<<
>>

  В. С. Соловьев  

По пути, намеченному Киреевским, пошел самый крупный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), сын известного историка С.М.Соловьева. Он также считал, что истина достижима только посредством соединения всех способ&ностей человека, всей полноты его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт.
Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отноше&нии к целому. Это целое не множественность вещей, а всеедин&ство. Эмпирически человек способен познать лишь частную и мно&жественную действительность.
Полное определение истины, по Соловьеву, содержится в трех словах: сущее, единое, все. Данные опыта и мышления соединя&ет, по Соловьеву, религиозный принцип. Внешнее (эмпирическое и рациональное) познание должно дополняться познанием внут&ренним, мистическим и абсолютным, в котором содержится объек&тивная реальность. Этот третий вид познания Соловьев называл верой, понимая под ней не субъективное убеждение, а интуи&цию, т.е. непосредственное созерцание сущности. Это истинное знание как соединение эмпирического, рационального и мисти&ческого познания будет также соединением полноты содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством за&падной формы. Таким образом, данный гносеологический синтез предстает как синтез достижений двух типов общества, осуществ&ляемый русской философией как занимающей промежуточное положение между Западом и Востоком. Такой же синтез западной и восточной мысли на основе синтеза достижений мировых рели&гий пытался осуществить Л.Н.Толстой.
Абсолютная истина мыслилась Соловьевым как синтез науки, философии и религии. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе и божественное, и человеческое начала. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным те&лом.
Человек как индивидум, содержащий в себе абсолютное нача&ло, не хочет и не может удовлетвориться никаким условным со&держанием, а убежден, что может достичь полноты бытия. Однако обретается эта полнота только посредством полного взаимопро&никновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и к Богу. В этом объединении «смысл любви», как называет&ся одна из работ Соловьева. Таким образом, мир есть абсолютное становящееся, тогда как Бог есть абсолютное сущее. Человек мо&жет совершенствовать процесс воссоединения всех существ с Бо&гом, принося себя в жертву ради любви к Богу и единому миру. Эволюцию природы и человека Соловьев трактовал как стремле&ние к всеединству. Царство минеральное, растительное, живот&ное в царстве человеческом возвышается до идеи безусловного совершенства.
Здесь уже основы модной ныне концепции ноосферы. При этом каждая последующая эволюционная ступень своей материальной основой имеет предыдущую ступень, а содержание свое получает от Бога. Эволюция, по Соловьеву, не только эволюция матери&ального, но и эволюция ценности и сущности. Можно сказать, что Соловьев создал сверхнатуралистическую теорию эволюции как практический синтез науки, философии и религии.
Соловьеву был присущ славянский мессионизм, основанный на признании им у русского народа прирожденной способности к самоотречению, свободе от ограниченности и односторонности.
Идеальное было для Соловьева конкретным бытием, к осуще&ствлению которого человек должен стремиться, а не абстрактной идеей. В этом стремлении человек обретает дар бессмертной жиз- ни, распространяющейся на всю природу, находящуюся ныне в состоянии смерти и разрушения. Природа, по Соловьеву, живое тело человека, и она покоряется совершенному человеку. Пред&ставлением о Боге как всеединстве Соловьев делал шаг от христи&анской философии к пантеизму.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   В. С. Соловьев  :

  1. 1.2. Владимир Соловьев: теократическая утопия
  2.   В. С. Соловьев  
  3. 1. Вл. Соловьев и И. Кант: этические конвергенции и дивергенции 
  4. 1.1. Можно ли обвинять Вл. Соловьева и И. Канта в «натуралистической ошибке» (?) или Два способа обоснования мысли  
  5. 2. Проблема лжи во спасение, или Вл. Соловьев как арбитр между Кантом и Д. С. Мережковским  
  6. 2. «Кант» Вл. Соловьева в жанре словарной статьи  
  7. Вл. Соловьев о предмете и задачах философии
  8. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В ТРУДАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ В. С. СОЛОВЬЕВА
  9. ПОЭЗИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
  10. Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского
  11. ВЛ. СОЛОВЬЕВ. ПОЭЗИЯ гр. А.К. ТОЛСТОГО
  12. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  13. 2. Философия всеединства В.С.Соловьева
  14. А.М. Блок C. СОЛОВЬЕВ: «БЛАГО ЧЕРЕЗ ИСТИНУ В КРАСОТЕ»
  15. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  16. 4. Учение В.С. Соловьева как вершина русской религиозной философии
  17. 8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  18. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  19. Глава VIII Владимир Соловьев