<<
>>

ДИАЛОГ

Греческий термин, обозначающий то же самое, что «разговор», «дискуссия», иногда с подчеркиванием его цели — более успешного познания какого-либо предмета. Таким образом, в диалоге самом по себе не заключено ничего особенно таинственного или «философского».

К со49

жалению, некоторые философы-экзистенциалисты превратили диалог в настоящее суеверие. По их мнению, диалог в человеческой жизни есть нечто принципиальное, «глубокое» и чрезвычайно важное. Один из этих философов утверждает, что и человеческий труд является диалогом, ибо люди во время работы разговаривают. С таким же успехом можно утверждать, что курение трубки — это диалог, поскольку люди при этом беседуют. Очень распространено заблуждение, согласно которому диалогом можно считать религию. Возможно, Бог разговаривал с Авраамом и пророками, но я готов поклясться, что он не разговаривал ни с кем из простых верующих. Если религия — это диалог, то, видимо, того же рода, что и разговор деда с иконой в польской песенке: «Обращается дед к иконе, а икона молчит и молчит». Речь идет о явном предрассудке. Не думаю, что «диалогическое» суеверие столь же распространено, как заблуждения, рассмотренные ранее, однако оно часто встречается у проповедников, журналистов, интеллектуалов и им подобных. Одним из главных его источников является концепция экзистенциализма, согласно которой человек существует лишь тогда, когда вступает с кем-либо в «коммуникацию». Но хотя наши понятия действительно связаны со словами, а слова мы употребляем именно в диалоге, из этого вовсе не следует, что человек не может существовать — и вести при этом насыщенную жизнь — без какого-либо обмена мыслями с другими людьми. В любом случае фактом является то,  что великие люди иногда совершали свои

50

деяния в одиночестве, следовательно, именно в одиночестве их существование было наиболее насыщенным.

Ясно, что «диалогическое» суеверие импонирует людям слабым, испытывающим потребность в других, тем людям, которые не чувствуют себя достаточно сильными, чтобы самостоятельно бороться с судьбой. Такие люди воспринимают заблуждение, связанное с диалогом, с большим энтузиазмом. К этому приводит еще одна причина — коллективизм, чрезмерный упор на общество; людям постоянно внушают, что без поддержки общества они — ничто, следовательно, они ничто и без диалога.

См.: коллективизм, экзистенция.

<< | >>
Источник: Ю.  Бохеньский. Сто СУЕВЕРИЙ. Краткий философский словарь предрассудков. Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ   ГРУППА «ПРОГРЕСС» 1993. 1993

Еще по теме ДИАЛОГ:

  1. КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИАЛОГА В СТРУКТУРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ
  2.   § 3. Диалог и монолог Диалог
  3. Философия диалога
  4. Диалог с предшественниками и современниками
  5. КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
  6. КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
  7. КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА
  8. КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
  9. V. Заключение (92с) КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
  10. Диалоговая модель спора
  11. Общая характеристика устного публичного диалога (традиционные и новые жанровые разновидности)
  12. 1.4. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ. МОДАЛЬНОСТЬ РЕЧИ
  13. Майевтический диалог как путь самопознания
  14. К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина
  15. 2. Суждения о философии в диалогах Платона