<<
>>

ФИЛОСОФИЯ И МУДРОСТЬ


Древнегреческое слово «философия», означающее «любовь к мудрости» (phileo - люблю, sophia - мудрость), на древнерусский язык переводилось словом «любомудрие». Оно употреблялось в русском языке даже в XIX столетии (любомудрами называли себя члены московского литературно-философского кружка «Общество любомудрия», возникшего в 1823 г.).
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «любомудрие» трактуется как «наука отвлеченности или наука о невещественных причинах и действиях», а также как «наука достижения премудрости, т. е. понимание назначенья человека и долга его, слияния истины с любовью».
В современном языке слово «любомудрие» уступило место «философии», однако понятие «мудрость» не только сохранилось, но является ключевым звеном в понимании сущности философии. Порой философию неточно трактуют как «любовь к знанию». Уже древние греки видели различие между знанием и мудростью. Знание - это совокупность сведений о действительности. Мудрость же, по словам Вл. С. Соловьева, - «понимание наилучших способов и средств для достижения поставленных целей и уменье надлежащим образом применять эти средства... уменье целесообразнейшего приложения своих умственных сил к предметам наиболее достойным»[2]. Мудрость предполагает знание, но это не просто знание фактов, а постижение их смысла и значения на основе понимания высших ценностей - Истины, Добра и Красоты в их единстве.
Философия как любовь к мудрости объединяет два вида человеческой деятельности - познание действительности и оценивание ее явлений, мировоззренческую ориентацию в мире ценностей. Мудрость человек обретает в процессе жизненной практики, опыта (не зря говорят о мудром человеке как об «умудренном опыте»). Поэтому и философия есть не только отвлеченное знание отвлеченных начал, ибо она всегда обращена к практике духовной жизни человека.
ФИЛОСОФИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ
Находясь как бы на пересечении познавательной и ценностно- ориентационной деятельности человека, философия включает в себя такие отрасли философского знания, как, с одной стороны, онтология (учение о бытии), теория познания, называемая гносеологией и эпистемологией (от греческих слов «гносис» - познание, знание и «эпистемэ» - знание), а с другой - такие, как этика - учение о нравственности и морали, эстетика - учение о красоте и искусстве, аксиология - теория ценности (по-гречески «аксиа» - ценность). Будучи связанной с процессом познания, философия близка науке, которая является основным проявлением и инструментом познавательной деятельности человека; имея же отношение к ценностям, философия оказывается близкой другим формам ценностного сознания - морали, искусству, религии.
В процессе взаимодействия философии с другими формами общественного сознания проявляются различные стили философствования. Чаще всего это логико-рациональный стиль, при котором наука с ее системностью и логической доказательностью становится интеллектуальным ориентиром в философском исследовании. Стиль эс- тетическо-образный проявляется в своеобразной художественной форме изложения философской мысли, как, например, в диалогах Платона или в поэме древнеримского поэта Лукреция Кара «О природе вещей», в романах Ф. М. Достоевского, сочинении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», художественных произведениях Ж. П. Сартра и А. Камю. Тяготение философии к художественному творчеству выразилось не только в художественности философии, но и в философичности искусства, создавшего «Божественную комедию» Данте и «Человеческую комедию» Бальзака, «Фауста» Гёте и «Доктора Фаустуса» Т. Манна.
Для понимания русской философской мысли важно иметь в виду ее проявление в жанрах философского романа и философской поэзии. Идейное наследие Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, поэтов Державина, Баратынского, Тютчева, не говоря уже о Пушкине, является достоянием не только русской литературы, но и русской философии.
Наряду с логико-рациональным и эстетическо-образным стилями философского мышления философские идеи и мысли часто излагались в религиозной форме. Религиозный характер носили многие течения восточной философии. В эпоху Средневековья философия была, по существу, «служанкой богословия». Для большого числа философских течений в России также характерен религиозно-мистический стиль философствования. Это относится к произведениям выдающихся церковных деятелей, таких, как Иларион Киевский, митрополит Платон (Левшин) и его последователи; мистикой проникну-
ТЫ труды Вл. Соловьева и многих других русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX в. - Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, И. А. Ильина, Л. Шесто- ва и др. Большой интерес представляет мистико-этическое учение 11. К. и Е. И. Рерихов.
Нередко под философскими трудами понимают лишь специальные трактаты. В России их было написано сравнительно немного. Можно ли на этом основании утверждать, что и философская мысль России была слабо развита? Думается, что нет. Нужно иметь в виду, что трактаты - только одна из форм изложения философских взглядов. Глубокие философские мысли могут содержаться в полемической статье и литературной критике, в художественном произведении и письмах. Для русской философии характерно многообразие форм ее выражения.
 
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ И МУДРОСТЬ:

  1. И. КАНТПонятие философии вообще
  2.   ПРИЛОЖЕНИЕ ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов КНИГА ПЕРВАЯ
  3. 1. ФИЛОСОФИЯ  
  4. Культурно-исторические и экзистенциальные факторы генезиса философского мышления. Проблема начала философии
  5. Н.В. Телегина АФИНСКАЯ ШКОЛА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. Античная философия
  7. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  8. 1.2. Что нынче побуждает к философии?
  9.             1.2. Что нынче побуждает к философии?
  10. Мудрость и бытие
  11. Философия свободы