<<
>>

Вл. Соловьев о предмете и задачах философии

Философия рассматривается им в комплексе «цельного знания». Что Соловьев понимает под «цельным знанием»? Оно включает в себя богословие как мистическое знание, науку как эмпирическое (опытное) знание и философию как знание рациональное.
Собственно же философия, по суждению автора «Философских начал цельного знания», может пониматься по-разному. По одной из интерпретаций, философия - это только теория, относящаяся исключительно к познавательной способности человека, требующая от человека лишь развитого ума. По другому пониманию, разделяемому Соловьевым, философия - это «философия жизни», для которой требуется, кроме ума, «особенное направление воли, т. е. особенное нравственное настроение, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения, или фантазии». И если философия-теория не имеет никакой прямой внутренней связи с личной и общественной жизнью, то «философия жизни» «стремится стать образующею и управляющею силой этой жизни». Такое понимание философии находится в полном соответствии с самим этимологическим значением слова «философия» (по-гречески «любовь к мудрости», «любомудрие»), ибо мудрость - это «не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа»[128].
Цель философии - познание истины. Однако, отмечает Соловьев, «сама эта истина, настоящая всецелая истина, необходимо есть вместе с тем и благо, и красота, и могущество, а потому истинная философия неразрывно связана с настоящим творчеством и с нравственной деятельностью, которые дают человеку победу над низшею природой и власть над нею» (II, 199). Поэтому «истинная философия» - не просто часть «цельного знания», каковой является чисто теоретическая философия, а его основа и суть. «Цельное знание» философ называет также «свободной теософией», т. е. Божественной Мудростью. «Истинная философия», или «свободная теософия», подразделяется на логику, метафизику и этику, как и традиционные философские системы, но с эпитетом «органическая» (см. II, 195).
«Цельная философия», включающая в себя все человеческие способности, рациональное познание и интуицию, научное знание и веру, логику и нравственные убеждения, позволяет постигнуть свой предмет: истинно-сущее, или всеединое, начало всеединства (см. I, 685).
Метафизика всеединого и всеединства
Под «метафизикой» Соловьев понимает учение о познании существа вещей, «истинно-сущего». Но что такое, с его точки зрения, существо вещей, «истинно-сущее»? Каково отношение сущего и бытия! Действительное бытие есть непосредственное доступное нашему восприятию явление. Но как явление невозможно без являющегося, так и бытие невозможно без сущего (II, 221). Само сущее «не есть ни бытие, ни небытие», но «оно есть то, что имеет бытие или обладает бытием». «Итак, сущее как таковое или абсолютное первоначало есть то, что имеет в себе положительную силу бытия, а так как обладающий первее или выше обладаемого, то абсолютное первоначало точнее должно быть названо сверхсущим или даже сверхмогущим» (II, 220), абсолютно-сущим (II, 222).
Абсолютно-сущее, «абсолютное первоначало», или просто «абсолютное», выступает не только как «единое во всем», но и как «все в едином» (II, 222), т. е. как всеединое.
Абсолютное же «в своем совершенном акте, или вечном бытии», есть Бог (II, 504). Бог - абсолютно-сущее, всеединое, «субъект всеединства», но само всеединство «предполагает существование того неединого, многого, которое делается всем в единстве; то самое многое, которое в единстве есть все, само по себе, или вне единства, есть не все» (1,710). Таким образом,

Соловьев проводит различие между всеединым как Богом и всеединством как миром.
Но философ проводит в самом абсолютном и такое различение: «Абсолютное необходимо во всей вечности различается на два полюса или два центра: первый - начало безусловного единства или единичности как таковой, начало свободы от всяких форм, от всякого проявления и, следовательно, от всякого бытия; второй - начало, или производящая сила бытия, то есть множественности форм». Абсолютное во втором своем центре, на втором своем полюсе «есть непосредственная потенция бытия или первая материя» (II, 235).
Что представляет собою эта «первая материя» (prima materia)? Соловьев специально подчеркивает, что он не имеет в виду то, «что современные ученые называют материей». Материя в химическом или механическом смысле также существует, но она «имеет характер предметный», и поэтому не может рассматриваться как «первая материя» - «чистая потенция бытия» (II, 238).
Помимо первого и второго центров, или полюсов («сверхсущее как таковое» и «первая материя» как «необходимость или непосредственная сила бытия»), по концепции Соловьева, существует «бытие или действительность» - «общее произведение или взаимоотношение» обоих центров-полюсов. Второй же центр-полюс называется им также сущностью. «Поскольку сущность определяется сущим, она есть его идея; поскольку бытие определяется сущим, оно есть его природа» (II, 240, 241). Следовательно, в бытии-действительности существует природа и его содержание - сущность, идея. Если природа - это бытие натуральное, то идея - бытие идеальное.
Для наглядности представим соотношение вводимых Соловьевым понятий в виде такой схемы:
  1. й              центр-полюс - сверхсущее, положительная мощь бытия
  2. й              центр-полюс -

«первая материя», непосредственная сила бытия -* сущность (как единство сущего и бытия) ~ * ИДЕЯ
Взаимоотношение 1-го и 2-го центров-полюсов - бытие-действительность Бытие, определяемое сущим, -» ПРИРОДА
Ряду понятий: сущее (мощь) - сущность (необходимость) - бытие (действительность) соответствует другой ряд: Бог - идея - природа. В трактате «Философские начала цельного знания» 24-летний Вл. Соловьев на основе разрабатываемых им понятий пытается философски истолковать христианское учение о Троице. Бог-Отец - это, по его терминологии, «сверхсущее абсолютное». Сын - это
Логос как «отношение сверхсущего ко всему и всего к сверхсущему» (II, 259), воплощенный в Христе. Дух Святой соответствует «идее» (II, 260)'.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Вл. Соловьев о предмете и задачах философии:

  1. 4. Русская философия конца XIX – первой половины XX вв.
  2.   ФИЛОСОФИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА 
  3. 2. «Кант» Вл. Соловьева в жанре словарной статьи  
  4.   ПРОФЕССОР ФИЛОСОФИИ  
  5. Вл. Соловьев о предмете и задачах философии
  6. 2.1. АНТРОПОЛОГИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ РЕЛИГИОЗНО- ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX В.В.
  7. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  8. Глава XXVII.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. Русская религиозная философия второй половины XIX-XX вв.
  10. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  11. Этические искания русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. В.С. Соловьев «Оправдание добра».
  12. ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
  13. 4. Русская философия конца XIX – первой половины XX вв.
  14. 8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  15. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  16. Глава VIII Владимир Соловьев
  17. Глава XXVII Характерные черты русской философии