<<
>>

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА В. С. СОЛОВЬЕВА

Философские воззрения русских мыслителей XVIII и XIX столетий выражались главным образом в публицистике и художественной литературе. Но дело не в том, что в этот период было написано сравнительно немного собственно философских трактатов. И хотя философские взгляды Сковороды и Радищева, Чаадаева и Герцена, Чернышевского и Писарева, Толстого и Достоевского, Федорова и Леонтьева и других несомненно обладали определенной системностью, сами они, казалось, не особенно заботились о приведении их в целостную систему.
Это дает основание говорить о том, что в России развивалась не философия, как таковая, а была лишь философская мысль. Однако во второй половине прошлого века появился мыслитель, который наряду с философскими диссертациями и богословскими трактатами также писал публицистические статьи и даже стихи, но в отношении которого не может быть сомнений в том, философ он или нет. Это Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - русский мыслитель, создавший оригинальную систему, охватывающую все основные сферы человеческого бытия и познания.

Вл. Соловьев родился в семье историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879) - автора многотомной «Истории России с древнейших времен». Дед философа был священником. Со стороны матери Вл. Соловьев приходился дальним родственником Григория Сковороды. Окончив с золотой медалью гимназию, будущий философ поступил сначала на физико-математический, а затем перешел на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1873 году. В следующем году он был вольнослушателем Московской духовной академии.

Еще в гимназические годы пытливый юноша обратился к поискам высших целей жизни. Это были 60-е гг., и гимназист отдает дань духу времени: он становится атеистом, увлекается материалистическими идеями, симпатизирует социалистическим идеалам. Углубляясь в историю философии, особенно осмысляя воззрения Спинозы, Вл. Соловьев приходит к своей излюбленной мысли о духовном всеединстве мира. Изучая Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, европейских позитивистов, он преодолевает материалистическое миропонимание, возвращается к Богу, к религии, которую считает совместимой с научным знанием.

В ноябре 1874 г. Соловьев защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)» и становится доцентом на кафедре философии Московского университета. Но уже в июне следующего года он выехал в Лондон для занятий в Британском музее, где изучает мистическую философию, увлекаясь оккультными знаниями, литературу о Софии - Премудрости Бо- жией. Но внезапно философ выезжает в Египет. Ему причудился зов самой Софии. И уже в стране пирамид, под Каиром в конце ноября ему привиделось явление Божественной Софии как образ Вечной Женственности. Ее мистически-поэтический облик, возникший в этом видении, не раз рисовался им в стихах.

В 1876 г. Соловьев возвращается в Россию. Он читает лекции в Московском университете, а с 1877 г. - в Петербургском университете и на Высших женских курсах. В этом же году выходит в свет в «Журнале Министерства народного просвещения» еще, правда, незаконченный первый очерк системы философа - «Философские начала цельного знания». В 1878 г. он прочел цикл публичных лекций «Чтения о Богочеловечестве». В них Соловьев разрабатывает свое учение о Софии, полагая, что она и есть идеальное человечество во Христе. В его трудах «Россия и Вселенская церковь» и «Идея человечества у Августа Конта» осуществляется дальнейшее развитие учения о Софии как о Богочеловечестве и Богоматери, которую издавна почитал русский народ в качестве Святой Софии, воплощающей Бога во Вселенской церкви.

В апреле 1880 г. Вл. Соловьев защищает в Петербургском университете докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал», в которой он утверждает свою излюбленную идею - идею положительного всеединства, а София выступает как «Всеединая мудрость божественная».

Академическая карьера Соловьева была прервана после того, как он в публичной лекции 28 марта 1881 г., не питая симпатии к народовольцам, организовавшим убийство Александра II, призвал помиловать их во имя христианского всепрощения. Русский мыслитель на протяжении 80-х гг. занимается главным образом публицистической деятельностью. Он пишет целый ряд работ по церковно-религиоз- ным проблемам и национальному вопросу. Соловьев одержим теократической идеей, идеей власти церкви, воссоединяющей все христианские конфессии под руководством Папы Римского. Он в то же время полагает, что политическую власть объединенных христианских народов должен осуществлять русский царь. В работах по национальному вопросу, объединенных в книгу «Национальный вопрос в России» (1883-1891), и других публицистических статьях философ критикует славянофильство, резко выступает против национализма как национального эгоизма, против проявлений антисемитизма.

В 90-е гг. в трудах Соловьева вновь преобладает философская проблематика. Он создает такие произведения, как «Смысл любви» (1892-1894), капитальный этический трактат «Оправдание добра» (1894—1897), статьи по теоретико-познавательным вопросам, названные в первом Собрании его сочинений «Теоретической философией». В Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в котором Соловьев с 1891 г. возглавил отдел философии, он написал много статей по истории философии («Индийская философия», «Кант», «Гегель», «Конт», «Леонтьев» и др.) и статей, посвященных различным философским понятиям («Действительность», «Природа», «Свобода воли» и др.). В 1889 и 1890 гг. он публикует статьи по эстетике «Красота в природе» и «Общий смысл искусства». Проблемы эстетики им и ранее разрабатывались в выступлениях о Достоевском, в статьях о Пушкине, Тютчеве, Чернышевском. В 1899-1900 гг. он написал «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе». Здесь он окончательно расстается с теократической утопией и предрекает миру трагическую перспективу. Печальные размышления Вл. Соловьева о будущем мира не могли не быть связанными с предчувствием своей собственной кончины. Умер философ в подмосковном имении «Узкое» князя П. Н. Трубецкого - брата друзей Соловьева философов С. Н. и Е. Н. Трубецких. Прах его покоится в Новодевичьем монастыре.

Какова философская система Вл. Соловьева? О ней и о ее авторе существует многочисленная литература. Мы постараемся лишь в самых общих чертах ответить на поставленный вопрос.

<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА В. С. СОЛОВЬЕВА:

  1. 1.1. Можно ли обвинять Вл. Соловьева и И. Канта в «натуралистической ошибке» (?) или Два способа обоснования мысли  
  2. 2. «Кант» Вл. Соловьева в жанре словарной статьи  
  3. 3.2. «София» как центральный пункт философских построений типа «всеединства»  
  4. 1. Философско-богословское обоснование религиозной веры в русском православии 
  5.   ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ТЮТЧЕВА 
  6. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА В. С. СОЛОВЬЕВА
  7. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В ТРУДАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ В. С. СОЛОВЬЕВА
  8. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  9. 2. Основные современные модели философского мышления
  10. Философская система на основе "цельного знания"
  11. синтез философии, теологии и науки
  12. 8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  13. "Религиозно-философский ренессанс"
  14. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  15. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  16. Философия «положительного всеединства» В.С. Соловьева