<<
>>

К. С. Аксаков

Сын писателя С. Т. Аксакова Констант ин Сергеевич Аксаков (18171860) учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 г. он вошел в кружок Станкевича, увлекся философией Гегеля; в начале 40-х гг.
сблизился с Киреевским, Хомяковым, Самариным. По воспоминаниям Герцена, «Константин Аксаков не смеялся, как Хомяков, и не сосредоточивался в безвыходном сетовании, как Киреевские. Мужающий юноша, он рвался к делу... Вся жизнь его была безусловным протестом против петровской Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни русского народа. Его диалектика уступала диалектике Хомякова, он не был поэт-мыслитель, как И. Киреевский, но он за свою веру пошел бы на площадь, пошел бы на плаху, а когда это чувствуется за словами, они становятся страшно убедительными. Он в начале сороковых годов проповедывал сельскую общину, мир и артель... Последовательный до детства, первый опустил панталоны в сапоги и надел рубашку с кривым воротом» (II, 237). Аксаков вместо принятых головных уборов западного образца надевал мурмолку - шапку с высоким верхом, носившуюся московскими боярами. «К. Аксаков, - по словам Герцена, - оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина, как рассказывал, шутя, Чаадаев» (II, 223).
В своем творчестве Аксаков следовал «главным, существенным основаниям» славянофильства, считая, что «основа всего духовного, разумного и нравственного бытия нашего хранится в нашей православной церкви». Он внес существенный вклад в социальную теорию славянофильства, особенно своей разработкой учения об общине в ее отношении к государству и личности. По его мнению, у славян, и в особенности у русского народа, общинное устройство общественных отношений было изначально связано с семьей.
«Страна» - это и есть община. Государство же образуется для осуществления не внутренних потребностей общества, а внешних - для защиты от врагов, для создания законов как внешних правил поведения людей. Поэтому отношение Аксакова к государству неприязненное: «Государство как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве как идее, как принципе». Он сторонник неограниченной власти монарха, который берет на себя все политические заботы, оставляя народу нравственно-общественную жизнь и «стремление к духовной свободе». Убежденный в том, что «правительство существует для народа», мыслитель полагает, что государство не должно вмешиваться в экономические отношения, бытовую и нравственно-идейную жизнь общества. Всем этим призвано заниматься «земское дело». Община же подавляет не личность, а только ее эгоизм. Личность в общине свободна, «как в хоре», гармонически сочетая свой неповторимый голос с другими своеобразными голосами.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме К. С. Аксаков:

  1. АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ
  2. 8. Повесть о Темир Аксаке
  3. § 70. Теория залогов у К.С.Аксакова как будущий фундамент фортунатовского учения о залогах
  4.   «РУССКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ». ОТ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА К РЕЛИГИОЗНОМУ РЕФОРМАТОРСТВУ 
  5. К. С. Аксаков
  6. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  7. Глава 4. Россия и славянский мир
  8. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  9. § 70. Теория залогов у К. С. Аксакова как будущий фундамент фортунатовского учения о залогах
  10. 3.К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин