<<
>>

КАНТИАНСТВО В РОССИИ

Идеалистическая философия, связанная с так называемым русским религиозным ренессансом, получила в начале XX столетия широкое распространение в России и стала преобладающей в русском зарубежье.

Однако наряду с религиозной философией существовали направления, ориентировавшиеся не на религию, а на научное знание. Не говоря уже о марксизме на русской почве, серьезное влияние на философскую мысль России, начиная со второй половины XIX в., оказывал позитивизм и в философии, и в социологии, само название которого связано с провозглашаемой опорой на «позитивные», «положительные» науки, прежде всего естественные.

Среди течений философской мысли рассматриваемого периода важное значение имело русское неокантианство. Кантианство в России в лице своего признанного главы А. И. Введенского определяло саму философию как «научно переработанное мировоззрение», отличающееся «и от религии, и от поэзии, которые тоже действуют на наше мировоззрение, перерабатывают его, но делают это иначе, чем философия»[260]. Ученик и последователь А. И. Введенского - И. И. Лапшин подчеркивал, что «философия есть своеобразная научная область духовной деятельности, она есть сфера познавательного, а не эмоционального мышления». И далее: «...Философское изобретение есть вид научного творчества, и его надо отчетливо различать, во-первых, от религиозного творчества и, во-вторых, от богословской изобретательности». Определяя специфику философии в сфере научной области духовной деятельности, ни Введенский, ни Лапшин не были противниками религии как таковой. По словам Лапшина, «религиозное творчество - глубоко эмоциональной природы. Основатели религий не научные исследователи, не критики, не систематизаторы, а творцы новых скрижалей ценностей. Они являются наиболее яркими выразителями морально-религиозных потребностей народных масс своего времени, они призваны не философствовать, а «глаголом жечь сердца людей».

Вот почему история философии включает имена Сократа, Платона, Канта, но в ней нет места для Моисея, Магомета или Иисуса»[261].

Имя Канта в России было известно еще при жизни великого мыслителя. В 1789 г. философа посетил Н. М. Карамзин, и в 1791 г. в «Московском журнале» было напечатано его «Письмо русского путешественника», в котором подробно описывалась эта встреча. В 1794 г. Кант избирается иностранным членом Петербургской академии наук «за его славные успехи в науках». Философские идеи Канта распространяли в России профессора, получившие образование в Германии, а с начала XIX в. появляются и первые переводы его произведений на русский язык. Однако, хотя русская общественность была наслышана о Канте (вспомним, что и пушкинский Ленский был «поклонник Канта и поэт»), в русской философской мысли он не был таким властителем умов, как его соотечественники Шеллинг и Гегель. Не жаловало Канта и начальство. Один из лицейских учителей Пушкина Александр Галич был в начале 20-х гг. отстранен от преподавания философии в Петербургском университете, в том числе и за предпочтение «безбожного Канта самому Христу», хотя и Кант не был безбожником, и Галич не был кантианцем. Большим вниманием философия Канта пользовалась в Киевской и Московской духовных академиях, подвергаясь критике с точки зрения богословия. Философскими противниками Канта были и сторонники религиозной философии. В 1917 г. вышла книга Е. Н. Трубецкого «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства».

Вместе с тем именно Кант и кантианство были той первой ступенью, на которую вступили бывшие «легальные марксисты» - Струве, Бердяев, Булгаков, Франк и др., - на пути к идеализму и религиозному миропониманию. Изучение работ Канта было школой философского мышления, которую проходили все значительные русские мыслители, вне зависимости от того, как они относились к основоположениям кантовского «критицизма». В 1905 г. Н. О. Лосский, не будучи кантианцем, взялся за перевод «Критики чистого разума» Канта (перевод был издан в 1907 г.).

Вот как он мотивировал свой чрезвычайно сложный переводческий труд, не потерявший своего значения до наших дней (в основу новейших русских изданий «Критики чистого разума» кладется перевод Лосского): «Я считал, что существенным условием для преодоления критицизма должно быть знание и точное понимание текста «Критики чистого разума»[262].

В Западной Европе, особенно в Германии, многие философы со второй половины прошлого столетия следовали лозунгу «Назад к

Канту!». Возникло влиятельное философское течение неокантианство в двух основных разновидностях: «Марбургская школа» (Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер), занимавшаяся кантианской интерпретацией научных понятий, и «Баденская школа» (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и др.), которая на основе кантовских принципов разрабатывала философию ценностей и культуры.

Философия немецких неокантианцев была хорошо известна в России. Их труды выходили в русских переводах. Молодежь увлеченно изучала их не только по переводам. Как вспоминал Андрей Белый, сам не избежавший неокантианского поветрия, «московские кантианцы уже и тогда разделилися на две фракции: на сторонников «наукообразной» линии Когена и на философов культуры от Генриха Риккерта». Притом «риккертианцы не знались с когенианцами»[263]. «Коген и Риккерт, - свидетельствует А. Белый, - и без приезда в Москву, господствовали в стенах университета, ибо «ученики» их из Москвы поставляли им юношей для всяческой обработки»[264]. Один из этих юношей - молодой тогда поэт Б. Пастернак летний семестр 1912 г. провел в Марбурге у Г. Когена. И хотя знаменитый Коген по достоинству оценил философские способности своего московского ученика, в конце своей учебы Пастернак признался: «Кант - уже совершенно, раз навсегда - прошлое для меня»[265].

 

<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме КАНТИАНСТВО В РОССИИ:

  1. Предисловие 
  2. Введение. Кант в русской философии  
  3. 1. Русская мысль между Платоном и Кантом: П. Д. Юркевич 
  4. 2. Теория гения в эстетике Канта и «Моцарт и Сальери» Пушкина  
  5. 4.1. Мировоззрение и реальность 
  6. 4.2. Вячеслав Иванов и philosophia perennis  
  7. ОРИГИНАЛЬНА ЛИ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
  8. КАНТИАНСТВО В РОССИИ
  9. А. И. Введенский
  10. НЕАКАДЕМИЧЕСКОЕ КАНТИАНСТВО
  11. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
  12. ИЗ ИСТОРИИ МАРКСИЗМА В РОССИИ
  13. О ПРОНИКНОВЕНИИ МАРКСИЗМА В РОССИЮ
  14. КАНТ И МАРКС* (по поводу русского перевода сборника статьей Форлендера** о Канте и Марксе).