<<
>>

§ 3. Руководство эстетическим воспитанием

Успех и положительные результаты эстетического воспитания, этого специфического процесса передачи педагогами, деятелями искусства и литературы, специалистами производства своего эстетического опыта, норм, правил, взглядов, убеждений, вкусов учащейся молодежи, во многом определяются строго продуманной системой работы.

Под си- * стемой эстетического воспитания следует понимать единство цели, содержания» принципов, методов, средств, организационных форм и определенной последовательности эстетического воздействия, обеспечивающих формирование личности, строящей жизнь, труд и отношения в коллективе по законам красоты.

Общая система, применяемая в зависимости от конкретных условий учебного заведения, предполагает целый ряд подсистем, специфических для определенной деятельности и решения конкретных задач. Например, система работы классного руководителя по эстетическому воспитанию, система работы комсомольской, профсоюзной организации, библиотеки и др.

Система как единое целое в эстетическом воспитании, обусловленная согласованностью и преемственностью составляющих ее частей и элементов, требует всестороннего учета объективных и субъективных факторов. В числе последних большое значение имеет учет уровня эстетической подготовки, полученной учащимися до поступления в среднее специальное учебное заведение. В техникумах вводятся с этой целью специальные картотеки. Каждый новый учащийся заполняет карточку, где фиксируются сведения о характере эстетической деятельности, ху-дожественном развитии, полученном им ранее.

Представляют интерес ответы учащихся на вопросы о характере любимых занятий в свободное время, какие недостатки ощущают в своем культурном развитии, чему хотели бы научиться в техникуме, кто из известных им людей или героев литературных произведений, кинофильмов служит для них примером душевной красоты, красоты труда и по-ведения.

Систематизация, анализ этих письменных ответов, а также учет возрастных особенностей учащихся являются первоосновой, исходными данными для организации конкретной работы, например, классного руководителя по эстетическому воспитанию, отбора средств и методов эстетического воздействия на личность учащегося.

Важнейшим фактором, обеспечивающим успешное руководство эстетическим воспитанием, является всесторонний учет потребностей и инте- ' ресов, вытекающих из закона «движения коллектива», сформулированного А.

С. Макаренко, Развитие коллектива немыслимо без постоянного накопления эстетических ценностей. Творческая жизнь коллектива, высокая активность учащихся в создании эстетических ценностей — лучшее предупреждение неэстетических поступков.

Немаловажное значение имеет знание педагогическими коллективами требований современного народного хозяйства нашей страны к духовному облику специалистов. Эти и другие сведения дают возможность педагогическим коллективам техникумов построить систему эстетического воспитания с учетом прогнозировании характера будущей эстетической деятельности в производственных коллективах, осуществлять эффективное руководство эстетическим воспитанием учащихся.

Параметры общей системы эстетического воспитания широки и охватывают как формирование элементарных навыков и привычек культуры умственного и физического труда, поведения и отношений в кол-лективе, так и всестороннюю подготовленность будущих специалистов

к духовному, в том числе эстетическому, обогащению производственного коллектива, окружающих людей.

Результатом филигранной воспитательной работы по формированию эстетического сознания (единства художественных взглядов, вкусов, суждений, оценок, идеалов, эмоциональной сферы) учащейся молодежи всегда должна быть действенная красота. Иными словами, содержание жизни коллектива техникума и результаты его деятельности должны находить свое выражение в форме прекрасного.

Создание и развитие системы эстетического воспитания во многом определяются удачным выбором и действенностью форм педагогического руководства, творческой деятельностью методического центра.

Во многих учебных заведениях роль центра эстетического воспитания выполняют кабинеты эстетики. Если на первом этапе их деятель-ности создается и укрепляется материальная база для преподавания курса «Основы марксистско-ленинской эстетики и этики» и курса «Эстетика быта», то в дальнейшем функции кабинета расширяются. Его базой пользуются преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин с целью повышения эстетического элемента на уроках.

В Мелитопольском сельскохозяйственном техникуме Украинской ССР и некоторых других преподаватели в таких кабинетах имеют возможность ознакомиться с такими вопросами, как «История эстетики», «Основные эстетические категории (прекрасное, трагическое, комическое)», «Техническая эстетика», «Эстетика быта», «Спорт», «Виды искусства», «Культура речи».

Каждый стенд хорошо иллюстрирован, удачно подобраны тексты. В кабинете много репродукций, магнитофонных записей, учебных и научно-популярных фильмов.

Кабинет эстетики превращается в методический центр эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели, классные руководители, комсомольские вожаки могут получить здесь консультации по использованию наглядных пособий, проведению конференций, диспутов, обсуждению произведений искусства и литературы. На высшем этапе своего развития кабинет эстетики координирует всю работу по эстетическому воспитанию учащихся в учебном заведении.

Значительное место в системе эстетического воспитания занимают вопросы педагогического руководства эстетическим, художественным самовоспитанием и самообразованием учащихся, которое в условиях социалистического общества приобретает общественное значение.

Под эстетическим самовоспитанием учащихся средних специальных учебных заведений следует понимать сознательную, систематическую и планомерную работу юношей и девушек над собой, направленную на формирование качеств, отвечающих требованиям общества, коллектива и личной программе совершенствования в соответствии е нравственно-эстетическим идеалом, В самовоспитании находит наиболее полное выражение единство жизненных целей, труда, стремления к самоусо-вершенствованию и социальной зрелости будущих специалистов.

Потребность учащихся в самовоспитании возникает и определяется о значительной степени уровнем организационно-педагогической деятельности всего коллектива техникума.

По мере развития коллектива появляются все возрастающие требо-вания его к личности и личности к самой себе. Движущей силой эстетического самовоспитания является поэтому противоречие между уровнем эстетического развития учащихся и все возрастающими требованиями к личности, которые предъявляет развивающийся коллектив, общество.

Важным условием эстетического самовоспитания является творческое отношение к учению, развитие инициативы и самостоятельности учащихся г> коллективах художественной самодеятельности, предметных круж-ках, технических обществах, спортивных секциях, в общественной работе.

Среди духовных ценностей коллективов средних специальных учебных заведений необходимо выделить традиции, которые, по выражению А.

В. Луначарского, являются художественным оформлением социальной жизни коллектива. Внимание к эстетической выразительности вечеров трудовой и боевой славы, интернациональной дружбы, спортивных праздников, конкурсов по профессии и собственно художественные традиции— фестивали искусства, конкурсы народной песни, песен гражданской и Великой Отечественной войн, смотры художественной самодеятельности и другие воздействуют на чувства учащихся, формируют у них высоконравственные отношения и лучшие человеческие качества, делают жизнь коллектива радостной и интересной.

Эстетическое воспитание и самовоспитание будущего специалиста следует рассматривать в тесной взаимосвязи с его умением красиво жить, красиво работать и любить свою профессию.

Лнтература

¦Ч

Маркс К, и Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1, 2. М., «Искусство*, 1957,

Ленин о культуре и искусстве. М.р «Искусство», 1956.

Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое вое* питание. Статьи, доклады, выступления. М., «Педагогика», 1973.

К и я щ е н к о Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., «Искусство», 1971.

Кондратюк А. П. Справжня культура неможлива без знань. К., 1960.

Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М., 1972.

Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Г, 3- Апресяна. М., Изд-во МГУ, 1970.

Марксистско-ленинская эстетика. Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., Изд-во

МГУ, 1973.

<< | >>
Источник: А.П.Кондратюка. ПЕДАГОГИКА. 1976

Еще по теме § 3. Руководство эстетическим воспитанием:

  1. § 3. Спортивные общества и союзы
  2. «ЖУРНАЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ» (1857—1863 гг.) КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ
  3. ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
  4. 3.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  
  5. «Эстетическая способность суждения» и философияискусства
  6. 8.6. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора
  7. Г.-В.-Ф ГЕГЕЛЬ
  8. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  9. § 2. Пути и средства трудового воспитания в школе
  10. § 2. Средства эстетического воспитания
  11. § 2. Советская социалистическая педагогика — наука о коммунистическом воспитании