<<
>>

В каком смысле познание прочих вещей зависит от познания Бога 10  

Но поскольку сознающий себя ум пока еще сомневается относительно всех прочих вещей и обстоятельно рассмат&ривает, каким образом расширить свое познание, он прежде всего обнаруживает у себя идеи множества вещей; и пока он их просто созерцает и не утверждает и не отрицает существования каких-либо подобных им вещей вне себя, он не может заблуждаться.
Он обнаруживает также некоторые общие понятия (notiones communes), составляет из них различные доказательства, которые, как он убеждает себя по внимательном их рассмотрении, являются совершенно истинными. Так, к примеру, он содержит в себе идеи чисел и фигур и среди прочих своих общих понятий также понятие о том, что если к равным величинам прибавить равные, образовавшиеся таким образом величины будут также между собой равны; обладает он и другими подобными понятиями, на основе которых легко доказывается, что три угла треугольника равны двум прямым, и т. д.; до тех пор, пока он внима&телен к предпосылкам, из которых выводит эти понятия, он убежден, что и они, и все подобные им понятия истинны. Однако, поскольку он не может постоянно уделять внимание предпосылкам и впоследствии припо&минает, что ему пока неведомо, не такова ли его природа, чтобы позволять ему ошибаться даже в том, что пред&ставляется ему очевиднейшим, он убеждается, что он вправе сомневаться в подобных вещах и не может иметь о них сколько-нибудь достоверного знания до того, как познает своего творца.

14. Правильное заключение о существовании Бога вытекает из того, что в нашем понятии Бога содержится необходимость его существования

Далее наш ум, рассматривая среди различных имею&щихся у него идей одну — ту, что являет нам в высшей степени разумное, могущественное и совершенное су&щество,— как наиглавнейшую, распознает в ней не по&тенциальное и всего лишь случайное существование, на&подобие того что присуще идеям всех прочих вещей, отчетливо воспринимаемым нашим умом, но полностью вечное и необходимое.

Подобно тому, например, как на основе одного лишь восприятия необходимости, чтобы в идее треугольника содержалось равенство трех его углов двум прямым, наш ум убеждается, что треугольник дей&ствительно обладает тремя углами, равными двум прямым, он на основе одного лишь восприятия необходимости и вечности существования в идее наисовершеннейшего существа должен неизбежно заключить, что наисовершен&нейшее бытие существует.

15. В понятиях других вещей не содержится

подобным же образом необходимое существование, но лишь существование случайное

Наш ум еще более уверится в вышесказанном, если заметит, что у него нет ни одной идеи какой-либо другой вещи, в коей подобным же образом содержалось бы не&обходимое существование. Так он поймет, что эта идея наисовершеннейшего бытия не вымышлена им и являет не какую-то химерическую, но подлинную и неизменную природу, коя не может не быть, ибо в ней содержится необходимое существование.

16. Предрассудки мешают всем без исключения ясно усмотреть эту необходимость существования Бога

Наш ум, как я утверждаю, легко это понимает, если до того он полностью освобождается от предрассудков. Но поскольку мы привыкли во всех остальных вещах отличать сущность от существования, а также произвольно измышлять различные идеи вещей несуществующих и ни&когда не существовавших, легко получается, что, когда мы не полностью погружены в созерцание наисовершен&нейшего существа, мы сомневаемся, не представляет ли собой его идея одну из тех, что мы измышляем по произ&волу, или по крайней мере не такая ли это идея, у которой существование не имеет никакого отношения к сущ&ности и.

17. Чем больше объективное совершенство какой-либо нашей идеи, тем более совершенной должны мы полагать ее причину

Рассматривая, далее, имеющиеся у нас идеи, мы видим, что в качестве модусов нашего мышления они не имеют между собой большого различия, однако сильно разли&чаются постольку, поскольку одна из них представляет одну вещь, а другая — другую; при этом, чем больше они содержат в себе объективного совершенства, тем более совершенной должна быть их причина. Ведь если кто-либо обладает идеей какой-то весьма искусной ма&шины, он с полным правом может себя спросить, по какой именно причине он таковой обладает: видел ли он где-ни&будь такую машину, созданную кем-то другим, или он очень прилежно изучал науку механики, или, наконец, обладает такой силой таланта, что сумел изобрести ее сам, нигде и никогда ее раньше не видев? Ибо все то искусство, что заложено в вышеупомянутой идее лишь объективно или репрезентативно, должно содержаться в ее причине —

какой бы эта причина ни была — не только объективно или репрезентативно (по крайней мере в первой и главной ее причине), но поистине формально (formaliter) или отчетливо (eminenter).

<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ, ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль,1989.— 654 c.. 1989

Еще по теме В каком смысле познание прочих вещей зависит от познания Бога 10  :

  1. 1.4. любовь как эвристический принцип
  2. Упражнение VI О том, что не существует знания, а в особенности аристотелевского 1. О том, что не существует такого знания, каким его изображает Аристотель  
  3.   5. А также на примере различных суждений людей об одних и тех же вещах  
  4. Декарт ПИСЬМО АВТОРА К ФРАНЦУЗСКОМУ ПЕРЕВОДЧИКУ «ПЕРВОНАЧАЛ ФИЛОСОФИИ», УМЕСТНОЕ ЗДЕСЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ 2  
  5. В каком смысле познание прочих вещей зависит от познания Бога 10  
  6.   ПИСЬМО ПВ ЛЕЙБНИЦА НИКОЛАЮ РЕМОНУ I. О понятии китайцев о Боге  
  7.   ОБ ИСКАНИИ БОГА  
  8. § 62. О доказательстве бытия бога
  9. ЗНАЧЕНИЕ БЕЙЛЯ КАК ПОЛЕМИСТА
  10. ЦИЦЕРОН КАК ФИЛОСОФ
  11. 2.ЕДИНЫЙ БОГ
  12. 6.БОГ ФИЛОСОФОВ
  13. 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
  14. И мы молились Богу нашему (4:9 Неемия)
  15. Письмо автора к французскому переводчику «Первоначал философии», уместное здесь как предисловие2