<<
>>

. § 1. Сущность процесса воспитания

Воспитание — одна из самых древних функций человеческого общества, важнейшее явление общественной жизни. Каждый человек воспитывается на протяжении всей своей жизни, начиная с младенческого возраста и будучи уже взрослым.

В это время он, воспитывая других, в какой-то мере воспитывается и сам, так как личное совершенствование дает возможность лучше выполнять функции воспитателя. В истории развития человечества, в отличие от воспитания, другие категории общественной жизни имеют преходящий характер. Так, например, частная собственность, классы не существовали в дородовом обществе, они исчезнут и при коммунизме, а воспитанием люди занимались и будут заниматься всегда. В современной педагогической литературе, как об этом уже было сказано, понятие «воспитание» рассматривается в широком и узком смысле слова.

Следует .отличать понятие «воспитание» от понятия «социальное формирование личности». «Воспитание,— как подчеркивает профессор Ф. Ф. Королев,— решающий, но не единственный фактор социального формирования человека»

Формирование человека происходит под воздействием экономических и общественных начал жизни, активного участия в ней самого человека, в то время как воспитание подразумевает целенаправленную деятельность, возглавляемую воспитательными учреждениями,

В узком смысле слова под воспитанием понимают формирование мировоззрения, воспитание нравственности, высоких эстетических вкусов и чувств, руководство физическим развитием человека, то есть формирование отношения человека к действительности, к предметам, явлениям, процессам объективного мира. '

Таким образом, если проблемами воспитания в широком смысле слова занимаются ряд смежных наук и отраслей знаний (педагогика, философия, общая социология, литература, искусство и др.), то воспитание в узком смысле слова — это проблема педагогической теории и практической деятельности специальных учреждений, семьи и общественности.

При этом вопросы обучения и образования как компоненты понятия «воспитание» в широком смысле выделены и рассматриваются в специальном разделе педагогической науки — дидактике.

1 Болдырев Н, И.

и др. Педагогика. М., «Просвещение», 1968, с. 24.

Воспитание и обучение — это две стороны единого процесса формирования личности, однако каждая из этих сторон имеет свою специфику, свое глубокое отличие, Если в основе обучения лежит познавательная деятельность человека, вооружение его системой научных знаний, умений и навыков, то в основе процесса воспитания лежит формирование жизненных отношений человека, в том числе обучение его определенным способам поведения, выработка устойчивых навыков и привычек. Причем сила постоянно складывающихся отношений в воспитательном процессе, как справедливо подчеркивает Б. Лихачев, заключается в том, что они действуют на ум, чувства и волю человека 1.

Специфика процессов воспитания и обучения заключается также в том, что каждый из них имеет свои задачи, а отсюда — формы и методы их осуществления. Если обучение в основном организуется в аудиториях, лабораториях, кабинетах, мастерских, на полях и в клиниках, то воспитание осуществляется не только в стенах техникума, а и под воздействием самых разнообразных сил к средств, с которыми сталкивается учащийся в своей жизни и деятельности.

В процессе воспитания происходит не только передача жизненного опыта, но и его усвоение воспитанниками. Таким образом, мы видим здесь взаимосвязанный, двусторонний процесс воспитывающей деятельности взрослых и не менее активной деятельности воспитанников с целью познания и усвоения этого опыта применительно к новым условиям общественной жизни. Безусловно, характер этого процесса, его интенсивность, условия протекания будут неодинаковыми на разных ступенях индивидуальной жизни.

Начальный этап воспитания (детский возраст) характерен тем, что новые поколения усваивают опыт уже известный, то есть опыт предшествующих поколений. Но если бы воспитание ограничивалось только передачей готового общественного опыта, то прогресс человеческого общества прекратился бы.

Усваивая дпыт, молодое поколение изменяет его, создает новые образцы, отвечающие требованиям развивающегося общества, его эконо-мики, политики, культуры, то есть всей материальной и духовной жизни.

Отсюда можно сделать вывод, что каждое новое поколение людей учится на опыте, накопленном предыдущими поколениями, и рдновре- менно на созданном собственном опыте.

В этом и заключается диалектическая беспрерывность смены опыта поколений.

Сущность этого процесса была отмечена в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду партии, где подчеркивалось, что молодежь должна воспитываться так, „чтобы она постоянно чувствовала связь времен наших революций, училась воспринимать жизнь во всей ее глубине и сложности, сознавать свою роль и ответственность за построение коммунизма»

В руках господствующего класса воспитание является орудием, посредством которого он укрепляет свою политику, свои позиции.

1 См.: Лихачев Б. Т. Теория коммунистического воспитания. М,, «Педагогика», 1974, с. 350.

i Материалы XXIII съезда КПСС. М-, Политиздат, 1966, с. 80.

В этом смысле воспитание всегда имеет, исторически конкретный характер и во всяком классовом обществе является классовым. Однако только в социалистическом обществе, где цели и задачи общества и личности едины, воспитание носит подлинно демократический, всенародный характер. —

Особенно велика роль воспитания в период строительства коммунизма. Успехи строительства коммунизма находятся в прямой зависимости от уровня развития сознания людей. «Чем выше сознательность членов общества,— говорится в Программе КПСС,—тем полнее и шире развертывается их творческая активность в создании материально-технической базы коммунизма, в развитии коммунистических форм труда и новых отношений между людьми и, следовательно, тем быстрее и успешнее решаются задачи строительства коммунизма»

Одной из особенностей процесса воспитания является его ступенчатый характер, отражающий, с одной стороны, возрастание возможностей усвоения подрастающей личностью общественного опыта, с другой—определенную последовательность процесса формирования у воспитанников понятий, представлений, системы взглядов и убеждений, а на их основе — навыков, умений и привычек коммунистического поведения.

Под содержанием опыта, передаваемого молодому поколению, понимают определенную совокупность, систему знаний, выработанных человечеством, а также систему взглядов на природу, человеческое общество и мышление в их развитии (мировоззрение); определенные правила и нормы нравственности, разнообразные умения и навыки общественно трудовой деятельности и т.

д.

Все это многообразие общественного опыта не может быть одновременно и в короткое время усвоено подрастающей личностью.

Ребенок дошкольного возраста, например, не в состоянии понять, а тем более усвоить сложные формы взаимосвязей и взаимозависимостей в природе и обществе. Ему не под силу научные знания, построенные на раскрытии закономерностей тех или иных процессов и явлений.

На этой низшей ступени познания общественного опыта ребенок усваивает простейшие правила поведения, элементарные понятия о том, что можно и чего нельзя делать и т. п. В процессе развития органов " ощущения и одновременно речи он усваивает названия и качества некоторых предметов, вещей, явлений, с которыми постоянно сталкивается в игре, во время приема пищи, на прогулках, и т. д. У него пробуждаются моральные и эстетические чувства.

Позднее, в школьном возрасте, уже на основе первоначальных понятий и представлений, выработанных некоторых элементарных навыков и умений у подростка формируются более сложные, разносторонние представления об окружающей среде, о мире и законах его развития, воспитывается определенная система взглядов и убеждений, вырабаты-ваются многие интеллектуальные, а также практические умения н на-выки.

1 Программа Ко й му нистической партии Советского Союза, с, 116.

г В юношеском возрасте под влиянием таких мощных факторов вос-питания и развития, как общество, разнообразная учебная, трудовая и общественная деятельность, жизнь в коллективе и воздействие воспитателей, складывается система коммунистических взглядов и убеждений, формируется их характер, вырабатываются устойчивые привычки поведения, всесторонне развивается сфера чувств.

В детском и юношеском возрасте, а также в период ранней взрослости процесс воспитания происходит значительно интенсивнее и в более сложных для самой личности условиях, чем в более поздние периоды жизни, так как в этом относительно раннем периоде сказывается в большей мере несоответствие между желаниями, безудержными стремлениями и энергией, с одной стороны, н ограниченным жизненным опытом, знаниями, возможностями — с другой.

Это несоответствие проявляется в бесчисленных трудностях, иногда переходящих в конфликты, которые переживают молодые люди на пути своего социального созревания. Вот почему процесс воспитания неразрывно связан с управлением, которое осуществляется отдельной личностью (воспитателем, наставником), и коллективами, организациями, членом которых является воспитанник.

Ступени процесса формирования и развития коммунистического сознания и поведения у подрастающей личности как основных компонентов содержания воспитания можно условно сравнить с моделью коиусо- подобной спирали, витки которой расширяются вверх (виток соответ-ствует возрастному периоду). Количество витков спирали соответствует количеству возрастных периодов человека, каждый из которых имеет свои характерные признаки, касающиеся физического, психического и общественного развития личности.

Именно в виде спирали, а не замкнутых колец можно себе четко представить схему диалектической взаимосвязи процессов развития и воспитания личности: последовательное формирование у учащихся новых качеств, постепенное более глубокое познание мира, расширение опыта использования ті а копленных в предыдущих периодах жизни знаний. Каждый возрастной период, являющийся одновременно этапом формирования личности, готовит основы для другого, нового, высшего этапа. Воспитательный процесс представляет собой сложное единство социальных, психологических и педагогических проблем, которые решают средние специальные учебные заведения, призванные готовить не только современных специалистов средней квалификации, но и воспитывать их как граждан социалистической страны.

Система воспитательной работы должна предусматривать не только выполнение общих задач, но и реализацию принципов коммунистического воспитания с целью создания оптимальных условий для развития творческих способностей, положительных интересов и дарований личности, учета в процессе воспитания индивидуальной специфики протекания основных психических процессов.

На этом пути воспитатели встречаются с известными трудностями, которые состоят в том, что на формирование сознания и поведения уча- ' щегося оказывают влияние факторы, несоответствующие положитель

но

ной программе воспитания.

Поэтому система средств, методов и форм воспитательной работы должна предусматривать возможность корректирующего влияния на личность с целью усиления положительных потенций воспитанника, развития полезных черт и качеств, преодолева- ния путем перевоспитания отрицательных, вредных взглядов, навыков и привычек.

Процесс формирования человеческой личности включает в себя и самовоспитание, сущность которого заключается в сознательной, планомерной работе над собой, когда эта деятельность направлена па усовершенствование себя. Однако самовоспитание следует рассматривать не изолированно, а в тесной связи с воспитанием. Практические усилия личности, направленные на развитие или совершенствование своих качеств, черт характера, исправление недостатков, есть результат общения, взаимодействия личностей в процессе межчеловеческих отношений. Таким образом, самовоспитание — продукт воспитания, оно вторично, производно от воспитания. Самовоспитание возникает в результате совпадения благоприятных внешних (объективных) усилий и определенных внутренних предпосылок, то есть наличия у учащихся таких жизненных установок, которые будят и развивают их самосознание в направлении самосовершенствования. Предпосылкой возникновения самовоспитания является прежде всего хорошо поставленное воспитание, постоянное выдвижение перед воспитанниками таких задач, которые требуют поиска новых, неизвестных им ранее способов решения. Большую роль в подготовке к самовоспитанию играет выработка в коллективах учащихся достаточно высоких моральных критериев и оценок деятельности каждого своего члена, что способствует развитию у учащихся установки на самооценку личностных качеств и своего поведения. Программа самовоспитания должна быть адекватной задачам общест-венного воспитания учащихся.

Воспитание подрастающего поколения проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов,

К объективным факторам относят среду с ее производительными си-лами и производственными отношениями, а также природные свойства человека: темперамент, задатки и структуру органических потребностей, являющуюся природной основой интересов и мотивации поведения.

Под субъективными факторами понимают систему воспитательной работы в государстве, воспитание в учебных заведениях и семейное воспитание. В условиях социалистического общества за субъективным фактором признается главенствующая роль в воспитании детей и юношества.

Система учебно-воспитательной работы учебных заведений, деятельности юношеских коммунистических организаций, воспитательная роль семьи, наконец, вся идеологическая работа партии, направленная на идейное коммунистическое воспитание, безусловно, имеют решающее значение в процессе формирования личности, воспитания человека — активного строителя нового общества.

<< | >>
Источник: А.П.Кондратюка. ПЕДАГОГИКА. 1976

Еще по теме . § 1. Сущность процесса воспитания:

  1. 2.2. Теория и практика формирования конфликтологической культуры специалиста в процессе профессиональной подготовки
  2. 4.2. Содержательно-процессуальный компонент процесса формирования конфликтологической культуры специалиста
  3. 1.3. Процессы адаптации в свете личностно- ориентированного подхода к образованию
  4. 2.2. ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ  
  5.   2.6.10. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества  
  6. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  7. § 3. Составные части коммунистического воспитанияи основные его задачи
  8. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
  9. § 2. Методы воспитания коммунистической морали
  10. Пути и средства воспитания советского патриотизм
  11. § 1. Сущность и значение эстетического воспитания
  12. § 1. Сущность процесса воспитания
  13. § 2. Принципы коммунистического воспитания
  14. § 5. Методы корректировки и стимулирования деятельности учащихся в процессе воспитания
  15. § 2, Атеистическое воспитание
  16. § 2. Воспитание социалистического патриотизмаи интернационализма
  17. § 4- Воспитание коммунистического отношения к людям
  18. § 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
  19. § 1, Коллектив как средство коммунистического воспитаниячеловека