<<
>>

§ 2. Принципы коммунистического воспитания

Развивая учение о социализме и коммунизме, основоположники марксизма-ленинизма выдвинули ряд важнейших принципов, на которых должно строиться воспитание людей в новом обществе.

Такими принципами являются: коммунистическая идейная направленность п партийная принципиальность в организации, содержании и методах воспитательной работы; органическая связь воспитания с жизнью общества, практикой строительства социализма и коммунизма; воспитание у всех граждан трудолюбия и ответственного отношения к труду па пользу общества, подчинения личных интересов — общественным; воспитание людей с глубокой коллективистской идеологией и моралью.

Эти принципы в общей форме были изложены в программных документах Коммунистической партии, решениях ее съездов, в первых декретах Советского правительства, где были провозглашены новые правила и нормы общественных отношений между людьми, которые должны строиться на принципах равноправия, коллективизма, добровольного братского сотрудничества и солидарности трудящихся всех стран.

Руководствуясь теоретическими положениями марксистско-ленинской науки, советская педагогика разработала и обосновала такую систему принципов воспитания, в которой отражены не только общая цель и задачи воспитания нового человека—строителя коммунистического общества, но и закономерности процесса воспитания, специфика воспитательной работы как своеобразной области педагогической деятельности. На их основе строится вся воспитательная работа в стране; в семье, учебных заведениях, трудовых коллективах, в государственных и общественных организациях.

Таким образом, под принципами коммунистического воспитания понимают основные, взаимосвязанные положения, в которых отражена сущность воспитания, его цели и задачи, отвечающие политике Комму-нистической партии и Советского государства, а также организация, формы и методы воспитательной деятельности.

В принципах воспитания отражены специфика процесса формирования личности, общие закономерности этого процесса, а также особенности задач воспитания в условиях социалистического общества.

Отсюда вытекает вывод, что принципы воспитания как категориальные понятия педагогики отражают общие, основополагающие требования, на которых базируется вся структура целенаправленного процесса фор-мирования личности. •

Советская педагогическая наука разработала следующие принципы воспитания:

коммунистическая идейность и целеустремленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства;-

воспитание в коллективе;

сочетание уважения к личности воспитанника с высокой требовательностью к нему;

систематичность н последовательность воспитания;

і

целостность воспитательного процесса и единство педагогического влияния;

сочетание педагогического руководства с развитием самостоя-тельности и инициативы воспитанников;

учет возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся в процессе воспитания.

Рассмотрим содержание каждого из принципов.

Коммунистическая идейность и целеустремленность воспитания.

Сущность этого принципа заключается в том, что вся воспитательная работа, проводимая в нашем государстве, должна быть подчинена целям и задачам коммунистического строительства, соответствовать ком-мунистическому общественному и моральному идеалу.

Коммунистическая идейная целеустремленность воспитания обязывает всех преподавателей и воспитателей не только, ясно представлять себе эту цель, понимать задачи воспитания, но и активно проводить их в жизнь. Для этого нужно прежде всего иметь отчетливое представление о том, кого воспитать, какими качествами должна обладать воспич ты в а ем а я личность.

Разумеется, ведущее место в этой качественной характеристике будет занимать коммунистическая идейность, беззаветная преданность коммунистическим идеалам, служение делу коммунистического преобразования общества, активный труд на благо советского народа. Отсюда каждый воспитательный акт должен иметь определенный смысл и, вместе с тем, быть подчинен общей цели, соответствовать задачам коммунистического воспитания.

Коммунистической целеустремленности подчинено содержание обучения и воспитания во всех типах учебных заведений страны.

Призыв В. И. Ленина к советской молодежи — «учиться коммунизму» — воплотил в себе целевую установку, которая понимается как задача овладения знаниями, нужными для преобразования мира, знаниями, развивающими коммунистическое сознание молодежи. Быть всесторонне подго-' товлеиным для активного участия в коммунистическом строительстве— это означает: овладеть знаниями основ наук и марксистской теорией, соединить эти знания с практикой, «...как того действительно коммунизм требует»

Коммунистической идейности и целеустремленности подчинено содержание всех без исключения учебных предметов, изучающихся в техникумах. В них излагаются не только основы наук, но и передовой опыт социалистического производства, его цели, пути и задачи дальнейшего развития, раскрываются объективные законы развития природы и человеческого общества и др.

Такое построение программы и учебников дает возможность в процессе обучения не только обеспечить достаточный уровень знаний, уме-ний и навыков, но и сформировать у молодежи коммунистическое мировоззрение.

1 Ленин Б. И, Полное собрание сочинений, т. 41, с. 302.

Коммунистической целеустремленностью должна быть проникнута внеурочная работа с учащимися: формы ее организации, методы осуществления воспитательных задач.

Успех воспитательной деятельности каждого педагога будет зави-сеть от того, насколько он сумеет придать е? целеустремленный характер, вызвать у учащихся интерес к поставленной цели. Например, применение метода социалистического соревнования в процессе выполнения трудовых заданий принесет пользу делу воспитания коммунистических нравственных отношений между учащимися лишь при условии, когда педагогу удастся сформировать у них общественные мотивы труда, зажечь их сердца на труд во имя интересов всего коллектива техникума, во имя задач, поставленных перед страной Коммунистической партией.

Результаты всей воспитательной работы, ее действенность прове-ряются и оцениваются прежде всего ее коммунистической целенаправленностью, Этот принцип также является краеугольным камнем в оценке уровня воспитанности каждого советского молодого человека.

Связь воспитания с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства.

Данный принцип как бы расширяет сферу действия принципа коммунистической целеустремленности. Он указывает на то, что вся воспитательная работа должна вестись в условиях тесной, по-стоянной связи учебного заведения с окружающей жизнью.

Советские учебные заведения с первых дней своего существования строились по указаниям В. И. Ленина, на основе связи с трудом, с общей борьбой народа за новую жизнь 1.

Ленин предупреждал о возможности пагубных последствий отрыва обучения от жизни. «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию. если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни»5. Связь воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства превращает его в действенное средство подготовки новых людей, активных участников преобразования жизни на коммунистических началах, делает его средством усвоения учащимися жизненного, трудового опыта советского народа, опыта нравственного поведения.

Данный принцип предполагает трудовое начало коммунистического воспитания. Советское общество — это общество трудящихся, в котором провозглашен как всеобщий принцип социалистического общежития — посильное участие в общем труде на благо всего народа. «Труд на благо общества — священная обязанность каждого человека»3. Вот почему в условиях социалистического строя воспитание у учащихся психологической и практической готовности к труду, любви и коммунистического отношения к трудовой деятельности является одной из основных задач подготовки подрастающего поколения к жизни. Без сознательного труда и общественной деятельности не может быть и коммунистического воспитания.

См.: Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 41, с. 308. ¦

1 вы ж е, с. 313,

Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 118. г

Эти важные и сложные задачи можно успешно выполнять при условии, когда система учебно-трудовой и практической подготовки учащихся по избранной специальности и профессии будет включать в себя такой обязательный элемент, как привлечение всех без исключения учащихся к различным формам внеурочной поисково-познавательной, опытнической, конструкторской, общественно трудовой, агитационно- пропагандистской, культурно-просветительной деятельности.

В результате этого у учащихся будут вырабатываться и развиваться общественно полезные умения и навыки, формироваться положительные черты характера трудового человека, гражданина, советского специалиста.

Воспитание в коллективе* Коллективизм — это черта социалистической идеологии, которая выражает определенное отношение людей, общность коренных интересов рабочих, крестьян (колхозников) и интеллигенции социалистического государства. Это один из важнейших принципов коммунистического воспитания и, наконец, коллективизм — есть черта нравственности человека социалистического общества.

Сущность настоящего принципа состоит в создании такой среды, такого окружения, таких условий для каждого воспитанника, в которых он будет жить не как обособленная личность, отдельный индивид, а как

член коллектива, измеряющий все свои поступки, свою деятельность

р-

интересами коллектива и коллективиста.

Человек-коллективист может быть воспитан только в коллективе. Коллектив выступает как мощное средство воспитания личности.

Выдвигая задачи воспитания коллективизма, Н. К- Крупская отмечала, что коллектив будет иметь силу влияния на своих членов только тогда, когда он будет достаточно организован и сплочен. Основой такого сплочения Н. К. Крупская считала общий, организованный труд, который вырабатывает у учащихся умение коллективно работать, воспитывает коллективистские чувства, организованность, взаимовыручку, формирует гуманные отношения между учащимися и т. д.

Развивая учений Н. К- Крупской о коллективе, А. С. Макаренко подчеркивал важную мысль о том, что советский человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала.

Он писал, что в отличие от буржуазной советская социалистическая система воспитания, ее организация имеют форму коллектива.

Советская педагогика не отрицает индивидуальной воспитательной работы, непосредственного влияния воспитателя на личность учащегося, наоборот, она всячески подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей и запросов воспитанника, развития его задатков, интересов, потребностей на пути воспитания всесторонне развитой личности.

Однако центром воспитательных задач является борьба за формиро* ванне у каждого учащегося черт коллективиста, человека, наделенного чувствами глубокой солидарности с коллективом, сознания своей принадлежности к коллективу, умения подчиняться его требованиям, воле коллектива, чувствовать «ответственность каждого перед коллективом

и ответственность коллектива за каждого работника...»1 Таким образом, коллектив является единственным условием и средством для осу* ществлепия этих важны^ задач нравственного воспитания личности, формирования моральных качеств, присущих человеку — строителю коммунистического общества.

Сочетание уважения к личности воспитанника с высокой требовательностью к нему. В настоящем принципе раскрывается диалектическая сущность взаимоотношений воспитателя и воспитанника в условиях социалистического общества.

В нем подчеркивается, что воспита-телю необходимо соблюдать разумную меру требовательности к воспитаннику при одновременном уважении к нему. Как можно больше требований к человеку, писал А, С. Макаренко, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В данном принципе отражены особенности социалистических общественных отношений, советской системы воспитания, построенной на основе социалистического гуманизма, уважения к личности воспитанника, опоре в процессе воспитания на его положительные черты и качества.

Уважение проявляется в предрасположении и благожелательности к воспитаннику, в доверии к нему, в сочувственном отношении и заботе, когда воспитанник нуждается в помощи.

Наряду с этим воспитатель должен быть принципиальным и требовательным во всем, что касается соблюдения воспитанником норм и правил коммунистического общежития, нравственного поведения и т. д. Разумная требовательность, без жестокости, не допускающая унижения человеческого достоинства, содействует воспитанию у учащихся чувства ответственности за свои действия, дисциплинированности, развитию волевых качеств, воспитанию привычек нравственного поведения.

Требовательность — существенное подспорье в повышении производительности и культуры труда человека. Одновременно она является одним из проявлений уважения к нему, заботы о том, чтобы вырос человек достойной сменой старшему поколению. Сочетание уважения и требовательности в процессе воспитания должно быть максимально целесообразным, осуществляться с необходимой настойчивостью и по-следовательностью. Внедрению этого принципа способствует коллективная жизнь воспитанников и воспитателей, критика недостатков и ошибок в действиях людей, членов коллектива, атмосфера уважения, солидарности и взаимообогащения, присущая здоровым социалистическим коллективам, то есть атмосфера, где только и могут в полной мере проявляться уважение и требовательность к личности в своем « лучшем сочетании.

Систематичность и последовательность воспитания. Осуществление сложных и длительных по времени задач коммунистического воспитания подрастающего поколения требует хорошо продуманной системы работы, которая далеко выходит за границы учебных занятий на уроках, включая в себя многогранную работу в кружках, обществах,

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 80.

секциях, клубах, а также индивидуальную работу с учащимися. В соответствии с данным принципом воспитательная работа должна быть построена по оп редел ел ной системе и проводиться не от случая к случаю, а систематически и последовательно, с учетом предшествующего опыта воспитанников, их знаний, выработанных умений и привычек поведения. Непрерывность воспитательного процесса, преемственность н постоянное расширение знаний, умений, навыков и привычек поведения являются важным условием коммунистического воспитания. Они предполагают постепенное повышение требовательности к воспитанникам, усложнение задач в соответствии с требованиями коммунистической нравственности, применение разнообразных форм, методов и мето- ' дических приемов в воспитании. Руководствуясь принципом систематич-ности и последовательности воспитательного процесса, техникумы разрабатывают перспективные планы воспитательной работы на весь период обучения. Применение принципа систематичности и последовательности восгштапия содействует успешному формированию определенной системы динамических стереотипов как психолого-физиологической основы поведения.

Целостность воспитательного процесса и единство педагогического влияния. Человек развивается как единое целое, С раннего детства у него одновременно развиваются интеллектуальная, чувственная, моральная, волевая сферы, он одновременно развивается физически и духовно. Такое развитие требует связи между обучением и воспитанием, слияния их в единый поток. Оно предполагает также органическую связь между умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием, одновременное воспитание различных моральных черт и качеств личности: любви к Родине, коллективизма, дисциплинированности и товарищеской солидарности, честности, правдивости, мужества и т. д. Это означает, что воспитательная работа должка вестись продуманно, быть педагогически целесообразной, систематической, строиться на принципе определенной последовательности.

Необходимым условием успешной реализации настоящего принципа будет соблюдение единства взглядов, требований и действии в воспитании со стороны педагогов (учебного заведения), советской семьи и общественности.

Такое единство достигается соблюдением принципов коммунистического воспитания, применением разработанных советской педагогикой методов и проверенных практикой форм воспитания, постановкой общих задач и перспектив посредством объединения учащихся в дружные, сплоченные коллективы, а преподавателей (воспитателей) — в коллектив, умеющий работать по единой программе и методике воспитания.

Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы воспитанников. Личный жизненный опыт учащихся в известной мере ограничен, он недостаточен для осуществления ими саморегуляции. Вместе с тем юношеский возраст отличается таким природным качеством, как высокая активность и стремлейие к самостоятельности. Это возраст большой энергии, энтузиазма, романтики, стремления к героическим свершениям. Поэтому не только дети, но

также юноши и девушки нуждаются в разумном педагогическом руко-водстве, которое заключается в том, чтобы, не подавляя их инициативы и самостоятельности, направлять энергию, силу, стремления учащихся в нужное русло. Мастерство педагога состоит в том, чтобы в глазах учащихся быть полезным для них старшим товарищем: помогать им наметить интересные, общественно значимые дела, увлечь коллектив радостной перспективой, воодушевить на выполнение даже будничной, черновой, но необходимой для всего коллектива работы, вовремя подсказать возможные ошибки, неправильные поступки, действия отдельных учащихся, привлекая к этому прежде всего ученические обществен-ные организации, поощрять положительную инициативу учащихся, проявление ими благородных поступков, мужества, самоотверженности, содействовать достижению высоких результатов в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.

Предоставление инициативы, поощрение самодеятельности учащихся и их организаций отнюдь не означает снижение роли педагогического руководства. Инициатива и самодеятельноеть учащихся не могут и це должны развиваться самотеком, они Возникают и развиваются в хорошо организованных коллективах, которые имеют перед собой ясную цель и борются за ее осуществление. Эти цели обычно ставят перед учащимися старшие товарищи, педагоги. *

Учет возрастных особенностей и индивидуальных различии учащихся в процессе воспитания, В своем развитии до совершеннолетия человек проходит несколько возрастных этапов, отличающихся известной качественной характеристикой. Эти качества касаются его физического развития, особенностей протекания основных психических процессов, характеристики поведения, в том числе степени проявления интереса к общественной жизни, и т. д. По мере продвижения воспитанника от одной возрастной ступени к другой должны изменяться содержание, формы воспитательной работы, методы воспитания. Если, например, в подростковом (отроческом) возрасте в силу большого несоответствия между чрезмерными желаниями подростка и объективно ограниченными воз-можностями их реализации воспитатели должны осуществлять еже-дневный, систематический контроль и руководство его деятельностью, следить за его поведеним, то в юношеском возрасте нужно предоставлять учащемуся как можно больше самостоятельности. В условиях средних специальных учебных заведений, куда принимаются наряду с учащимися 15—16 лет также взрослые люди старше 20 лет, учет возрастных особенностей еще более необходим. Такие разновозрастные коллективы требуют от воспитателя вести работу дифференцированно, опираясь на жизненный опыт старших товарищей в коллективе. Процесс становления личности учащихся характерен, по утверждению изве-стного психолога Б. Г. Ананьева, как этап образования и основная стадия специализации, как момент'«старта» в деятельности, в освоении специальных функций и ролей. Однако учет возрастных особенностей, с одной стороны, следует понимать не как пассивное приспособление к этим особенностям, а как активное их использование для воспитательного воздействия на данную личность и коллектив в целом, с дру- гой — воздействие с целью дальнейшего всестороннего развития способностей, склонностей, интересов личности.

В воспитательной работе, опираясь на коллектив, нельзя не замечать отдельной личности учащегося, с его «своим» особым характером, темпераментом, задатками и способностями, направленностью интересов, с его взглядами и убеждениями, мыслями и чувствами. Только при условии, когда воспитатель всесторонне знает каждого своего воспитанника, он может обеспечить индивидуальный подход в процессе вос-питания.

Литература

Маркс К, и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.— Сочинен и я, г 4.

Л енин В. И. Задачи союзов молодежи.— Полное собрание сочинений, г. 41

Брежнев Л. И. Речь на Всесоюзном слете студентов.— В кн.: Всесоюзный слет студентов J9—20 октября 1971 года. Документы и материалы. М^ «Молодая гвардия», 1972.

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1974.

Материалы XXV съезда КПСС. М.» Политиздат, 1976,

Ананьев Б, Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний.— «Вестник высшей школы», 1972, № 7.

Лихачев Б, Т. Теория коммунистического воспитания. М., «Педагогика», 1974

Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми томах, т. 5. М.» 1957—1958.

Хрипкова А Г, Проблема социального и биологического в развитии человека. М., «Знание», 1971

<< | >>
Источник: А.П.Кондратюка. ПЕДАГОГИКА. 1976

Еще по теме § 2. Принципы коммунистического воспитания:

  1. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ.
  2. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ и др.
  3. § 2. Характер воспитания в Советском государстве
  4. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  5. § 3. Составные части коммунистического воспитанияи основные его задачи
  6. А1ЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ
  7. § 1. Принципы воспитания коммунистической морали
  8. § 2. Методы воспитания коммунистической морали
  9. § 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся при воспитании сознательной дисциплины
  10. § 2. Средства эстетического воспитания
  11. § 2* Составные части коммунистического воспитания