<<
>>

§ 2. Пути и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание в процессе обучения. Возможности учебного процесса в области воспитания и развития у учащихся эстетической культуры можно рассматривать с трех основных позиций: эстетических возможностей процесса обучения; познания эстетически воспитывающих возможностей самой организации учебного процесса и практической деятельности учащихся; раскрытия эстетических возможностей педагога — организатора учебного процесса 2.

Огромно воспитательное значение прежде всего самой науки.

Эсте-тическая «нагрузка» науки является необходимым условием формирования у будущих специалистов чувства прекрасного, радости познания явлений природы, общества. Многие преподаватели стремятся с первых же уроков использовать все возможности своей дисциплины для развития у учащихся эстетических взглядов и вкусов, раскрыть перед ними эстетические особенности самой науки.

Практически эстетический элемент есть в каждом учебном предмете. Такие эстетические категории, как симметрия, пропорциональность, цвет, мера, звук гармония, имеют отношение не только к живописи, поэзии, музыке. Ими оперирует математика, физика, анатомия, биология, зоология и другеє науки, изучаемые б средних специальных учебных заведениях. Разве не постигается понятие «гармония» при изучении многих тем физики, например темы «Колебания и волны», где оно органически входит в определение простых колебаний. Уравнения раскрываются глубже, если преподаватель объясняет, что в их основе лежит «согласованность» действующей силы и материальной точки. Сама же материальная точка — замечательный по силе обобщенности образ, который великолепно служит всей механике.

На уроках математики понятия гармония, симметрия, пропорций- нальность, ритм приобретают эстетическое звучание, когда они воспринимаются учащимися как конкретное выражение освоенной в практике определенной закономерности. Интерес учащихся к науке усиливается, когда преподаватель не только показывает учащимся в процессе изло-жения учебного материала репродукции, художественные фотоснимки Дворца съездов, подземных станций метрополитена им. В. И. Ленина, современных воздушных лайнеров, современной конструкции автомашин, но и предлагает самостоятельно найти детали, содержащие элементы пропорции, симметрии и т, д.

Вызывающая чувство восхищения гармония природы, ее красочность, разнообразный растительный и животный мир раскрываются перед учащимися в процессе углубленного изучения ботаники, зоологии, геологии, географии и других специальных ДИСЦИПЛИН.

Гармонично не только отдельное растение, животное. Гармония — в единстве их развития с условиями жизни, с внешней средой. Всесто-роннее изучение растений, животного мира дает возможность управлять их красотой, служить человеку. К такому выводу приходят учащиеся, изучая различные учебные дисциплины.

В процессе изучения дисциплин общеобразовательного, общетехнического и специального циклов учащиеся должны убедиться, что красота и целесообразность взаимосвязаны, что разнообразное проявление красоты в окружающем мире и углубленное изучение наук позволяют выявлять и умножать красивое в процессе практической деятельности человека.

На эстетическое отношение учащихся к знаниям большое влияние оказывает умелый показ преподавателем красоты великих открытий ученых, использование им достижений данной науки на уроках.

Внимательное изучение и использование преподавателями научных знаний о природе, творческих биографий ученых, опыта практической деятельности передовых колхозов и совхозов по приумножению красоты земли открывают широкий простор для воспитания у учащихся глубоких патриотических чувств, эстетического восприятия действительности, чувства красоты познания мира.

Важнейшей предпосылкой-развития эстетических чувств, взглядов и вкусов учащихся в процессе обучения является использование художественных образов.

Органическим элементом искусство входит не только в преподавание литературы, факультатива по марксистско-ленинской эстетике и этике. Многий преподаватели техникумов и училищ пришли к выводу, что использование произведений искусства на уроках всех изучаемых дисциплин значительно повышает заинтересованность учащихся содержанием учебного материала, стимулирует активность, повышает качество знаний, 'способствует нравственному и идейно-политическому воспитанию.

Большую роль в эстетическом воспитании может сыграть изучение курса обществоведения. Практически в данном курсе нет такой темы, где бы не представлялась возможность использовать произведения художественной литературы, живописи, музыки. Так, рассказывая о начале Великой Отечественной войны, о человеконенавистнических планах фашистской Германии, об ужасах войны, многие преподаватели используют песню Александрова «Священная война», подчеркнув перед прослушиванием, что эта песня в грозные военные годы звучала как мощный призыв ко всему народу подняться на защиту Родины. При изучении темы урока «К- Маркс и Ф. Энгельс — основоположники научного коммунизма» звучит «Интернационал». Перед этим учащиеся были осведомлены об истории написания этого гимна пролетариата, узнали революционное содержание каждого его куплета.

Широко могут использоваться на уроках материалы периодической печати, политической сатиры и др. Вырезки из газет, журналов или перерисованные на ватман, отснятые на пленку рисунки, копии художественных полотен подбираются в соответствии с разделами программы, затем при помощи эпидиаскопа демонстрируются на уроках в процессе изложения материала. Они используются как зрительное сред-ство для вводной беседы к новой теме, при подготовке учащихся к восприятию нового материала, на уроках повторения, семинарских за: нятиях.

Усиливает эстетический элемент обучения постоянное обращение преподавателей к чувствам учащихся, ибо без человеческих эмоций, как утверждал В. И. Ленин, «...никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»

Разнообразная гамма чувств, в том числе и эстетических, связана с использованием в процессе обучения образа искусства, кино и телевидения, с рассказами о творческой деятельности ученых, с умением преподавателей показать взаимосвязь внешне как бы разрозненных явлений, с постоянным удивлением учащихся перед новыми фактами, чему способствует проблемное обучение. Расширение эмоциональной сферы способствует развитию творческих способностей будущих специалистов, формированию у учащихся стремления самостоятельно мыслить, рассуждать, решать учебные задачи. Известно, что человек наибольшее наслаждение получает от того, что им самим сделано, во что вложил собственный труд, душу и сердце. Поэтому в эстетическом воспитании' в процессе обучения следует иметь в виду и другой важный аспект — это потенциальные возможности самих учащихся, создание надлежащих условий для их эстетического самовыражения, проявления их эстетического опыта. Значимость самостоятельной работы в общей системе эстетического воспитания в процессе обучения возрастает, если характер такой дея- тельности максимально близок к личным наклонностям, интересам я жизненному опыту учащихся. Например, стремление юношей и девушек самостоятельно решить ту или иную математическую задачу, вывести формулу по химии, изготовить сложные наглядные пособия, подобрать различные иллюстрации к темам уроков. Это и написание рефератов, выполнение различных работ, темы которых предлагают не только преподаватели, но и сами учащиеся, которые к такой работе психологически и практически подготовлены.

Обогащению эстетического опыта, развитию чувства красоты окружающей действительности в значительной мере способствуют различные виды практики учащихся.

Важное значение имеет требование преподавателей, руководителей практики к организации рабочего места, внешнему виду учащихся, к качеству результатов практической деятельности. В некоторых техникумах в процессе практического обучения уча-щимся ставятся две оценки: за грамотное исполнение (время, точность, чистота изготовленной продукции, выполненного задания) н за красоту, культуру исполнения задания. На вторую оценку влияет также культура поведения учащихся в коллективе, рациональное планирование работы, чистота рабочего места, свободное владение материалом, инструментом, умение использовать теоретические знания, проявление учащимися инициативы и творчества. Сравнительная характеристика успехов учащихся в процессе практического обучения способствует выработке у них критериев красивого труда, эстетического вкуса, при этом исчезают ьуногие причины будущих неудач. Вооружая учащихся критериями эстетической оценки, руководители практики развивают тем самым у них критическое отношение к процессу и результату труда под эстетическим углом зрения, способствуют активному участию учащихся в создании эстетики и этики взаимоотношений в трудовом коллективе.

С целью развития у учащихся чувства прекрасного в процессе про-изводственной практики преподаватели многих техникумов предлагают им индивидуальные письменные задания.

Учащимся можно предложить такие темы рефератов, как «Опыт работы производственного коллектива по внедрению технической эстетики», «Особенности развития технической эстетики в различных отраслях производства» (по своему профилю), «Культура труда и красота профессии», «Традиции бригад коммунистического труда», «О красоте в отношениях между членами бригад отличного качества» и др.

В техникумах, где заботятся о воспитании культуры труда, качестве результатов практической деятельности, не ограничиваются лишь обеспечением возможности завершить то или иное дело, а стремятся продлить любование результатами труда. С этой целью в хорошо оборудованных кабинетах, мастерских постоянно демонстрируются образцово выполненные работы учащихся — изделия, тексты докладов, плакаты, <УІЄМЬІ, дипломные проекты выпускных курсов. В Киевском строительном техникуме, Косовском техникуме художественных промыслов, например, к каждой выпускной работе сформулированы эстетические требования, которыми руководствовался автор. Внимание к эстетике учебного труда способствует тому, что специалист, окончивший учебное за- Щ ведение, наряду с общими знает конкретные эстетические требования, вытекающие из характера полученной им профессии.

Рассматривая возможности эстетического воспитания учащихся, необходимо иметь в виду, что сама организация учебно-воспитательного процесса на уроках по разным предметам, практикумах включает ряд эстетических требований: четкость плана, стройное построение урока, ритмичность коллективной работы, оптимальный режим труда и отдыха, дисциплина, порядок, чистота. Эстетика демонстрационных опытов, самих приборов, красивое написание букв, цифр или других графических образов, оформление опытов приучает учащихся к аккуратности, точ-ности, влияет на их отношение к учебной деятельности, взаимоотношения в коллективе. В этом большое значение имеет и та вещная среда, в которой находятся учащиеся — художественное оформление помещения учебного заведения, светлые, хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории, красивое оформление наглядности и инструментов, которыми пользуются учащиеся.

Успешная деятельность учащихся в аудитории, лаборатории, учреждении и на предприятии в период учебной и производственной практики обязательным элементом включает формирование красоты отношений между преподавателями, учебными мастерами и учащимися, между самими учащимися.

В процессе обучения создаются ситуации, требующие от учащегося максимального проявления своей индивидуальности, определенного отношения, свершения поступков. Как вне нравственных поступков нет нравственности, так вне красивых поступков в интересах коллектива, общества нет и быть не может эстетики отношений. В связи с этим велика роль силы примера эстетики отношений, эстетической вырази-тельности лучших учащихся, для которых характерны такие черты, как трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, вежливость, умение прийти на помощь товарищу, правильное реагирование на критику и др., и преподавателя как центральной фигуры процесса обучения. Его любовь к науке, уровень общей культуры, отношение к своему предмету, коллективу, внешний вид, выразительная, образная речь, черты характера содержат богатейший материал для приобретения учащимися знаний, умений и навыков эстетики отношений и поведения. Ува-жительное отношение преподавателя к личности учащегося, учет конкретного состава учебных групп позволяет создать положительное эмоциональное настроение в обучений, повышает трудовую активность учащихся не только в учебной, но и общественной жизни.

Формирование эстетического отношения к труду. Становление труда как деятельности по законам красоты, как вдохновенного творчества — характерная черта нашего социалистического общества. В Программе партии подчеркивается, что в условиях перехода к коммунизму «худо-жественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека» \ Л Труд красив не, сам по себе. Таким его делает отношение человека, который вкладывает в любимое дело весь свой талант, мастерство, ум, свою индивидуальность. Марксистско-ленинское учение доказывает, что вся гамма человеческих чувств, вкусов, взглядов формируется под влиянием непосредственного участия человека в труде. Однако только в условиях социализма, где труд не отчужден от человека, имеет нравственную основу, возможно самовыражение, проявление всесторонне развитых способностей, наслаждение трудом, красотой его результатов.

Сегодня одной привычки трудиться недостаточно. В. А. Сухом ли н- ский был убежден и своей многолетней педагогической деятельностью По воспитанию у учащихся любви к труду доказал, что чем больше осознает воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуж- даётся в контроле и тем ярче для него выступает, его собственная совесть. Обучение учащихся навыкам красивого, творческого труда необходимо сочетать с методами коммунистической сознательности, укрепления жизненных целей, в основе которых — служение социалистической Родине.

Важным условием, способствующим формированию во внеурочное время у учащихся эстетического отношения к труду, является воспитание у будущих специалистов любовного отношения к своей профессии. 11л отношении к будущей практической деятельности в значительной мерс сказывается уровень и характер подготовки к приему нового пополнения техникумов, училищ — организация традиционных праздников: дня открытых дверей, торжественных встреч с первокурсниками, во время которых учащиеся старших курсов рассказывают о своей профессии, демонстрируют результаты своего творчества, ознакамливают с историей своего техникума, училища, рассказывают о лучших его воспитанниках.

Психологический настрой р восприятии красоты профессии создает также ознакомление учащихся с передовыми методами труда непосредственно на производстве, строительных площадках, полях и фермах, учреждениях.

Формы и методы внеурочной воспитательной работы дают возможность расширить полученные в процессе обучения познания будущих специалистов в области технической эстетики — науки о творческом преобразовании мира по законам красоты, об осуществлении эстетических принципов в производстве. Беседы, просмотр короткометражных кинофильмов, конференции по проблемам технической эстетики способствуют осознанию учащимися зависимости между эстетикой производственного окружения (чистота, рациональное планирование рабочего места, освещение, озеленение, окраска помещения, формы орудий труда) и производительностью труда, взаимосвязи красоты и целесообразности предметов, продуктов материального производства, которые приносят эстетическое наслаждение их создателю и их потребителю.

Заинтересованность учащихся усиливается, когда в процессе таких бесед, конференций используются материалы самостоятельных письменных работ воспитанников техникума, их практический опыт, накопленный в процессе производственного обучения.

Велика роль положительного примера в воспитании эстетического отношения к труду. Во многих техникумах, в частности в Днепропетровском металлургическом, сформулировано педагогическое правило: «Красоте труда — учиться у людей труда». Средствами его реализации являются экскурсии на рабочие места передовых тружеников промышленных предприятий. Учащиеся встречаются с новаторами производства, членами бригад коммунистического труда. Ценность таких экскурсий в том, что будущие специалисты имеют возможность наблюдать за трудовой деятельностью передовиков, наглядно увидеть, что красота и радость труда зависят от степени профессионального мастерства. Преподаватели обращают внимание учащихся на трудовые навыки членов бригад отличного качества, которые доведены до такого совершенства, что внешне не ощущается никаких физических усилий, они скрыты за красотой и ловкостью движений, грацией ударников производства. Педагогически ценны отзывы передовиков производства о своем отношении к профессии, так как сосредоточивают внимание не только иа вопросах красоты внешней производственной среды, но и на красоте человека труда.

Воспитательное значение имеют музеи трудовой славы. В экспозиции таких музеев значительное место может занимать освещение опыта передовиков производства — воспитанников техникума, отдельных учащихся. Здесь организовываются вечера под девизом «Величественное в труде», праздничные вечера, посвященные всесоюзному дню по профессии (День железнодорожника, металлурга, шахтера, сельского тру-женика, учителя и др.). План работы музея предусматривает также тематические кинолектории, обсуждение художественных произведений литературы, живописи, кинофильмов о передовых людях нашей страны, проведение конкурсов по профессии, встречи с ветеранами труда.

Потребность вдохновенно трудиться взаимосвязана с формированием умений и навыков учащихся непосредственным трудом вносить красоту в окружающую жизнь. Педагогические коллективы техникумов стремятся к тому, чтобы учащиеся систематически участвовали в по-сильной и разнообразной деятельности. В техникумах все шире используется принцип самообслуживания. Учащиеся сами убирают учебные классы, лаборатории и кабинеты, следят за чистотой и сохранностью имущества, выполняют некоторые хозяйственные работы, дежурят в столовой, общежитиях, помещении техникума. Силами учащихся оформляются интерьеры учебных корпусов, ремонтируются наглядные пособия, учебные машины, стенды. Большим авторитетом в техникумах и училищах пользуются группы культуры, дежурства, красоты, умелых рук, созданные при бытовом секторе ученических самоуправлений, которые работают в тесном контакте с кабинетом эстетики и художественным советом техникума. Все это приучает будущих специалистов к аккуратности, порядку, чистоте, способствует формированию эстетического вкуса, закаляет физически и нравственно.

289

Ю 6-78

Глубокое удовлетворение от непосредственного участия в труде за-висит от того, насколько ярко раскрыты перед учащимися перспективы

выполняемого труда, сочетаются ли гармонически индивидуальные и общественные интересы в труде, какова доля умственного труда. Богатая идейная основа, факт участия в общественно значимом коллективном труде всегда вызывают ощущение духовной насыщенности, душевный подъем, творческое отношение к труду.

Таким образом, воспитывая высокую сознательность и требователь-ность к результатам собственного труда, вооружая учащихся знаниями и умениями практического участия в создании красоты, коллективы учебных заведений обогащают арсенал средств и форм эстетического воспитания будущих специалистов.

Воспитание любви к природе. Одним из великих учителей, наставников называл К. Д. Ушинский природу. «А воля, а простор, природа, ...а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень,— писал он,—разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»

Природа развивает у учащихся не только познавательные возможности. Так же, как и произведения музыки или живописи, она оказывает определенное воздействие на этическую сторону души.

Как эстетическая ценность источник наслаждения, этого специфического переживания, возникающего в процессе восприятия прекрасного, творческой деятельности, природа выступает толбко для человека духовно развитого, человека высокой культуры. Этим объясняется, что один, например, воспринимает лес потребительски — как грибное место, строительный материал, тогда как другие посвящают природе вдохновенные поэтические строки, музыкальные произведения, находят огромную радость в познании ее явлений и закономерностей, заботятся о зеленом Друге.

В настоящее время внимание педагогических коллективов к нравственной и интеллектуальной стороне эстетических переживаний учащихся приобретает особое значение. В нашей стране развернулось широкое движение за бережливое отношение к природной среде, повышение эффективности природных ресурсов, за ленинское отношение к природе.

В отборе форм и методов восприятия красоты природы, потребности общения с природой необходимо учитывать, какое место занимает она Е эстетическом опыте учащихся. Известно, что не для всех учащихся природа выступает как духовная потребность. Восприимчивость к явлениям природы, ее краскам и мелодиям, эмоциональную отзывчивость юношей и девушек можно формировать опосредствованно, используя различные виды искусства. Коллективные беседы: «Природа родного края в изобразительном искусстве», «Роль пейзажа в художественной литературе», «Природа в музыкальных произведениях», «Прекрасное и величественное в природе», «Природа и фантазия», «Человек и природа», «Всемирноизвестные парки нашей Родины» с использованием цветных

диапозитивов, художественных репродукций, магнитофонных записей музыкальных произведений, чтецов, просмотр кинофильма «Удивительное рядом» и другое способствуют развитию образного мышления, вкуса учащихся. В процессе проведения бесед необходимо иметь в виду, что используемый набор вспомогательных средств должен быть соразмерным и отвечать их конкретной направленности, способствовать максимальному воздействию на сознание и чувства учащихся. Здесь важное значение имеет активное участие самих учащихся в этой работе.

Составным элементом общей системы внеклассной работы по эстетическому воспитанию являются тематические вечера, посвященные поэ-' там-лирикам, композиторам, писателям, основная тема которых — изображение красоты природы, встречи с любителями и тонкими ее знатоками. В числе других массовых форм, способствующих формированию эстетических взглядов, оценок следует назвать обзорные лекции, посвященные проблемам охраны природы, конференции по рациональному использованию природных ресурсов, применительно к будущей профессии учащихся.

Чтобы научить учащихся виде.ть прекрасное в природе, красоту форм, красок, звуков, выработать потребность духовного, непосредственного общения с природой, нужно прежде всего организовать их восприятие.

Радуют воспитанников техникумов, создают эмоциональный настрой туристические походы по родному краю, по местам боевой славы. Их воспитательное воздействие определяется характером и содержанием подготовки к эстетическому восприятию увиденного. Имеется в виду заблаговременное ознакомление учащихся с характером природы, ландшафта разрабатываемого маршрута, объектом экскурсии, историей края, разработка конкретных заданий для самодеятельных художников и поэтов, фотографов, членов научного кружка и любителей коллекций, гербариев. В процессе экскурсии, похода немаловажное значение имеет комментарий руководителя, акцентирование внимания учащихся на тех или иных подмеченных явлениях, красоте растительного и животного мира, беседа с участниками похода о их впечатлениях. Необходимость рассказывать о своих впечатлениях, выполнить задание способствует развитию наблюдательности, вкусов; умение дать и обосновать свою оценку наблюдаемым явлениям формирует чувство наслаждения красотой природы, глубокое уважение к людям, которые берегут ее богатства.

10»

291

Важным этапом в развитии эстетического вкуса, чувств, внутренней потребности в общении с природой является участие юношей и девушек в фотовыставках уголков живой природы, выставках лирических пейзажей самодеятельных художников, найденных во время походов экспонатов для краеведческих музеев, музеев боевой славы, конкурсы на лучший рассказ, любительский кинофильм. Общественное звучание приобретают такие формы эстетического воспитания средствами природы, как участие в районных п городских выставках по цветоводству, мелкому животноводству, разработке проектов и практическая

деятельность учащихся — озеленение улиц и площадей, территории своего учебного заведения, предприятий, создание уголков живой природы, оранжерей, розариев.

Бережливое отношение учащихся к природе связано с широким участием в обществах по охране природы, дружинах, зеленых патрулях и зеленых постах.

Разнообразные формы эстетического воспитания средствами природы стимулируют учащихся к открытию красоты в окружающей природе. И пусть, на первый взгляд, это будут небольшие открытия. Но от них берет начало формирование у учащихся чувства прекрасного, любви к своей великой Родине, которое неразрывно связано со стремлением украсить нашу землю своим трудом.

Эстетическое воспитание средствами искусства. Рассматривая искусство как основное средство эстетического воспитания, следует подчеркнуть его важнейшее назначение: побуждать у молодежи стремление к красоте душевной. Воспитательная сила искусства заключается в значительной мере в том, что оно, по словам Д. Кабалевского, способно вызывать в людях, в частности у молодежи, непреодолимое .желание подражать полюбившимся им героям. В этом заключается сила хорошего спектакля, книги, фильма, хорошей картины, музыки.

Искусство играет огромнейшую роль в формировании мировоззрения личности, ее нравственных качеств, гражданских чувств, ее идеалов. Но не следует забывать, что идеологи капитализма, используя произведения искусства как мощное средство идеологического оружия, популяризируют произведения, уводящие человека от глубоких социальных проблем, проповедуют жестокость, безнравственность, мещанское счастье. Поэтому, формируя идейно-эстетические взгляды, убеждения, высокие художественные вкусы учащихся, педагогические коллективы тем самым вооружают молодежь умением противопоставить прекрасное в искусстве уродливому, дать ему правильную оценку, то есть содействуют социальному вызреванию, высокой идейности и гражданственности будущих специалистов. Художественное образование, таким образом, выступает как необходимый компонент знаний специалистов в любой отрасли народного хозяйства.

Эстетическое воспитание достигается различными средствами, в то время как художественное образование достигается лишь средствами искусства — этой своеобразной формой отражения действительности. Без знания законов художественного отображения явлений действительности, языка искусства трудно разобраться в достоинствах живописного полотна, скульптуры, графического рисунка, музыкального прризве- дения. Учащегося не взволнуют идеи, глубочайшие мысли, отражающие огромный социальный опыт, талант, те раздумья, с которыми художник обращается к своей аудитории. «Если ты хочешь наслаждаться искусством,— отмечал К. Маркс,— то ты должен быть художественно образованным человеком»Говоря об итальянской певице Персиани, Маркс и Энгельс писали: «Персиани — несравненная певица именно потому, что она — певица и что ее сравнивают с другими певицами, и это делают люди, которые в своей сравнительной оценке, опирающейся на нормальную организацию их ушей и на музыкальное образование, способны познать ее несравнимость»

В наиболее концентрированном виде художественное образование и воспитание учащиеся техникумов получают в процессе изучения факультативного курса «Основы марксистско-ленинской эстетики и этики», программа которого предусматривает ознакомление с основными видами искусства и литературы.

Специфика искусства как образной формы познания жиэни обусловливает специфичность методов эстетического воспитания и обучения как в процессе изучения факультатива, так н во внеурочной воспитательной работе. Наряду с методами эстетического просвещения {беседы об искусстве; лекции на эстетические темы; ознакомление с материалами Периодической печати о художественной культуре нашего народа, народов стран мира, литературой по проблемам искусства социа-листического реализма; диспуты на эстетические темы) значительный удельный вес приобретают методы, стимулирующие развитие эстетического восприятия, образного мышления, формирование эстетических чувств. К ним относятся тематические экскурсии в художественные музеи; встречи с деятелями искусства, самодеятельными композиторами, писателями, художниками, народными умельцами; обсуждение литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных постановок.

Методы и формы эстетического воспитания направлены не только на овладение художественными знаниями, но и на побуждение учащихся к самостоятельному осмысливанию произведений литературы и искусства, развитию их интересов и творческих способностей. Большое значение имеют методы вооружения учащихся навыками художественно- практической деятельности в процессе занятий в студиях, кружках художественного цикла — литературном, драматическом, изобразительного искусства, прикладного искусства и художественного конструирования и др. Показ, анализ, обоснование художественного замысла, демонстрация художественного произведения того или иного вида искусства помогают художественному осмыслению действительности, формируют у учащихся идеино-нравственные и эстетические взгляды, развивают художественный вкус. Важнейшим педагогическим требованием при этом является подбор глубоко идейных, высокохудожественных произведений искусства, которые олицетворяли бы духовное лицо современника, передового труженика нашей страны, черты идеала коммунистического общества.

Руководство художественным образованием и воспитанием должно быть направлено на формирование у учащихся умения использовать выработанные навыки, художественные критерии в повседневной жизни для эстетизации жизни всего коллектива учебного заведения, организацию такой деятельности, когда эстетический опыт одного учащегося используется для развития чувства прекрасного всех учащихся. Если участники литературного кружка, кружка изобразительного искусства, художественной фотографии, например, готовят номера стенных газет техникума, помогают выпускать газеты на курсах, организовывают художественные выставки, тематические вечера, посвященные искусству, участвуют в создании сценариев, оформлении праздников, учебной наглядности, интерьеров учебных корпусов и общежитий, то участники хорового, танцевального, драматического кружков, духового, эстрадного оркестров — непременные участники агитколлективов, организаторы художественной самодеятельности на курсах.

Именно в разнообразной коллективной деятельности формируется художественный, вкус не только у участников, но и всего коллектива, укрепляется стремление сделать все вокруг себя красивым.

Одной из наиболее массовых форм приобщения учащихся к искусству является художественная самодеятельность. Педагогическая суть художественной самодеятельности связана с возрастными особенностями учащихся техникумов, их стремлением ко всему яркому, эмоциональному, желанием выразить себя и проявить свою активность в конкретной деятельности, с проведением социально значимого свободного времени будущих специалистов. Огромное воспитательное воздействий художественной самодеятельности — в коллективности переживаний, формировании чувства красоты коллективного труда.

У участников художественной самодеятельности интенсивно разви-ваются слух, голос, умение владеть своими движениями, осанка, память, воображение, интуиция. Все это для развития общих и специальных творческих способностей имеет огромное значение. Развитое художественное мышление, как известно, становится органической частью научно-технического мышления, технического творчества.

Требовательность педагогических коллективов к регулярности занятий в художественной самодеятельности, студиях, кружках художественного цикла, к исполнительским данным повышает дисциплину и тру-долюбие.

Воспитательное значение имеет демонстрация достижений учащихся: смотры художественной самодеятельности, олимпиады, выставки художественно-творческой деятельности юношей и девушек. Их организация способствует формированию общественного мнения, созданию ситуаций, побуждающих учащихся к самооценке уровня своего эстетического развития, формированию критериев наиболее выразительной передачи прекрасного. Этот процесс усиливается тем, что после каждого смотра перед учащимися выступают члены жюри, члены художественных советов с анализом результатов художественно-практической деятельности учащихся.

Выступления художественной самодеятельности перед первокурсниками, ознакомление их с разнообразными видами творчества коллекти-ва позволяет создавать атмосферу преемственности в работе учебного заведения по эстетическому воспитанию. В этих условиях принцип добровольности не исключает, а укрепляет желание всех учащихся создавать эстетические ценности. Эстетическое воспитание средствами искусства, его эффективность проявляется в отношении учащихся друг к другу, к окружающим людям, во внешнем облике. Однако на практике часто случается, что учащиеся знакомы с законами искусства, могут дать правильную оценку кинофильму, красиво выразить мысль, но в быту неряшливы, окружают себя аляповатыми вещами и безделушками, неуважительно относятся к товарищам. Порой отсутствует та душевная тонкость, которая необходима в обращении, создании настроения людей. С целью преодоления подоб-ных недостатков во многих техникумах читается факультатив «Искусство быта». Темы курса дают наглядное представление о нормах и требованиях эстетики повседневной жизни.

Раскрывая нравственную основу красивого поведения в быту, преподаватели курса уделяют внимание критике уродливого, извращенного вкуса.

Система внеурочной работы по эстетическому воспитанию включает проведение конкурсов на самое красивое оформление общежития, красивый интерьер, выставок «Искусство малых форм»^ «Красота быта», «Новые товары» и др. Учащиеся по радио, в специальных бюллетенях, на классном часе получают перечень радио- и телепередач на темы искусства, эстетического воспитания, которые они смогут посмотреть после учебных занятий в течение недели.

В осмыслении собственного эстетического опыта большое значение имеют диспуты о внешнем облике современного молодого человека, художественном вкусе как способности к эстетической оценке, о красоте и целесообразности вещей в быту. Популярны среди молодежи диспуты: «Красота и мы», «О твоем вкусе», «Все ли модное красиво», «Твое свободное время», «Цель твоей жизни», «Для чего нужно искусство». Педагогическое воздействие диспутов зависит от подготовки и методики их проведения. Многие педагогические коллективы учебных заведений проводят предварительный письменный опрос учащихся в пределах группы, курса по теме диспута. Анализ ответов дает возможность педагогам заранее выявить различные точки зрення по дискутируемым вопросам, подобрать соответствующий наглядный материал, чтобы подвести учащихся к верным выводам, целенаправленно руководить ходом диспута.

Использование педагогически целесообразных форм вырабатывает взгляды учащихся на красивое в быту, прививает необходимые навыки. Вместе с воспитанием Благородных эстетических чувств все это ложится в основу поведения и облика учащегося.

<< | >>
Источник: А.П.Кондратюка. ПЕДАГОГИКА. 1976

Еще по теме § 2. Пути и средства эстетического воспитания:

  1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?
  2. 3.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  
  3.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  4. Стиль В ИСКУССТВЕ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
  5. РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
  6. 8.6. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора
  7. 4.4. Эстетическое сознание. Искусство
  8. 5.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
  9. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  10. § 2. Пути и средства трудового воспитания в школе
  11. § 2* Составные части коммунистического воспитания
  12. § 1. Сущность процесса воспитания
  13. § 2. Принципы коммунистического воспитания
  14. § 4- Воспитание коммунистического отношения к людям
  15. § 2. Пути и средства эстетического воспитания
  16. § 3. Этапы развития и условия воспитания коллектива учащихся
  17. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ