<<
>>

В.Ф.САВОДНИК. ПОЭЗИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА

  Очерк В.Ф.Саводника был опубликован в 1901 г., т.е. через год после смерти философа и представлял собой первую попытку критического анализа поэзии Соловьева в контексте системы его философских взглядов.
Поэтическое творчество философа рассматривается Саводником как своеобразная «иллюстрация» (средствами поэзии) историософской концепции мыслителя, в силу чего исследование Саводника по большей части представляет собой пересказ последней. И тем не менее, статья бесспорно заслуживает внимания: поэтическое творчество Соловьева предстает самобытным и самоценным. Автору удалось не только выявить философские интенции соловьев- ского поэтического наследия, но рассмотреть последнее как продолжение сложившейся традиции, идущей от Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, А.К.Толстого, и в этой связи обозначить роль Соловьева в развитии русской лирики конца XIX в. Саводник никак не касается так называемых шуточных стихотворений поэта, но, ведь, и позже они еще долго не будут привлекать внимания исследователей. Напомним, что фактически первым таким исследованием стала вступительная статья З.Г.Минца к изданию: Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., Сов. Писатель, 1974. В ней поэтическое творчество философа рассматривается как имеющее собственный смысл и самостоятельную значимость.

В настоящем сборнике очерк В.Ф.Саводника «Поэзия Вл.Соло- вьева» воспроизводится с некоторыми сокращениями по изд.: Савод- никВ.Ф. Поэзия Вл.Соловьева. М., 1901.

    1. Напечатана в сборнике Перцова: Философские течения русской поэзии. С.-Петербург, 1896 (Примеч. В.Саводника).
    2. В тексте В.Саводника стихотворение Ф.И.Тютчева приводится целиком. См. его в нашем издании в IV разделе «Из отечественной философской лирики».
    3. Это Тютчевское выражение повторяется у Соловьева неоднократно в различных видоизменениях (Примеч. В.Саводника).
    4. В.Саводник приводит стихотворение Вл.Соловьева «Земля владычица».
      См. его в нашем издании в IV разделе «Из отечественной философской лирики».
    5. Стихотворение «В Альпах» («Мыслей без речи и чувств без названия»...) см. в нашем издании в IV разделе «Из отечественной философской лирики».
    6. У Саводника стихотворение Соловьева приводится без последнего четверостишья:

Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете — Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

    1. Приводимое В.Саводником стихотворение Вл. Соловьева «К.К.Случевскому» («Все изменяясь, изменило...») см. в нашем издании в ІУразделе «Из отечественной философской лирики».

В.Ф.САВОДНИК. Е.А.БАРАТЫНСКИЙ. 1800-1900.

Критический очерк

Очерк В.Ф. был написан к 100-летию со дня рождения Е.А.Баратынского и опубликован в 1900 г. Впервые стихи Е.А.Баратынского появляются в печати в 1819 г. и сразу обращают на себя внимание. К этому же времени относится и знакомство поэта с А.А.Дельвигом, а чуть позже с А.С.Пушкиным, В.К.Кюхельбекером, которое оказало заметное влияние на развитие его поэтического таланта. По мнению А.С.Пушкина, Баратынский принадлежал «к числу отличных наших поэтов»; В.Г.Белинский отводил Баратынскому первое место среди русских поэтов, «появившихся вместе с Пушкиным», оценивал его как поэта, который «сильно чувствуя, много думал». В 1826— 28 гг. выходят в свет поэмы «Пиры», «Эдда», «Бал» и сборник стихотворений поэта. Ими как бы подводилась черта под первым («финляндским») периодом творчества, в котором особенно видное место занимали элегии. Позже (так называемый «московский» период) поэт, не найдя для себя благоприятной литературной и читающей среды, утрачивает приобретенную ранее популярность — видимо, русский читатель того времени еще не «созрел» для «поэзии мысли», для поэтической рефлексии над загадками бытия, а сам поэт убеждается в том, что Россия 30-х годов для него «необитаема». Слава вернется к поэту гораздо позже.

Последний, прижизненный, сборник стихов Е.А.Баратынского (1842) будет носить символическое название «Сумерки», как бы знаменуя новый этап развития русской культуры — постепенный отход от ценностных ориентаций Золотого века поэзии, отход дворянской культуры от романтически восторженного отношения к поэтическому творчеству и последнего к действительности. Поэт предрекает неминуемую гибель поэзии вообще: в «железный век» она становится, по его мнению, просто ненужной.

В настоящем сборнике очерк В.Саводника о Е.А.Баратынском печатается по изд.: СаводникВ. Е.А.Баратынский. Критический очерк. М., 1900.

1 В подтверждение нашей мысли укажем на тот факт, что среди Пушкинских бумаг, хранящихся в Румянцевском музее, находится, между прочим, и список указанного стихотворения, на котором заглавие «Чернь» зачеркнуто и рукою Пушкина написано сверху «Поэт и толпа»; это новое заглавие, конечно, является более удачным и более соответствующим содержанию, чем прежнее. См. книгу Незеле- нова: «Шесть статей о Пушкине». С.-Петербург. 1892. С. 80 (Примеч.

      1. Саводника).
<< | >>
Источник: И.Н. Сиземская. Поэзия как жанр русской философии [Текст] / Рос. акад.наук, Ин-т философии ; Сост. И.Н. Сиземская. — М.: ИФРАН,2007. - 340 с.. 2007

Еще по теме В.Ф.САВОДНИК. ПОЭЗИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА:

  1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  2. В.Ф.САВОДНИК. ПОЭЗИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
  3. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии