И. В. Киреевский
Киреевский считал, что главное в человеке — «сердце», чув&ство. Особо он ценил чувство печали, которое, как он полагал, создает возможность проникновения в сущность жизни. Киреев- ский верил, что, овладев всеми сторонами европейского просве&щения, Россия станет духовным вождем Европы.
Критикуя противопоставление в европейской философии Но&вого времени разума и чувственного опыта, Киреевский не при&нимал решения, предлагаемого системой Канта. По Киреевско&му, существование не должно выводиться из мышления, как сде&лал Декарт, поскольку имеется внутреннее непосредственное со&знание собственного бытия как «живая истина» (впоследствии С.Л.Франк писал о «живом знании»). Киреевский писал о «веру&ющем разуме» и о философствовании, которое должно опираться на сочинения отцов церкви.
Противопоставляя духовное физическому, Киреевский отме&чал: «В физическом мире каждое существо живет и поддерживает&ся только разрушением других; в духовном мире созидание каж&дой личности создает всех и жизнию всех дышит каждая»[158]. Поло&жение о необходимости «духовного общения каждого христиани&на с полнотой всей Церкви» получило развитие в учении А.С.Хо&мякова о соборности. Киреевский понимал цельность общества как соборность и общинность, сочетающую личную самостоятель&ность с общим порядком. Истина доступна только цельному чело&веку, утверждал ЇОіреевский. «Тот факт, — писал Лосский, — что различные части программы Киреевского осуществлены многими русскими философами, которые часто даже не были знакомы с его работами, говорит о существовании удивительного сверхэм&пирического единства нации и о том, что Киреевский был выра&зителем сокровенной сущности русского духа»[159].