<<

ВЛ. СОЛОВЬЕВ. ПОЭЗИЯ гр. А.К. ТОЛСТОГО

  Впервые статья была напечатана в пятом номере журнала «Вестник Европы» за 1890 г. Но еще ранее поэзия А.К.Толстого привлекла внимание Вл. Соловьева в исследовании «Иллюзия поэтического творчества». Соловьев часто бывал в толстовской усадьбе Пустынька под Петербургом, он принимал участие в разборе бумаг поэта после его смерти.
В 1895 и в 1897 гг. значительная часть эпистолярного наследия Толстого была напечатана в «Вестнике Европы» при содействии Соловьева. Следует заметить, что и при жизни и после смерти и А.К.Толстой был мало известен как поэт, можно сказать, что Вл.Соловьев своей статье в какой-то мере оживил интерес к поэту, с которым у него было совпадение некоторых творческих установок и эстетических принципов, в частности, — быть свободным от предвзятостей (партийных, корпоративных) и «сражаться» только за интересы истины и красоты. Он относил его к тем поэтам, творчество которых давало пример поэзии «гармонической мысли», т.е. в которой философская рефлексия не подрывает художественного творчества. В статье «Поэзия гр. А.К.Толстого» Соловьев предпринял попытку выделить направления в русской поэзии, идущие от Пушкина (первое), Лермонтова и Баратынского (второе) и Тютчева (третье), исходя из «отношения мысли к творчеству», и в этом смысле он бесспорно раньше П.П.Перцова поставил проблему исследования ее философских интенций.
В настоящем сборнике исследование. Вл. Соловьева печатается с сокращениями по изд.: Владимир Соловьев. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С. 297—303.
И.А.ИЛЬИН. ПРОРОЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ ПУШКИНА
Названная работа И.А.Ильина — выступление автора 9 февраля 1937 г. в Риге, изданное вскоре отдельной брошюрой Российским Академическим Обществом. К этому времени пришедшие к власти нацисты запретили Ильину преподавательскую деятельность, его перестали печатать, но он много ездил по странам Восточной Европы с лекциями.
Публикуемый текст перепечатан со значительными сокращениями из книги: Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М.: Искусство, 1993. С. 40—70.
  1. «Александр Радищев», 1836 (Примеч. И.А.Ильина).
  2. Письмо к Ивановскому от 27 ноября 1827 г. 107 См.: Вересаев, II (Примеч. И.А.Ильина).
  3. «Дельвигу» (1817) (Прим. И.А.Ильина).
  4. Миллер П.И. Встреча с Пушкиным. См.: Вересаев. Пушкин в жизни, III. 67 (Прим. И.А.Ильина).

Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ. ДВЕ ТАЙНЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
В настоящем издании исследование Д.С.Мережковского публикуется с сокращениями по изд.: Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. Писатель, 1991. С. 416—483.
    1. Речь идет о так называемом «денисьевском цикле», созданным Ф.И.Тютчевым в 50—60-е годы XIX века и связанным с любовью поэта к Е.А.Денисьевой (Примеч. Д.С.Мережковского).
    2. Псевдоним Б.В.Савинкова (1879—1925), с 1903 г. эсера, руководителя террористических актов, впоследствии белоэмигранта; был арестован в 1924 году при переходе советской границы и осужден (Примеч. Д.С.Мережковского).

Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ. А.Н. МАЙКОВ
Статья Мережковского печатается с некоторыми сокращения по изд.: Философские течения русской поэзии /Сост.
П.Перцов. С.-Пб., 1896. С. 315—347. Комментарии о сборнике см. к очерку Б.В.Никольского в I разделе наст. изд.
Раздел третий. Опыт историософского анализа: «Все во мне и я во всем»
И.А.ИЛЬИН. ТАЛАНТ И ТВОРЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
Статья И.А.Ильина вошла в цикл «Что такое искусство», состоящий из шести работ об искусстве и художественности, публиковавшихся в «Возрождении» в 1932—1943 гг. В настоящем издании представлена с сокращением, перепечатана из сборника: Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М.: Искусство, 1993. С. 262-273.
ВЛ. СОЛОВЬЕВ. Ф.И.ТЮТЧЕВ
Статья была написана по просьбе П.П.Перцова для задуманного им сборника «Философские течения русской поэзии». См. комментарии к статье Б.В.Никольского о Фете, раздел I. Первая публикация под названием «Поэзия Ф.И.Тютчева» относится к 1895 г. («Вестник Европы»), ее Соловьев планировал поместить в оставшуюся неосуществленной книгу о русских поэтах. Статья, предложенная автором Перцову при публикации подверглась, с согласия Соловьева, сокращениям (См.: Перцов П. Литературные воспоминания: 1890—1902 гг. М.—Л., 1933. С. 194—195). В журнальном варианте она имела вступление — «Поэзия Ф.И.Тютчева», в котором Вл.Соловьев относит поэзию Тютчева к подлинному сокровищу русской литературы и называет его поэтом, которым могла бы гордиться любая литература. «В настоящем очерке, — писал Соловьев, — я беру поэзию Тютчева по существу, чтобы показать ее внутренний смысл и значение». П.П.Пер- цов считал, что Соловьеву удалось выявить прежде всего философскую направленность поэзии Тютчева, обусловленную интересом поэта к тем основам жизни, на которых зиждется вся история человечества и все космические процессы в единстве «светлой» и «темной» сторон бытия, т.е. во всей его глубине и полноте. Соловьев говорит о Тютчеве, как о поэте мало известном и на это было основание: после смерти Тютчева о нем почти забыли, ситуация изменилась только к концу XIX в., когда к нему стали проявлять интерес ранние символисты. Работа Соловьева в определенном смысле явилась этапной в интерпретации поэзии Тютчева и оказала большое влияние на последних, причислявших великого лирика к своим предшественникам.
В настоящем сборнике текст статьи Вл.Соловьева воспроизводится с сокращением по изд.: Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С. 283—296.
С.А.АНДРЕЕВСКИЙ. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Статья С.ААндреевского воспроизводится с некоторыми сокращениями по изд.: Философские течения русской поэзии /Сост. П.Перцов. СПб., 1896. С. 131-160.
По оценке Перцова, она была одной из лучших характеристик поэта в сравнительно небогатой на то время лермонтовской литературе, несмотря на свою определенную односторонность — в ней затрагивается лишь «демоническая» сторона Лермонтовской поэзии.
См.: Перцов П. Литературные воспоминания. 1890—1902. М.-Л.: «ACADEMIA», 1933. С. 194. Ранее под названием «Поэзия Лермонтова» статья была напечатана в быстро ставшем популярным сборнике автора «Литературные чтения. Баратынский. Достоевский. Гар- шин. Некрасов. Лермонтов. Лев Толстой» (СПб., 1891). «Литературные чтения» Андреевского выходили несколькими изданиями и получили столь широкое распространение, что были рекомендованы в качестве учебной литературы для гимназий. Поэтому можно сказать, что оценка поэзии Лермонтова, данная им, весьма отличающаяся, заметим, от последующих оценок лермонтовской поэзии (особенно советского периода), была в свое время достаточно известной и принимаемой. О творчестве Лермонтова писал и Вл.Соловьев, но он увидел в его поэзии прежде всего выражение «настроений и мыслей ницшеанства» и с горечью писал: «Он был призван сообщать нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх к истинному сверхчеловечеству, — но этого мы от него не получили. Мы можем об этом скорбеть...», правда, тут же добавлял: «Но то, что Лермонтов не исполнил своей обязанности к нам, — конечно, не снимает с нас нашей обязанности к нему» (Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. 456). В статье Андреевского Лермонтов предстает поэтом, считавшим небо своей родиной и землю — своим изгнанием и уже этим сообщавшим «движение вперед и вверх».
С.А.АНДРЕЕВСКИЙ. ПОЭЗИЯ БАРАТЫНСКОГО
Статья печатается с сокращениями по тексту издания: Андреевский С.А. Литературные чтения. Баратынский, Достоевский, Гаршин, Некрасов, Лермонтов, Лев Толстой. Изд. 2-е СПб., 1891. С. 3—35.
Позже, с согласия автора, статья в несколько измененном виде была перепечатана в сборнике П.Перцова «Философские течения русской поэзии» (СПб., 1896). В своих воспоминаниях Перцов писал: «У Андреевского я взял его этюд о Баратынском — в то время unicum в нашей литературе по своему новаторскому воззрению на Баратынского, как на крупного и своеобразного поэта-мыслителя, тогда как к нему было принято относиться, как к одному из рядовых представителей пушкинской плеяды, наравне с Языковым, Дельвигом и т.д.! Справедливость требует прибавить, что новая точка зрения была подсказана и вся статья внушена Андреевскому Мережковским, развивавшим в разговорах этот взгляд на Баратынского с гораздо большим блеском и силою» (См.: Перцов П. Литературные воспоминания. 1890—1902. М.-Л., 1933. С. 194).
1 «Моск. Телегр.», 1827 г., XIII, № 4. О "Тавриде» Муравьева (Примеч. Андреевского).
2 Андреевский приводит строфу из стихотворения Баратынского «Князю Петру Андреевичу Вяземскому».
<< |
Источник: И.Н. Сиземская. Поэзия как жанр русской философии [Текст] / Рос. акад.наук, Ин-т философии ; Сост. И.Н. Сиземская. — М.: ИФРАН,2007. - 340 с.. 2007

Еще по теме ВЛ. СОЛОВЬЕВ. ПОЭЗИЯ гр. А.К. ТОЛСТОГО:

  1. А. К. Толстой
  2. ПОЭЗИЯ КАРАМЗИНА
  3. "Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока
  4.   ПОЭЗИЯ А. С. ХОМЯКОВА 
  5.   ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ТЮТЧЕВА 
  6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  7. Глава III. Ф.И.Тютчев (1803-1873)
  8. В.Ф.САВОДНИК. ПОЭЗИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
  9. Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского
  10. ВЛ. СОЛОВЬЕВ. ПОЭЗИЯ гр. А.К. ТОЛСТОГО
  11. II
  12. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  13. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  14. 6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой
  15. Глава восьмая. Новая жизнь
  16. 2.1. Религия как одна из составляющих русской культуры
  17. Глава 6. Космополитизм в России
  18. Глава 3. Польский вопрос и полонистика в 1860-е – 1870-е гг.
  19. § 9. Запись как пограничный текст
  20. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ: