в соответствии с определенными принципами и социально-экономическими закономерностями.

<< | >>
Источник: Точёная, Т. И.. Основы и современные формы региональной промышленной политики [Текст] : учеб. пособие / Т. И. Точёная ; ВолГУ. - Волгоград : Изд-во ВолГУ,2005. -180с.. 2005

Еще по теме Проявлением узкоэкономического подхода:

  1. Проявлением узкоэкономического подхода