<<
>>

Г. С. Сковорода

Особым типом обращения философии в жизнь и жизни человека в философию во второй половине «века философов» были жизнь и творческая деятельность Григория Саввича Сковороды (1722-1794). Сковороду называли «украинским Сократом» и «харьковским Диогеном».
В этих сравнениях помимо похожести украинского «старчика» на ангинных мудрецов стремлением вести «разговор» и бездомностью есть более глубокий смысл: Сковорода жил, как учил, и учил, как жил.
Хотя, безусловно, как поэт и философ Сковорода принадлежит к украинской культуре, он в то же время включен и в русскую философскую мысль. И дело не только в том, что сама Украина входила в Россию, что Сковорода в молодости жил в Петербурге, а потом бывал в Москве и в Троице-Сергиевом монастыре, что многие его воспитанники стали видными российскими чиновниками. Сам язык, на котором говорил и писал Сковорода, староукраинский (или славянороссийский), в те времена тяготел к русской языковой стихии. Для современного читателя он, пожалуй, понятней, чем язык многих русских философов и писателей XVIII в. Да и первые публикации произведений Сковороды и воспоминаний о нем появились в центральной России, и все возрастающая его популярность как философа была в русской среде не меньшей, чем в украинской. В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» называет Сковороду первым на Руси философом «в точном смысле слова».
Сын малоземельного казака, Сковорода в 1738-1741 гг., а затем с 1744 по 1750 г. учился в Киево-Могилянской академии, получив знание латинского и греческого языков, античной философии и христианского богословия. Он преподавал поэтику в Переяславской семинарии и «христианское добронравие» в Харьковском коллегиуме, но его педагогическая деятельность не нашла одобрения у начальства. Последнюю четверть века своей жизни Сковорода скитался по Украине, живя в монастырях и поместьях своих почитателей, проповедуя свое миропонимание, выражая его в стихах, притчах, диалогах («разговорах»). Над своей могилой философ-странник завещал надписать: «Мир ловил меня, но не поймал».
Эта эпитафия полностью соответствует философии жизни Сковороды. Ему не раз предлагали благополучно «устроиться» в монастырях, на службе, в поместьях, но он отовсюду уходил, а подчас и убегал, будучи убежденным в том, что счастье не зависит «ни от высоких наук, ни от почтенных должностей, ни от изобилия», ибо «ща- стие [счастье] твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутрь тебе есть» («Алфавит, или Букварь мира»). А если «щастие наше внутрь нас», то путь к нему лежит через самопознание. Слова дельфийского оракула - «Познай самого себя», ставшие девизом Сократа, сделались девизом и «украинского Сократа».
Про Диогена говорили, что он днем ходил с фонарем, так как, по его словам, «искал человека». «Украинский Диоген» призывал искать в себе «истинного человека», а «истинный человек» и есть Бог, т. е. Истина. Вот почему «Царство Божие внутрь нас», а следовательно, и счастье.
Этот ход мыслей Сковороды исходит из представления о том, что весь мир «состоит из двоих натур: одна видимая, другая невидимая», и поэтому нужно «везде видеть двое». Это, в сущности, платоновское мироосмысление предполагает в каждом видимом явлении его невидимую сущность, животворящую это явление.
И в человеке - «маленьком мирке», микрокосме, и в целом, большом мире, макрокосме, Сковорода усматривает две «натуры»: «человека и Человека», тень яблони и саму яблоню, ложь и Истину и т. п. Дополняя Платона Библией, Сковорода считает, что в конечном счете «невидимая натура» и есть Бог, а видимая - «тварь» - «рухлядь, смесь, сволочь, сечь, лом, крушь, стечь, вздор, сплочь и плоть и плетки». Каким же обра- шм можно постигнуть эту божественную «натуру»? С помощью науки, столь развившейся в его время, будь то физика, химия, логика, грамматика? Отнюдь нет. И хотя бродячий мудрец отдавал наукам должное («Я наук не хулю»), его призыв был иным: «Брось коперни- ковские сферы. Глянь в сердечные пещеры!» «Не хочу и наук новых, кроме здравого ума». Узреть же «сердечные пещеры» можно только, по убеждению Сковороды, через «око веры».
Философия Сковороды, в сущности, была просветительской философией. Но она была направлена не на научное просвещение, как, скажем, философия Ломоносова, а на просвещение нравственное. Ведь наука сама по себе дает ощущение счастья только лишь ученому, занимающемуся своим делом, а не всякому человеку. А Сковорода хотел научить каждого, любого человека обрести счастье. Для этого нужно, считал он, опять-таки познать себя, чтобы обнаружить свое призвание, свое предназначение в жизни, свою «сродность», ибо «лучше быть натуральным котом, нежели с ослиною природою львом». Так украинский мудрец продолжает традиции этики античных стоиков, считавших, что человек в своем поведении должен следовать природе.
Однако традиции стоицизма у Сковороды не только «опробиру- ются» жизненным опытом самого мудрого «старчика», но дополняются христианским миропониманием. Возможность такого опосредствования обусловлена тем, что и само христианство при своем возникновении как религиозное мироучение вобрало в себя и определенные черты стоической этики.
Основное средство познания и самопознания для Сковороды - это книга книг, Библия - «фонарь, Божьим светом блистающий для нас путников». Библия для него - это не просто книга, а особый мир, «мир символичный», существующий наряду с другими мирами - микрокосмом и макрокосмом. Как и другие два мира, Библия - «Дом Божий» - двуслойна. В ней также есть видимая и невидимая стороны. Поэтому и Библия - сфинкс, требующий разгадки. Библейские тексты как символические образы Сковорода в духе древней традиции стремится истолковать аллегорически и свои собственные произведения создает на основе символического метода - по образцу библейских притч. Библия - любимая книга Сковороды, которую он всегда носил с собою в своих странствиях; она не только, по его словам, взывает: «узнай себе», «внемли себе», но помогает познать себя, а через себя, через свою истинную и вечную природу - Бога.

Сковорода - христианский философ, но он не был богословом и, как известно, не раз отказывался принять монашеский постриг, хотя был частым гостем монастырей. Сковорода - сторонник свободной религиозно-философской мысли, не стесненной «школьными бого- словцами». Его философские взгляды привлекали внимание и сек- тантов, и масонов своей мистической стороной, однако он оставался тем, к чему стремился всю свою жизнь, - самим собой, которого «мир ловил», «но не поймал».
Как мы видели, формы проявления русской философской мысли в XVIII в. были разные. Наряду с философскими трактатами и статьями и Феофан Прокопович, и Кантемир, и Ломоносов, и Радищев, и Сковорода выражали свои философские воззрения в стихах. Между тем выдающиеся писатели века Просвещения были причастны к философии, обращаясь к философским, особенно к эстетическим проблемам в различных видах своего творчества.
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768), как и Феофан Прокопович, считал, что «поэзия была первейшей философиею», и приравнивал поэзию к нравоучительной философии. Обучавшийся в Славяно-греко-латинской академии и в парижской Сорбонне, Треди- аковский был весьма образованным человеком, сторонником естественного права и общественного договора. В своем творчестве он следовал просветительскому классицизму, обогащенному новым художественным опытом. Тредиаковский начал реформу русского стихосложения - переход на силлабо-тоническую систему, - которую завершил Ломоносов. Просветительские идеи и эстетику классицизма развивал поэт и драматург Александр Петрович Сумароков (1717— 1777), полагавший, что «естество выше искусства».
Поэт Гавриил Романович Державин (1743-1816) создал замечательные образцы философской поэзии («На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Река времен» и др.). В его оде «Бог» звучит подлинный просветительский гимн Человеку:
Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих,
Черта начальна божества.              -
Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я Бог.
 
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Г. С. Сковорода:

  1. Г. С. Сковорода
  2. Философия и становление национального самосознания
  3. АКЦЕНТНЫЙ ТИП B1
  4. СКОВОРОДА
  5. 1. Об основных этапах русской философской мысли
  6. Глава 2 Философская мысль в России в XVIII веке
  7. Тема 2. Исторические типы философии
  8. Примечания
  9. Бывает ли подвеска «горячей»?
  10. 2.6. Ассортимент и технология изготовления блюд из рыбы. Гарниры и соусы к блюдам. Условия, сроки хранения и реализации
  11. 3.4. Ассортимент и технология блюд. Гарниры и соусы к блюдам. Условия, сроки хранения и реализации
  12. 10. Психологическая мысль в России в 18 в (М.Ломоносов, А.Радищев,Г.Сковорода,В Татищев и др.)
  13. 17. Українська культура в другій половині XVII – XVIIIст.