<<
>>

Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского

  Впервые статья была опубликована в декабрьском номере «Русского обозрения» за 1890 г. Ей предшествовали две важные работы по эстетике, с которыми связано начало цикла философско-крити- ческих статей о русской поэзии — «Красота в природе» (1884) и «Общий смысл искусства» (1890).
Изложенные в них Соловьевым принципы, критерии (и само понимание) истинно поэтического творчества во многом складывались под влиянием поэзии А.А.Фета, Я.П.Полонского, А.К.Толстого, но особенно — Фета. В своей литературной критике Соловьев открыл его творческое наследие, до этого известное только довольно узкому кругу лиц. Тесная дружба с Фетом, длившаяся не одно десятилетие, повлияла и на его собственное поэтическое творчество, о чем свидетельствовал и сам Соловьев. Статья «О лирической поэзии» посвящена последнему прижизненному выпуску фетовских «Вечерних огней». Правда, в подзаголовке ее стоит еще имя Я.П.Полонского, но ему позже будет посвящена отдельная работа, публикуемая нами ниже. Первый выпуск «Вечерних огней» (1883) был подарен автором Соловьеву с надписью: «Дорогому зодчему этой книги Владимиру Сергеевичу Соловьеву, автор». (Экземпляр хранится в библиотеке Института мировой литературы им. М.Горького). Можно сказать, что все творчество поэта Фета было очень близко философу Соловьеву и созвучно его пониманию сути поэзии и назначению поэта.

В настоящем сборнике текст статьи «О лирической поэзии» воспроизводится с некоторыми сокращениями по изд.: Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С. 208— 232. Ссылки Соловьева на издания Фета и Полонского в настоящем тексте не приводятся.

ВЛ. СОЛОВЬЕВ, поэзияя.п.полонского.

Критический почерк

Впервые статья была опубликована в Ежемесячном приложении к журналу «Нива», в февральском и июньском выпусках за 1896 г., т.е. была написана позже других статей о русских лирических поэтах.

И хотя последней по времени в этом ряду была статья о М.Ю.Лермонтове, которая вышла в свет уже после смерти философа, именно работа о творчестве Я.П.Полонского подводила своеобразный итог всему циклу. Полонский был соучеником и товарищем по Московскому Университету отца философа — С.М.Соловьева, поэтому Владимир Соловьев рано познакомился с его поэтическим творчеством, долгое время находился с ним в переписке. Поэт духовно и идейно был близок мыслителю. Соловьев-философ считал, что из его современников первое место среди лирических поэтов принадлежит Фету и Полонскому. В статье автор сделал попытку сформулировать задачи философской критики, постулируя подход к художественному произведению как философскому труду. Сам Соловьев реализовал такой подход в полной мере еще ранее — в своих «Речах» о Достоевском, наполнив свой анализ философскими рассуждениями, исходным пунктом которых стало творчество писателя. В анализе поэтического творчества Полонского мыслитель сделал принципы такой критики предметом философской рефлексии.

В настоящем сборнике текст статьи, с сокращениями, воспроизводится по изд.: Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С. 318-341.

ВЛ. СОЛОВЬЕВ. ИМПРЕССИОНИЗМ мысли.

Стихотворения К.Случевского. Кн. 1—4, 1880—1890.

Впервые статья была опубликована в «Cosmopolis»-e в 1897 г. Ранее, в 1896 году, видимо, именно ее, как «Статью о Случевском», Соловьев читал у баронессы В.И.Икскюль. Ранее Соловьев посвятил поэту еще одну критическую статью — «Разбор книги К.Случевского «Исторические картинки» (СПб., 1896), в которой, отмечая, что поэт выступил в самый неблагоприятный для него момент — «в начале деловой, преобразовательной эпохи». В самом деле, поэзия Случевского глубоко лирична, отстаивающая право на «сны золотые», на мечты и поэтические грезы — на то, что было «ко времени» 20—30 лет ранее. Впервые стихи поэта были опубликованы в «Современнике» в I860 г.; в 1889 вышли сочинения Случевского в 6-й т., три из которых он отвел стихам. К этому времени он имел уже всеобщее признание: на его литературных пятницах, которыми он принял эстафету Я.П.Полонского, собирались К.Бальмонт, В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб; в 1900 г. сочинения Случевского выставлялись на соискание Пушкинской премии. (Академия наук ограничилась почетным Отзывом.) Влияние его лирики ясно ощутимо в поэзии Сологуба и Ин. Аннен- ского. Сам Случевский сказал о своей поэзии предельно кратко и четко: «мой стих — он не лишен значенья».

В настоящем сборнике текст статьи Вл. Соловьева «Импрессионизм мысли» приводится с небольшим сокращением по изд.: Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.; Книга, 1990. С. 366-371.

<< | >>
Источник: И.Н. Сиземская. Поэзия как жанр русской философии [Текст] / Рос. акад.наук, Ин-т философии ; Сост. И.Н. Сиземская. — М.: ИФРАН,2007. - 340 с.. 2007

Еще по теме Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского:

  1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  2. Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского