<<
>>

С.Л.ФРАНК. О ЗАДАЧАХ ПОЗНАНИЯ ПУШКИНА

  Статья была опубликована в 1937 году в юбилейном «Белградском пушкинском сборнике». Всего известно одиннадцать статей
      1. Л.Франка              о Пушкине.
        Известно и пожелание их автора, высказанное в завещании: «Из напечатанных статей, - писал Франк, - можно было бы подумать об издании «Этюдов о Пушкине». В качестве возможных для публикации в таком сборнике он перечислял пять статей: «Религиозность Пушкина» (Путь, 1933. № 40); «Пушкин как политический мыслитель» (Белград, 1937); «Пушкин об отношениях между Россией и Европой» (Возрождение, январь, 1949); «Светлая печаль» (Возрождение, май, 1949). Во исполнение воли С.Л.Франка по инициативе его семьи такой сборник был подготовлен и издан в Мюнхене в 1957 году.

Предлагаемая статья перепечатана с сокращением из последнего издания сборника: Франк С.Л. Этюды о Пушкине. М.: Согласие, 1999. С. 77-127.

        1. Замечательно при том и характерно для Пушкина, что даже и это отрицание отвлеченного, философского мышления не превращается у него, как это часто бывает у других умов, в узкую «теорию». Не только он с большой проницательностью утверждает одновременно, что «скептицизм - лишь первый шаг умствования», но он понимает и жизненную ценность духовного направления, лежащего в основе презираемой им «немецкой метафизики». Он соединяется с чуждыми ему по идеям московскими любомудрами потому, что чувствует в них живое, творческое начало. В том же письме к Дельвигу тотчас вслед за приведенными словами о презрении к метафизике следует лаконичная, истинно пушкинская оговорка: «да что поделаешь! Собрались ребята теплые, упрямые: поп свое, а чорт свое» (Примеч. С.Л.Франка).
        2. Бидерман Вольдемар (1817-1903) - исследователь Гёте. В 1889— 1896 гг. издал десять томов «Разговоров Гете». Его работа была продолжена сыном, автором трех томов «Исследований Гете». Работа отца и сына переиздавалась вплоть до настоящего времени. С.Л.Франк, высоко оценивая «Разговоры Гёте» Бидерманов, замечает, что «Разговоры Пушкина», собранные С.Гессеном и Л.Модзалевским (М., 1929), преследуют совсем иную цель и совершенно не удовлетворяют указанному назначению (Примеч. С.Л.Франка).
        3. Бицилли П. Этюды о русской поэзии. Прага, 1925 (Примеч. С.Ф.Франка).
        4. В дальнейшем мы отчасти используем мысли, уже высказанные нами в статье «Космическое чувство в лирике Тютчева» (Франк С. Живое знание. Берлин, 1923. — Примеч. С.Л.Франка). Названная статья публикуется в III Разделе настоящего издания.
        5. Что получается при попытке «мудрость Пушкина» изложить как «систему миросозерцания» - устрашающий пример тому дал Гершен- зон в своей упомянутой статье «Мудрость Пушкина» (Примеч. С.Л.Франка).
<< | >>
Источник: И.Н. Сиземская. Поэзия как жанр русской философии [Текст] / Рос. акад.наук, Ин-т философии ; Сост. И.Н. Сиземская. — М.: ИФРАН,2007. - 340 с.. 2007

Еще по теме С.Л.ФРАНК. О ЗАДАЧАХ ПОЗНАНИЯ ПУШКИНА:

  1. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  2. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». РУССКОЕ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 
  3. Этика и эстетика
  4. Теория символизма Андрея Белого
  5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  6. С.Л.ФРАНК. О ЗАДАЧАХ ПОЗНАНИЯ ПУШКИНА
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. § 2. Движение
  9. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
  10. 1.2. Жизнь как плата за обучение
  11. ПРИГЛАШЕНИЕ, или Совокупление как интрига[2]
  12. Глава 6. Космополитизм в России
  13. Семантика отрицания. Скользящее отрицание. Понятие не- доопределенности.
  14. Концептуализация предлогов в философском и поэтическом тексте
  15. § 10. Включение чужого поэтического текста в философский.
  16. Глава 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ СРЕДИ ДРУГИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН