<<
>>

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ


Хронологическая граница между веками, разумеется, условна. Новый век продолжает старый. В России наступление XIX столетия связано с началом царствования Александра I, после заговора и убийства его отца Павла I в 1801 г.
Это был новый период русской истории, несомненно отличный от екатерининских времен и павловского правления. В первое десятилетие нового века царь привлек к законодательной и реформаторской деятельности оригинального христианского мыслителя Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Реформируется Московский университет, возникают новые университеты в Харькове и Казани. В Дерпте (Тарту) в 1802 г. воссоздается университет, основанный еще шведским королем Густавом II Адольфом в 1632 г., но прекративший свою деятельность в XVIII в. Преподавание философии вводится в университетах. В образовании университетской философии в России большую роль сыграли приглашенные из-за границы, главным образом из Германии, преподаватели философии (в Тарту, например, профессором философии стал Готлоб Беньямин Еше, сторонник Канта и близкий ему человек). Наряду с ними в университетах преподавали философию и русские профессора.
Конец XVIII в. с горечью собирал плоды просвещения. Французская революция, сокрушившая феодальные порядки, в конечном счете привела не к торжеству Разума, о котором мечтали просветители, а к диктатуре, к падению республики и образованию новой империи с сопутствующими всякой империи кровавыми войнами. «Век просвещения! Я не узнаю тебя - в крови и пламени не узнаю тебя - среди убийств и разрушения не узнаю тебя!..» - восклицал устами своего персонажа Н. М. Карамзин в 1794 г.
Н. М. Карамзин
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - писатель, историк и мыслитель, в своем творчестве глубоко и правдиво отразил противоречия века Просвещения. Его идеалы, как писал он, были превосходны: «...свет философии, смягчение нравов, тонкость разума и
чувства, размножение жизненных удовольствий, всеместное распространение духа общественности, теснейшая и дружелюбнейшая связь народов, кротость правлений...» Но дойдя «до крайней степени возможного просвещения», век Просвещения погружается в варварство. «Где люди, которых мы любили? Где плод наук и мудрости? Где возвышение кротких, нравственных существ, сотворенных для счастья?» - спрашивает мыслитель.
Где же выход? Карамзин, один из образованнейших людей своего времени, прошедший искушение масонской мистикой (он был членом масонской ложи в 1785-1789 гг.), посетивший европейские страны и встречавшийся с Кантом, Гердером и другими выдающимися мыслителями, видел спасение в сосредоточении человека на самом себе. «Но неужели, друг мой, - утешал участник карамзинс- кого диалога Филалет (по-гречески «любитель истины») Мелодора («дарителя песен»), - не найдем мы никакого успокоения во глубине сердец наших?» В статье «Нечто о науках, искусствах и просвещении» (1793) Карамзин, приведя формулу Декарта «Мыслю, следовательно, существую», задается вопросом: «Что ж я? - и заявляет: - Вся наша антропология есть не что иное, как ответ на сей вопрос»[45].
Н. М. Карамзин был сторонником сентиментализма с его подчеркнутым вниманием к духовному миру личности, ее эмоциональным переживаниям. И в Западной Европе, и в России сентиментализм противостоял искусству классицизма с его культом разума и рациональности, подчинения индивида общественному долгу.
В еще большей степени, чем сентиментализм, обращением к субъективному миру личности характеризовался романтизм, художественно-философское направление, возникшее в конце XVIII столетия в Германии и получившее развитие в других странах: во Франции, Англии и России. Появление романтизма, порожденное кризисом просветительской идеологии, пришедшей к конфликту с реальностью, знаменовало критическое отношение к этой реальности и утверждение самоценности и творческой свободы человеческой личности во всей ее неповторимой индивидуальности.
В России романтическое мироощущение было доминирующим в течение первой трети XIX в. Оно проявляется у писателей и поэтов различной политической ориентации - и у мечтательного В. А. Жуковского, ставшего воспитателем будущего царя Александра II, и у поэтов-декабристов. Дух романтизма в России выражал конфликт между духовно-поэтизированными запросами личности и «прозой» жизненной реальности, однако социально-политический характер этого конфликта мог быть разным. Хотя романтизм как течение был
межнациональным, а его художественный опыт был всеобщим достоянием, в каждой стране он имел свои национальные корни.
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой, - писал юный Лермонтов.
И сентиментализм, и романтизм выступали не только как течения в искусстве. Уже при своем возникновении в XVIII в. и в начале XIX столетия они представляли особой миросозерцание, в центре которого находилась личность. Притом доминировали в нем эстетические воззрения. Поэтому главную направленность русской мысли первых трех десятилетий XIX в. мы, разделяя точку зрения В. В. Зень- ковского, определим как «эстетический гуманизм». Важно также отметить, что эстетические идеи и взгляды в России в этот период тесно переплетались с нравственно-этическими воззрениями. Философ- ско-эстетическая мысль того времени нашла яркое выражение в творчестве таких поэтов, как Пушкин, Баратынский, Веневитинов, Тютчев и др.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ:

  1. СЛАГАЕМЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.
  2. 1.4. любовь как эвристический принцип
  3. Концепция нового гуманизма.
  4. Введение. Пути становления русской литературы XVIII века и формирование ее национального своеобразия
  5. Натуральная школа и проза начала 1850 х гг.
  6. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  7. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ
  8. Этика и эстетика
  9. Глава II. Пушкин и его современники (Баратынский, С.Веневитинов)
  10. Эстетические построения «Философии общего дела»
  11. ЦИЦЕРОН КАК ФИЛОСОФ
  12. Развитие аксиологии в XX веке