<<
>>

Н. И. Новиков

Одна из ярких страниц просветительского движения в России связана с деятельностью Николая Ивановича Новикова (1744-1818). Сын небогатого помещика, Новиков учился в дворянской гимназии при Московском университете.
Свою литературную и книгоиздательскую работу он начал с середины 60-х гг. во время военной службы. Очень много дала будущему просветителю служба в качестве секретаря под- комиссии «о среднем роде людей» Комиссии по составлению проекта нового Уложения в 1767-1768 гг. (в этой комиссии принимали участие и Я. П. Козельский, и М. М. Щербатов).
В 1769-1774 гг. Новиков издает сатирические журналы (еженедельники в несколько страниц) «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и «Кошелек». Содержание этих изданий обличительно-нравоучительное. Его социальные симпатии на стороне «среднего рода людей». Так, в журнале «Трутень» Новиков призывает писать «сатиры на дворян, на мещан, на приказных, на судей, совесть свою продавших, и на всех порочных людей». Но при этом иронически предупреждает: «Только остерегайтесь наводить свое зеркало на лица знатных бояр и боярынь», ибо «знатный господин не простой дворянин», и кто «не имеет почтения и подобострастия к знатным особам, тот уже худой слуга». Социальное неравенство Новиков остроумно выявляет через такой пример. Что такое воровство? А это смотря от того, кто им занимается: «в маленьком человеке воровство есть преступление»; в «средостепенном человеке воровство есть порок»; в человеке же, стоящем на высшей ступени, «воровство не что иное, как слабость».
В «Трутне» повествуется и о том, как мещанин молодому дворянину, обучавшемуся «в некотором славном немецком университете разным наукам», задал вопрос: «А что такое философия?» Последовал ответ: «Философия не что иное есть, как дурачество, а совершенный философ есть совершенный дурак». В свою очередь, мещанин, отвечая на вопрос, «какая разница между ученым дураком и неученым», ответил так: «Разница между ими та, что ученые дураки гораздо больше делают вреда государству».
Русский просветитель выражал свое возмущение крепостным правом, когда, например, в том же «Трутне» писал о судьбе «преискусного миниатюрного живописца» - «крепостного человека», к счастью выкупленного одним добрым «знатным господином» за 500 рублей. А в журнале Новикова «Живописец» «путешественник» видит в образе крестьян «бедность ТА рабство» и видит в «рабстве» причину бедности. «О человечество! - восклицает издатель «Живописца». - Ты тиранствуешь над подобными себе человеками... Глупые помещики сих бедных рабов изъявляют тебя [-любовь] более к лошадям и собакам, а не к человекам». Этот «Отрывок путешествия» из «Живописца» предвещает «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Но Новиков, видимо стремясь обезопасить себя, выражает надежду, что «премудрость, седящая на престоле», покровительствует истине «во всех деяниях».
Однако «премудрость, седящая на престоле», после восстания Пугачева круто изменила свою внутреннюю политику, перестала покровительствовать «вольтерьянству». Изменил свои мировоззренческие ориентации и Новиков: в 1775 г. он вступает в масонскую ложу.
И отныне издаваемые им журналы «Утренний Свет», «Вечерняя Заря», «Покоящийся трудолюбец», «Московское издание» и др., вся его издательская деятельность непосредственно связаны с масонством.
Он сотрудничает со Шварцем и Лопухиным.
Н. И. Новиков по-прежнему убежден, что «причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства - знание» («Пре- уведомление» к первой части журнала «Утренний Свет» 1777 г.). Но само «знание» понимается им в масонском духе. «Утренний свет» выступает против французских просветителей - энциклопедистов как «проповедников безнравственности», ратует за бессмертие души, без которой невозможна добродетель. Добродетельный человек может быть счастлив даже в оковах, так как нельзя заковать душу. Издатель популярных сатирических журналов теперь отказывается от сатиры: мистика ведь не совместима с комическим мировидением. В «Утреннем Свете» появилась даже такая формулировка: «Смех есть едва ли не преступление».
И все же было бы упрощением рассматривать Новикова в качестве просветителя только до того времени, когда он стал масоном. Само масонство явление сложное: оно по-своему боролось за христианскую нравственность, бичевало пороки, занималось филантропией. Безусловно, и сам Новиков, и издаваемые им масонские журналы не жаловали философов-просветителей, а неверующих мыслителей именовали «вредительными гадинами». Но в то же время в новиковских изданиях публиковались переводы Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Лессинга (кстати, в масонском движении принимали участие и видные западноевропейские просветители - Вольтер, Лессинг, Гердер и др.). Конечно, в просветительской масонской деятельности Новикова социально-обличительные мотивы отодвигаются на второй план. Но в его творчестве появились новые грани. Так, им впервые в России был поставлен вопрос об эстетическом воспитании и введен сам термин «эстетика». В 1784 г. в издаваемых Новиковым «Прибавлениях к Московским ведомостям» была опубликована статья «Об эстетическом воспитании», автором которой, вероятно, был сам издатель. В этой статье речь шла о новой науке - эстетике, о возможном ее развитии, о формировании эстетического вкуса, о пользе эстетического воспитания для народного просвещения и образования. «Утренний Свет» стал первым в России популярным философским журналом.
При всей аполитичности, мистической отрешенности от действительности, христианской направленности умонастроения «вольных каменщиков» масонское движение показалось крамольно-опасным для императрицы, напуганной французской революцией, и своим высоким интеллектуальным уровнем, и расхождением с официальным православием, и связью с масонами наследника престола Павла. Екатерина II многие годы в общем благожелательно относилась к сатирическим журналам Новикова и сама издавала журнал «Всякая всячина», допускала полемику со своим журналом, сама писала в «Живописце». Она стремилась создать, как теперь говорят, «имидж» «просвещенной императрицы», переписывалась с Вольтером и Дидро. К масонству же она отнеслась отрицательно. В 1785-1786 гг. Екатерина пишет комедии, с успехом поставленные на петербургских сценах, - «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман Сибирский», в которых, высмеивая всякого рода суеверия, представляла масонов лжецами и лицемерами, обманывающими доверие общества в угоду собственной пользе. В это же время она приказала произвести проверку преподавания Закона Божия, книг, издаваемых Новиковым, а также поручила архиепископу Платону (Левшину) испытать самого Новикова в Законе Божием. Тогда это испытание прошло благополучно. Но по указу Екатерины II в апреле 1792 г. Новиков был арестован и заключен без суда на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Арест был наложен и на все его издания. Часть книг было передано в университет и духовную академию, а 18 656 книг сожжено. Мученик Просвещения был освобожден только через четыре года взошедшим на престол Павлом I.
Вершиной просветительской мысли в России XVIII в. является творчество Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Сын помещика, он в 1762 г. был зачислен в Пажеский корпус, а в 1766 г. в группе молодых людей по распоряжению Екатерины II был послан на учебу в Лейпцигский университет. Здесь он слушает лекции по философии профессора Платнера, по которым мог получить представление о тогдашней, в основном вольфианской, немецкой философии. Русские студенты увлекались также французскими просветителями - Гельвецием, Руссо, Мабли и др. Большое воздействие на духовное развитие Радищева оказал его старший друг Федор Ушаков, скончавшийся в Лейпциге в 23 года. Позже Радищев напишет «Житие Федора Васильевича Ушакова», в котором запечатлеет образ юноши, обещавшего стать выдающимся мыслителем. Умный, смелый и решительный Ушаков возглавил сопротивление русских студентов приставленному к ним надзирателю, обкрадывавшему их и грубо требовавшему полного повиновения (он даже провинившихся, по его мнению, сажал в придуманную им клетку). Таково было столкновение с несправедливостью и «бунт» против нее будущего автора оды «Вольность» и «Путешествия из Петербурга в Москву».
Вместе с Радищевым и Ушаковым в Лейпциге обучался Алексей Михайлович Кутузов, друг Радищева, которому он посвятил не только «Житие...», но и «Путешествие...». Однако мировоззрения друзей резко разошлись: Кутузов стал одним из видных масонов, придерживался мистических взглядов, не разделяемых его другом.
В 1771 г. Радищев возвращается на родину. Он служит в различных государственных учреждениях (протоколистом в Сенате, в Ком- мерцколлегии, в петербургской Казенной палате), служит честно и бескорыстно, отстаивая справедливость, но находит свое призвание в литературной деятельности.
70-80-е гг. XVIII в. были временем определенного кризиса просветительских идей: становилось все более очевидным, что «просвещенный абсолютизм» для России - несбыточный идеал, что человеческий разум нуждается не только в просвещении, но и в критике, что общественная жизнь людей не во всем подчиняется разуму, что стремление к свободе может оборачиваться новым рабством. Крестьянская война под руководством Пугачева, закончившаяся в 1775 г. его публичной казнью, положила конец иллюзиям на смягчение участи крепостных, не говоря уже об их освобождении. Между тем с 1775 по 1783 г. шла борьба за независимость от британского колониального подчинения Северной Америки. Этот пример борьбы за свободу и начавшаяся в 1789 г. французская революция усилили политическую реакцию в Российской империи.
В этой исторической ситуации разные люди вели себя по-разному. Одни ушли в масонскую мистику, о чем свидетельствует, к примеру, творческая эволюция Н. И. Новикова, и его трагическая судьба показывает, что даже в масонах самодержавие видело для себя опасность. У советника же таможенных дел петербургской Казенной палаты Радищева все эти события зарубежной и российской действительности, напротив, вызывали усиление политического радикализма.
В 1773 г. в издании Новикова выходит в переводе Радищева книга Мабли «Размышление о греческой истории и о причинах благоденствия и несчастия греков». Знаменательно само обращение Радищева к творчеству аббата Мабли - республиканца по убеждениям, сторонника равенства и свободы как высшего блага народа. К тому же переводчик дал ряд примечаний. Так, переведя слово «деспотизм» как «самодержавство», Радищев называет его «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». Выступая как сторонник «естественного права» и «общественного договора», который обязан соблюдать государь, Радищев прямо заявляет: «Неправосудие государя дает народу, его судии, тоже и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».
В начале 80-х гг. Радищев пишет оду «Вольность», которую частично включает в «Путешествие из Петербурга в Москву» (в раннюю рукописную редакцию «Путешествия» ода «Вольность» входила целиком). Само «Путешествие...» было напечатано в домашней типографии автора и издано в 1790 г. Екатерина II была внимательной читательницей книги. Ее приговор Радищеву обжалованию не подлежал: «Он бунтовщик, хуже Пугачева». «.. .Ода, - отмечала она, - совершенно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою». Радищев писал об этом, имея в виду пример английской революции. Но царица читала трактат Радищева лишь год спустя после начала французской революции и казни короля и королевы. «Сочинитель сей книги, - заключала она, - наполнен и заражен французскими заблуждениями, всячески ищет умалить почтение к власти». Радищев не первый возмущался крепостным правом. Но после восстания Пугачева и событий французской революции можно себе представить, как воспринимались слова-пожелания и пророчества того, чтобы «рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашею обагрили нивы свои!». Расправа наступила скорая и жестокая. После следствия Радищев был приговорен Сенатом к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь.
В 1797 г. Павел I разрешил Радищеву возвратиться из ссылки. При Александре I автор «Путешествия» даже вошел в комиссию по составлению Свода законов. Но в своих проектах он, как писал Пушкин, «предался своим прежним мечтаниям» - предлагал отменить крепостное право, телесное наказание и пытки, ввести публичное судопроизводство и т. п. По версии Пушкина, Радищев покончил жизнь самоубийством после того, как возглавлявший комиссию граф П. Завадовский сказал ему: «Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! или мало тебе было Сибири?»[42]
Думается, что причиной самоубийства Радищева был не страх перед новыми гонениями, а осознание революционным мыслителем законченности своей жизненной миссии и стремление героическим поступком, подобно Сократу, оказать влияние на потомков. Ю. М. Лотман писал: «Радищев стремился подчинить всю свою жизнь, и даже самую смерть, доктринам философов. Но не потому, что сам он по своей природе был философ-доктринер, а по прямо противоположным побуждениям. Он силой вдавливал себя в нормы «философской жизни» и одновременно силой воли и самовоспитания делал эту «философскую жизнь» образцом и программой жизни реальной[43].
Что же представляет собой философия Радищева? О политических взглядах автора «Вольности» и «Путешествия из Петербурга в Москву» у нас уже шла речь. К этому следует добавить, что Радищев отнюдь не был бунтовщиком в духе Пугачева. Да, социально - политическая концепция Радищева, развивая взгляды Руссо на «общественный договор», полагала правомерность народной револю- ции как гарантии народного суверенитета, если правители нарушают вытекающие из этого «договора» обязанности. Но Радищев отрицательно относился к восстаниям пугачевского типа, когда «прельщенные грубым самозванцем» яростные и невежественные рабы, умерщвляя всех подряд, не щадя «ни пола, ни возраста», «искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз». Автор «Путешествия» писал, что такого рода «пагуба зверства», «смерть и пожигание» - это возмездие «за нашу суровость и бесчеловечие».
Да, в оде «Вольность» Радищев видит в казни английского короля Карла «пример великий», который преподал Кромвель, показав, как могут народы мстить за себя, но к лидеру Английской революции были обращены и такие строки:
Я чту, Кромвель, в тебе злодея, Что, власть в руке своей имея, Ты твердь свободы сокрушил...
В поэме «Песнь историческая», написанной в последние годы своей жизни, Радищев кровавого римского диктатора Суллу сравнивает по «лютости» с Робеспьером. Еще в оде «Вольность» Радищев формулирует «закон природы», в соответствии с которым происходит чередование рабства и свободы. И он был, разумеется, вовсе не в восторге от того, что «равенство» начнет утверждаться через казни и
Свобода в наглость превратится, И власти под ярмом падет.
Философские свои воззрения Радищев выразил в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», который начал писать в январе 1792 г., сразу же по приезде в место своей сибирской ссылки г. Илимск. Этот трактат - одно из самых загадочных произведений философской литературы. Он состоит из четырех книг. Притом первые две книги доказывают смертность человека, его души, а две последние - ее бессмертие.
Вопрос о душе и ее бессмертии был одним из главных в русской мысли XVIII столетия. Но если М. М. Щербатов, Д. С. Аничков, не говоря уже о масонах И. Г. Шварце и И. В. Лопухине, утверждают бессмертие души, основываясь на идеализме, то Радищев впервые в России воспроизвел в первых двух частях своего трактата материалистическую аргументацию, отрицающую существование души после смерти тела. Проявляя обширную эрудицию, автор трактата сводит воедино по данной проблеме взгляды французских материалистов Гельвеция, Гольбаха, Дидро, английского естествоиспытателя и философа Пристли, оригинально интерпретирует учение о человеке немецкого просветителя Гердера. При этом Радищев в ряде случаев тот или иной вопрос трактует по-своему, вступая в полемику с Гельвецием и другими философами.
В трактате Радищева выражена следующая логика отрицания бессмертия души человека: всеобщность материальной вещественности мира, подчинение «умственных сил» человека «законам естественности», совпадение «свойств вещественности» и «свойств мысленное™», материальность жизни, чувственности, мысли. Смертность души, по этой логике, есть не несчастие, а переход в вечность, окончание всех горестей земной жизни. При всей материалистической направленности первой половины трактата Радищева он остается деистом, т. е. мыслителем, признающим Бога как «всему начало, источник всех сил».
Во второй половине трактата представлена противоположная логика. Как же может умереть душа вместе с телом, если природа «ничего не уничтожает»?! Душа ведь - не простой придаток тела. «Душа есть сила, и сила сама по себе». Она не есть результат «сложения нашего тела» при всей его искусности. Более того, обычный опыт показывает, что «мысленность» способна властвовать над телесностью, над чувственными желаниями и страстями. Душа - источник движений тела, его болезней и здоровья, даже смерти (в случае самоубийства). Радищев выдвигает также психологические, эстетические и этические аргументы для доказательства бессмертия души. Вера в бессмертие утешает человека перед лицом смерти, дает надежду на справедливое нравственное воздаяние, не позволяет допустить, чтобы «вся красота мира ничтожествовала», ибо красота - духовна, и бессмертие духовности - залог бессмертия красоты.
Обосновывая идею бессмертия души, Радищев творчески соединил аргументы, выдвигаемые идеалистами, в особенности М. Мендельсоном и И. Гердером, подобно тому, как, доказывая смертность человека, он объединил воззрения мыслителей материалистического направления. Ну, а что полагает сам Радищев? По этому поводу высказывались различные суждения. Одни считали, что он все- таки больше симпатизирует материализму, другие - что он склоняется в сторону идеализма и бессмертия души. Однако, по нашему мнению, в данном случае правы те, кто считает, что «Радищев не отдает предпочтения ни той, ни другой концепции» (Ю. М. Лот- ман).
Что это? Философская эклектика, т. е. механическое соединение разнородных принципов? Думается, что нет. Кант, живший и творивший в то же время, что и Радищев, в «Критике чистого разума» (1781) определил так называемые антиномии чистого разума, в соответствии с которыми можно в равной степени логически достоверно доказать некое положение (тезис) и противоположение (антитезис). Это, по Канту, относится и к проблеме бессмертия души и даже к вопросу о существовании Бога. Что следует из того, что тезис о бессмертии души, как и антитезис о ее смертности в одинаковой степени логически доказуем? Только то, что эта проблема вообще не может быть решена логическим способом и что следует в решении ее исходить из соображений нравственного порядка.
Нет оснований для предположения о том, что Радищев был знаком с философией Канта, но тем более знаменательно, что русский мыслитель самостоятельно пришел к диалектическому методу сопоставления двух противоположных положений о смертности или же о бессмертии души человека. Подобно Канту, Радищев учитывает и нравственный аргумент в пользу бессмертия души «для любящих добродетель».
Вместе с тем своеобразие позиции Радищева заключается в том, что он при любом решении вопроса о бессмертии души отстаивает непреходящую значимость нравственных поступков человека. К такому выводу приходит Ю. М. Лотман, предлагая свое прочтение философского трактата Радищева: «Человек может думать, что с жизнью все кончается, или предполагать бессмертие души. Но в любом случае он должен преодолеть страх смерти и быть готовым принести себя в жертву своим убеждениям[44].
А. С. Пушкин видел в поступке Радищева «воззвание к возмущению» и писал о нем как о «преступнике с духом необыкновенным», действовавшем с «удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию». Пушкин не случайно в первоначальной редакции своего знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» писал:
И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу.. ?
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Н. И. Новиков:

  1. В.А.Новиков. Руководство по рыночной экономике. Словарь, 2005
  2. Новиков Михаил Леонович. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА, 2008
  3. В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ, 2001
  4. Новиков Д.А.. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУРАН,2004. - 68 с., 2004
  5. Лысаков А.В., Новиков Д.А.. Договорные отношения в управлении проектами. М.: ИПУ РАН,2004. - 100 с., 2004
  6. Новиков А.М.. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес»,2005. - 176 с., 2005
  7. 1. Введение
  8. 2. Сатирические журналы 1769–1772 годов(Н. И. Новиков)
  9. 1. Общая характеристика
  10. 1. 2. Ранние этапы развития прессы
  11. Н. И. Новиков
  12. ПОЛИТИКА И ЕВАНГЕЛИЕ
  13. Л. И. Новикова, О.И.Буланова Некоторые проблемы формирования культуроведческой компетенции учащихся и пути их решения во внеурочное время
  14. О РАЗМЕРАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В «ПИСЬМАХ ИЗ ФРАНЦИИ» Д.И. ФОНВИЗИНА И «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА
  15. Е.В. Новикова, А.Г. Федотов, А.В. Розенцвайг, М.А. Субботин. Верховенство права как фактор экономики / международная коллективная монография ; под редакцией Е.В. Новиковой, А.Г. Федотова, А.В. Розенцвайга, М.А. Субботина. — Москва : Мысль,2013. — 673 с., 2013
  16. НОВИКОВ