<<
>>

§ 2. Средства эстетического воспитания

Эстетические восприятия у ребёнка иногда мож- Значение но наблюдать в раннем детстве. Уже в раннем

обстановки* дошкольном возрасте органы восприятия дости-гают такой степени развития, что становятся в состоянии воспринимать эстетические впечатления- Дитя прояв-ляет.

интерес ко всему блестящему и яркому-

Точно так же и слуховые эстетические впечатления доступны ребёнку* с раннего возраста. Ребёнку нравится музыкальная ме-лодия, колыбельная песня, со звуками которой у него связывается образ матери, привязанность и любовь к ней.

Ребёнка прежде всего привлекает непосредственно окружаю-щий его предметный мир, ему нравятся животные, насекомые, цветы и их изображения. Особый интерес проявляет ребёнок к яркой, красочной и подвижной игрушке. На первых порах этим-и эстетическими впечатлениями детей и следует ограничиваться.

Дальше по мере своего общего развития ребёнок начинает видеть в красивом не только отдельные стороны, элементы внеш-ней формы, но и постепенно понимать основное содержание до-ступных ему произведений. Правильное развитие художествен-ного вкуса детей приводит к тому, что в своих играх и занятиях дети как бы непроизвольно проявляют определённое стремление к структурным сочетаниям линий, красок, звуков, создающим гармонию прекрасного.

Одна из первых задач эстетического воспитания ребёнка младшего возраста — это накопление им отдельных эстетических впечатлений, ярких, определённых, доставляющих ему удоволь-ствие. Испытываемое часто удовольствие от эстетических впе-чатлений приводит к тому, что у ребёнка образуется и крепнет благородная потребность в эстетических восприятиях. Для того чтобы способствовать дальнейшему развитию эстетических вое приятий у ребёнка, надо вырабатывать у него путём упражнений всё более тонкое различение цветов и их оттенков, звуке®, инто-наций, ритмов и т. д.

Большую роль в эстетическом воспитании маленьких детей играет непроизвольное восприятие ими окружающей среды: обстановки, а также поведения, манер, вкусов, взглядов окру-жающих лиц.

В повседневной жизни ребёнка необходимо стремиться к устранению по возможности всего резкого, грубого, вульгарного, неизящного. Наоборот, гармония и порядок, про-стота и естественность — вот что должно окружать ребёнка. От-дельные детали им в большинстве случаев не улавливаются, но его душа жадно и прочно впитывает в себя общий эстетический дух обстановки. С нашей помощью ребёнок должен уметь пони-мать и отличать красивое, гармоничное от грубого, некрасивого и вульгарного. Во всём, что окружает ребёнка, от куклы до одежды и книг, должно соблюдать чистоту, опрятность, красоту. И дом, особенно детская комната, детский сад и класс должны своей чистотой и обстановкой создавать эстетическое впечатле-ние. Всюду должен быть порядок, чистота, естественность и кра-сота в предметах, в расстановке. В классах на стеках должны висеть картины, на окнах стоять цветы. Желательно принцип эстетизма внести и в детские игры.

Не только созерцание картин ландшафта: лесов,

В— долин, гор, рек и т. п., но и рассматривание от-

рир ' дельных предметов, как, например, цветов, кри-сталлов, насекомых — может доставить эстетическое удовольст-вие. Но для этого нужно должным образом направить внимание детей и согреть их чувство. Лучшим средством для этого служит подражание. Подлинное эстетическое чувство взрослого, его ис-креннее восхищение красотой действует заражающе на ребёнка. Прогулки по лесам и лугам, собирание цветов и коллекций под руководством знающего и любящего природу педагога являются ценнейшим средством эстетического воспитания детей; вос-поминания о таких прогулках ярким следом остаются часто на всю жизнь.

Для развития эстетических переживаний детей младшего возраста особенно важна их активная деятельность: уход за ра-стениями и животными, игры с песком, водой, снегом, украшение участка, сбор растений и т. п.

На основе таких живых, конкретных восприятий в процессе активной деятельности детей можно в дальнейшем с успехом развивать глубокое эстетическое п о н и м а н и е явлений при-роды и их сознательную оценку.

Этому будут служить также изображения природы в художественных произведениях, гео-графических описаниях, путешествиях. Особую роль должны сыграть природоведческие экскурсии, во время которых учитель развивает у учащихся уменье сопоставлять воспринимаемые предметы и явления, сравнивать, выделять их характерные осо-бенности, форму, окраску. Это способствует уточнению восприя-

ЗЗІ1 тия и образованию более полных и ясных представлений об окружающих предметах и явлениях природы и соответственному уточнению эстетических чувств.

Восприятие картин природы в отроческом и юношеском возрасте значительно более сложно, чем в детстве, и здесь необхо* димо иметь в виду, что «ощущения, вызываемые известными сочетаниями цветов или формой предметов, даже у первобытных народов ассоциируются с весьма сложными идеями, и что, по крайней мере, многие из таких форм и сочетаний кажутся им красивыми только благодаря такой ассоциации»

С предметами природы мы связываем определённые мысли, идеи, чувства, отчего значительно усиливается эстетическое чувство, вызываемое этими предметами. Зрелище прекрасного в природе часто рождает ассоциации, ощущения, чувства, мысли, переживания, связааные с глубокими, интимнейшими чувствами ранее нами ^ пережитыми. Так, гладя на русскую берёзу, мы радуемся не только изяществу её форм и нежным оттенкам её окраски, но нам вспоминаются места, где мы родились, провели наше детство и юность. Созерцание знакомого дерева может напомнить нам близких людей, оживить чувство привязанности к ним, возбудить тоску по родине и нежную любовь к ней.

Решающее значение для развития эстетического Произведения чувства и суждений имеют произведения искусства. Они выражают чувства, настроения, мысли художника, но выражают их не отвлечённо, a R живых образах. Исключительное значение для эстетического воспитания имеет литература, и прежде всего русская классическая и советская литература.

Искусство является огромной воспитывающей силой. Школа обязана должным образом использовать эту воспитывающую силу и приобщить учащихся к искусству.

Воспитательное значение произведений искусства в том прежде всего и заключается, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отражённый в свете определённого мировоззрения.

То, что отдельный человек может не заметить в жизни и пройти мимо, художник показывает в ярком свете, и человек воспринимает то, чего он не видел раньше* Ассоциативная связь воспринятого в произведении искусства с ранее пережитым, близким и дорогим углубляет самый процесс восприятия. Песнь, воспринятая в детстве, вновь услышанная в зрелом возрасте может пробудить исчезнувшие чувства, заставить по-новому пережить прошлое, углубить и усилить эстетические переживания настоящего.

Ценным средством воспитания способности эстетического восприятия, вкуса и понимания служит рассматривание картин. Даже простое созерцание картин художников дает не только

1 Г. В. Плеханов, Сеч., т. XIV, стр. 9,

зрительное наслаждение, но вызывает из глубины сознания такие мысли, о которых человек и не подозревал. Примером тому служит переживание К. Паустовского перед картиной Врубеля «Демон». Созерцание картины рождает мысли, которые не возникли бы произвольно сами по себе. «Я вспомнил Лермонтова. Мне представлялось, как он, осторожно позванивая шпорами, входит в Третьяковскую галлерею. Входит, ловко скинув внизу, в вестибюле, серую шинель на руки седоусому сторожу, и потом долго стоит перед «Демоном» и разглядывает его сумрачными глазами. Это он написал о себе горькие слова: «Как в ночь звезды падучей пламень, не нужен в мире я». Но боже мои, как он ошибался! И как нужен миру этот мгновенный пламень падучих звёзд! ПотоМу что не единым хлебом жив человек.

Он считал себя пленником земли. Он растратил жар души в пустыне. Но пустыня расцвела после этого и наполнилась его поэтической силой, его гневом, тоской, его постижением счастья. Ведь это он застенчиво признался: «Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой». И кто знает, может быть, острый п режущий воздух горных вершин, забрызганных кровыо демона, наполнен очень слабым, очень отдалённым запахом этого приветливого лесного цветка. А он, Лермонтов, как и этот поверженный демон, — просто ребёнок, не получивший от жизни того, к чему он страстно стремился; справедливости, любви, участия»

Сознательному рассматриванию картин детьми должно пред-шествовать, когда это возможно, непосредственное наблюдение ими красот природы, и только от натуры следует обращаться к картине. Этот переход должен быть опосредствован учителем, на котором лежит творческая задача подготовить общее настроение перед моментом открытия картины.

После рассматривания картин ученики высказывают своё мнение, и учитель узнаёт об их переживаниях, делает выводы, подводит общие итоги.

Упражнения в анализировании картин должны соответство- , вать силам и пониманию детей.

Исследования ряда русских учёных показывают, что эстетические суждения учеников о картинах иные, чем у взрослых. Самостоятельные эстетические суждения у учеников до 14 лет крайне слабы. Самые младшие дети высказывают, обычно, только предметные суждения. Формальных отправных пунктов для эстетического суждения у них ещё не существует. У них нет мыслей ни о самом художнике, ни о технике или способе трактовки, ни о применённых средствах. Суждение высказывается о самом изображаемом предмете. Картина не рассматривается, как художественное произведение. Лишь постепенно появляется мысль о средствах изображения. Позднее появляется эстетическая оценка, при которой принимается во внимание школа, к которой

1 К. Паустовский, Далекие годы, Детгиз, LS46, стр. 146.

принадлежит художник, его понимание и интересы. Постепенно картина начинает рассматриваться, как произведение данного художника.

Учитель обязан помнить, что дети, предоставленные самим себе, доходят до очень незначительного развития в области эстетического восприятия живописи. Воспитания правильного понимания и вкуса к живописи можно достигнуть посредством систематического и последовательного изучения и разбора художественных картин и бесед о них с детьми. При этом учащиеся последовательно приучаются обращать внимание не только на содержание картины, но и на формальные эстетические моменты, в особенности на те средства, при помощи которых художник стремится передать те или иные характерные признаки и стороны предмета и претворить их в целостный художественный образ.

н Одним из необходимых средств эстетическогЬ

у * воспитания является слушание и разучивание песен и других музыкальных произведений. Педагог должен подготовить учащихся к сознательному восприятию музыкальных произведений — при разборе музыкального произведения иногда целесообразно вскрыть его содержание, показать, какими музыкальными средствами оно выражено, выявить общественную роль музыкального произведения, познакомить учащихся q творчеством композитора.

Музыкальные произведения должны быть художественными, яркими, эмоционально насыщенными, доступными по содержанию и не слишком длинными. Материал должен даваться в порядке нарастания сложности. В соответствии с уровнем музыкального развития учащихся должна строиться беседа по разбору прослушанных произведений. Поскольку основной задачей музыкального воспитания в младших классах является накопление музыкальных впечатлений, педагог много поёт вместе с детьми, играет музыкальные произведения, предлагает им инсценировать их, сделать к ним зарисовки. В этих классах педагог беседует с учащимися языком образов, не вводя музыкальных терминов, ещё непонятных детям.

В старших классах работа усложняется. Постепенно вводится язык музыкальных терминов. Разбор произведений носит более глубокий характер.

Слушание музыки осуществляется не только на уроках пения и музыки, но в значительной мере и во внеклассной и внешкольной работе. Понимание музыкальных произведений облегчается предварительным кратким разъяснением их заглавия, эпиграфа. Задача учителя музыки и пения состоит в том, чтобы связать пьесу с конкретными представлениями, помочь учащимся мысленно перенестись в обстановку, соответствующую духу и содержанию музыки.

Большую роль в развитии художественного вку-

1 СЙ'ІІ) и кино*

г са и эстетического воспитания в школе играет

посещение театра, просмотр кинокартин. Учитель должен серьёз- но 'тіродумать, какие пьесы и картины следует рекомендовать учащимся разных классов для просмотра. Необходимо рекомендовать такие произведения, которые доступны пониманию ребёнка данного возраста и отвечают требованиям коммунистического воспитания, произведения, представляющие большую художественную ценность по содержанию; рекомендовать произведения, поставленные с большим художественным вкусом, при хорошем исполнении, правдиво и убеждающе раскрывающим образы героев и замысел автора. Пьесы и картины должны быть идейно выдержаны.

В младших классах посещение театра и кино следует проводить под руководством учителя. Целесообразно посещать такие пьесы, которые в дальнейшем смогут быть использованы в учебной работе, правильно воспитывают и развивают художественный вкус. Следует рекомендовать с детьми младшего и среднего школьного возраста посещение детских театров, в которых ставятся пьесы, доступные этому возрасту, а также специальные детские постановки театра кукол.

В старших классах совместное посещение учащимися театра целесообразно сочетать с изучаемыми литературными произведениями. При этом в дальнейшем необходимо обсудить с учащимися просмотренную пьесу, подвести правильные итоги, сделать верные выводы.

Огромную роль в воспитании вообще и в частно- Художествен- сти в эстетическом воспитании играет изучение

ное чтение И ь

рассказывание, художественной литературы.

Роль и назначение художественной литературы в идейно-политическом воспитании советской молодёжи с FT счерпывающей ясностью показаны в постановлении ЦК ВКП(б) о журналах «Звеэда» и «Ленинград» и докладе тов. А. Жданова на ленинградском активе.

Учитель, преподающий литературное чтение в V—VII классах и литературу в Vlli—X классах средней школы, должен сочетать единство воспитания умственного, нравственного и эстетического. Он должен показать и раскрыть перед учащимися в художественном произведении, обеспечить правильное понимание и усвоение — истинно прекрасного: красот родной природы, характеров и поведения людей, их жизни и деятельности в обществе, красоту общественных отношений в советском, социалистическом обществе. Необходимо обеспечить руководство со стороны учителя чтением художественных произведений в классе и внеклассным чтением учащихся. Наиболее доступным и распространённым средством эстетического воспитания детей является художественное чтение и рассказывание. Одна из задач руководителя чтением — развить воображение начинающего читателя, возбудить способность представлять себе ту жизнь'и природу, которую изображает писатель; заставить видеть и слышать эту жизнь. Картины природы, характеры людей, жизнь в разных условиях — всё это вызывает в1 сознании ребёнка то или иное отношение, возбуждая целую гамму чувств и настроений. Эта эмоциональная реакция, этот субъективный отклик на воспринятые воображением образы являются существенным психологическим моментом художествен^ ного чтения. Такая работа, обычно, происходит бессознательно, параллельно усвоению содержания произведения. Беседа руководителя должна быть рассчитана на то, чтобы ввести детей в живое ощущение жизни, выведенной в произведении, заставить их правильно откликнуться на неё и осознать свое отношение к ней.

Чтение художественных произведений имеет место во всех классах советской школы, от чтения небольших рассказов, сказок или стихов в младших классах до чтения отрывков и целых произведений — в старших. Художественное чтение занимает большое место в преподавании языка и литературы, но оно находит также применение и в преподавании других предметов: на уроках истории СССР, на уроках географии и т. д.

Особое впечатление производит на детей художественное рассказывание. Художественное рассказывание захватывает учащихся, интимно сближает с учителем и в значительной мере способствует формированию их вкусов, взглядов, убеждений и поведения. Художественное рассказывание может найти место в преподавании ряда учебных предметов, а также во внеклассной работе. Уже начало рассказа должно привлечь внимание и возбудить интерес, нарастание событий должіно вести к их усилению, эффектный конец должен закрепить силу впечатления. Рассказчику необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вообразил то, что он непосредственно слышит и как бы перед собой видит то, о чём ему рассказывают. Художественное рассказывание предоставляет возможность дать литературному произведению надлежащее освещение, помочь учащимся глубже познать содержание и идею этого произведения, показать им силу и красоту литературной формы, заставить учащихся интенсивно пережить настроение, неудачи и успехи героев. Всё это воспитывает эстетическое восприятие и художественный вкус.

<< | >>
Источник: И.Л. Каирова. ПЕДАГОГИКА. 1948

Еще по теме § 2. Средства эстетического воспитания:

  1. ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
  2. ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИСРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕКИ
  4. 3.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  
  5. «Эстетическая способность суждения» и философияискусства
  6. Стиль В ИСКУССТВЕ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
  7. Искусство и эстетическое освоение действительности
  8. РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
  9. 8.6. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора
  10. 4.4. Эстетическое сознание. Искусство
  11. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  12. § 1. Сущность и значение эстетического воспитания
  13. § 2. Средства эстетического воспитания
  14. § 2* Составные части коммунистического воспитания
  15. § 1. Сущность процесса воспитания
  16. § 2. Пути и средства эстетического воспитания
  17. § 3. Руководство эстетическим воспитанием
  18. § 1. Задачи и содержание физического воспитания
  19. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ