<<
>>

§ I. Сущность и значение эстетического воспитания

Важнейшая роль в формировании всесторонне развитого строителя коммунистического общества принадлежит эстетическому воспитанию. Вот почему партия проявляет постоянную заботу «...о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов л культурных навыков» .

Марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что эстетическое отношение к действительности в условиях социализма характеризуется прежде всего наслаждением новым, оптимистическим восприятием мира, преобразованного за годы Советской власти, творческим отношением к труду, высокоразвитым чувством прекрасного.

Это чувство присуще каждому, ибо, как писал А.

М. Горький, «человек по натуре своей художник». Было бы ошибкой полагать, однако, что способность воспринимать красоту окружающего мира во всей ее полноте возникает стихийно, автоматически. Для немузыкального уха, подчеркивал К. Маркс, прекраснейшая музыка не имеет никакого смысла. Подобное можно сказать и о зрительном восприятии произведений изобразительного и других видов искусства.

Наслаждение красотой окружающей жизни, произведениями искус-ства предполагает в первую очередь восприятие ее первичных элементов: красок, звуков, линий, форм. Говоря иными словами, требуется наличие известной сенсорной культуры, развитых органов чувств, являющихся, по выражению В. Г. Белинского, источником всего прекрасного, великого. Чувство прекрасного необходимо умело, настойчиво и целенаправленно воспитывать.

Иногда думают, что для эстетического воспитания учащихся достаточно научить их слушать музыку, познакомить с наиболее выдающимися произведениями живописи, литературы и кино, с биографиями художников и композиторов.

Д. Кабалевский с полным основанием подчеркивал, что область прекрасного далеко не исчерпывается искусством, что мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни, что эстетика теснейшим образом связана с этикой, нравственностью человека, его идейностью.

Поэтому и эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает вооружение знаниями и умениями отличать хорошее от плохого, прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни, в труде, быту, поведении человека, его отношении к окружающему миру. Передовые коллективы средних специальных учебных заведений пришли к выводу, что надлежащее внимание эстетическому воспитанию способствует более успешному решению задач нравственного совершен- ствования личности, умственного развития, политехнической, физиче- ской и профессиональной подготовке будущих специалистов среднего звена, их идейной закалке.

Развитие способности воспринимать прекрасное в жизни, произведениях искусства, умение анализировать, глубоко и правильно оценивать красивое на современном этапе приобретает особое значение. Сегодня это качество присуще не отдельным, особо одаренным личностям. Эта важнейшая черта в духовном облике молодого труженика нашего общества является непременным условием любования нашей советской действительностью, трудом СБОИМ и других людей. Подтверждением этому могут быть слова Дважды Героя Социалистического Труда А. Гиталова из его известной статьи «Дума о хлебе»: «Стою у пшеничного поля. Еще вчера ходила под ветром золотая волна колосистой пшеницы. Свалили в покос последние загонки. Ударил дождь. Но прошел час-другой, и скошенная масса под жарким солнцем быстро подсохла. Вдоль валков идут уборочные агрегаты. Радость на душе у каждого механизатора... Гудят моторы. Плывут степные корабли...»

Эстетическое видение и чувство окружающей среды зависят от общей культуры человека, его отношения к труду, вкусов, взглядов. Эстетические суждения и вкусы являются важнейшей предпосылкой и условием формирования эстетического идеала юношей и девушек как составной части коммунистического общественного идеала. Этим во многом объясняется, что индивидуальные вкусы советских людей, и прежде всего молодежи, буржуазная пропаганда избрала одной из главных мишеней для своих атак.

Поэтому формирование коммунистических взглядов и идеалов, борьба с чуждыми представлениями о красоте, непримиримость к различного рода подделкам, суррогатам и «модным» произведениям растленного буржуазного искусства, умение дать им классовую, партийную оценку — важная часть эстетического воспитания учащейся молодежи.

Способность человека судить о красоте не является врожденной, как утверждают идеалисты. Нельзя рассматривать развитие способностей и как пассивный процесс. Они тесно связаны с эстетической деятельностью. Имеются в виду не только посильные творческие умения и навыки в области литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Для будущего специалиста важно также умение организовать творческую жизнь производственного коллектива, проявить живой интерес, всячески способствовать обогащению духовной жизни людей и вместе с тем созданию положительного психологического н морального микроклимата в коллективе. Следовательно, развитие у учащихся художественно-творческих и организаторских способностей через практическое участие в духовном обогащении окружающей жизни является одним из важнейших вопросов эстетического воспитания,

Карл Маркс подчеркивал; что человек формирует свою жизиь и по «законам красоты»Это положение полностью относится к практической деятельности будущих специалистов средней квалификации. Их творческий рост, жизненная энергия во многом определяются уровнем эстетического отношения к избранной специальности и проявляются в значительной мере в высоком качестве труда, его результативности. «Добротно, на совесть сделанные вещи — будь то станок или трактор, автомобиль или телевизор,— говорил Л. И. Брежнев в речи на XVII съезде ВЛКСМ,—экономят общественные затраты, облегчают наш труд к в то же время поднимают настроение человека, его рабочую гордость.

Борьба за качество должна пронизать все стороны нашей деятельности — идет ли речь о материальном производстве или о создании духовных ценностей, воспитании детей или о сфере обслуживании» .

Эстетическое воспитание неразрывно связано с формированием высокой культуры труда, развитием положительных навыков и привычек, творческого отношения к избранной специальности.

Сущность и значение эстетического воспитания, таким образом, выходят далеко за пределы лишь понимания искусства и не исчерпываются воспитанием способности наслаждаться красотой.

Посильное участие в создании прекрасного в труде, быту, искусстве, во взаимоотношениях в коллективе является внутренней потребностью всесторонне развитого, культурного человека. Необходима постоянная целеустремленная работа по организации воспитательного воздействия на мысли и чувства учащихся, работа, направленная на выработку навыков и привычек красивого труда, красивых поступков и отношений.

<< | >>
Источник: А.П.Кондратюка. ПЕДАГОГИКА. 1976

Еще по теме § I. Сущность и значение эстетического воспитания:

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  3. 2.6. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  
  4.   Статья вторая  
  5. «Эстетическая способность суждения» и философияискусства
  6. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  7. о поэзии СОЧИНЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ. ПЕРЕВЕЛ, ИЗЛОЖИЛ II ОБЪЯСНИЛ Б. ОРДЫНСКИЙ. МОСКВА. 1854
  8. § 2. Анализ и информационная переработка исходного текста
  9. РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
  10. 4.4. Эстетическое сознание. Искусство
  11. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  12. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  13. § 3. Составные части коммунистического воспитанияи основные его задачи
  14. § 1. Сущность и значение эстетического воспитания
  15. § 1. Сущность процесса воспитания
  16. § 4- Воспитание коммунистического отношения к людям
  17. § I. Сущность и значение эстетического воспитания