<<
>>

§ 3. Содержание воспитания коммунистической морали

Человек не рол^дается с готовыми моральными убеждениями» чувствами и навыками поведения, всё это приобретается в процессе жизни и воспитания. Содержание коммунистической морали очень сложно и многосторонне.

Воспитывать советскую молодёжь в духе коммунистической морали — это значит прежде всего воспитывать её в духе советского патриотизма. Источником любви к советской родине у советской молодёжи является гордость за свою Советскую страну, впервые в истории человечества построившую социалистическое общество. Советский патриотизм является патриотизмом нового, высшего типа, ибо в нём, как учит товарищ Сталин, гармонически сочетаются национальные традиции народов и общежизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм является источником героизма, мужества, бесстрашия советских людей во имя родиньь Советские люди презирают трусость и трусов и глубоко уважают героев и прославляют героизм. Такого массового героизма, какой проявил советский народ в годы Великой Отечественной войны, история общества ещё не знала. Это показывает, что героизм не есть удел избранных, выдающихся людей, что каждый советский человек может стать героем. Воспитывать советский патриотизм у молодёжи — это значит воспитывать её в духе беззаветной любви к своей родине, гордости за неё и за свой народ, в духе непримиримости ко всяческим проявлениям низкопоклонства перед буржуазной культурой, в духе критического отношения к буржуазной идеологии.

Воспитывать советскую молодёжь в духе коммунистической морали — это значит воспитывать благородные идея дружбы, взаимопомощи между народами, идеи национального и расового равноправия. Политика Советского государства состоит в укреплении дружбы между народами Советской страны, без ко-

14 Педагогика 209 торой немыслимо само существование советского многонацио-нального государства. Воспитывать советскую молодёжь в духе комму ни сгической морали — это воспитывать в ней черты под-линного гуманизма, искренней любви и уважения к советскому человеку.

У советских людей рождается чувство ненависти к врагам своей родины, вот почему воспитывать у молодёжи под-линный гуманизм—это значит воспитывать у неё и чувство ненависти к угнетателям и угнетению, гнев и ненависть к порабо-тителям, могущим посягнуть на свободу, честь и независимость его родины. Воспитывать советскую молодёжь в духе коммуни-стической морали — это воспитывать в ней коллективность. В Советской стране нет классового антагонизма или антагонизма между группами населения; коллективизм советских людей вы-текает из общественного характера собственности, представляю-щего основу советского общества, из совместного коллективного труда и: сознания того, что новое общество можно построить только объединёнными усилиями всего народа нашей родины. Советские люди воспитаны в стране, где общественная жизнь бьёт ключом, где советский человек принимает самое широкое участие в общественной жизни. Воспитывать у советской молодёжи коллективность — это воспитывать в ней понимание того, что личное благосостояние человека зависит от общественного благополучия и что личность только в коллективе, в обществе может полностью развернуть своя разносторонние способности. Советский человек должен быть воспитан активным обществен-ным деятелем. «Ибо нельзя считать действительным ленинцем человека, — учит товарищ Сталин, — именующего себя ленинцем, но замкнувшегося в с-зою специальность, замкнувшегося, скажем, в математику, ботанику или химию и не видящего ничего дальше своей специальности. Ленинец не может быть только специали-стом облюбованной им отрасли науки, — он должен быть вместе с тем политиком-общественником, живо интересующимся судьбой своей страны, знакомым с законами общественного развития, умеющим пользоваться этими законами и стремящимся быть активным участником политического руководства страной»

Воспитывать советскую молодёжь в духе коммунистической морали — это значит воспитывать в ней бодрость, оптимистический взгляд на жизнь, воспитывать в ней активный подход к действительности, настойчивое стремление к достижению цели, приучить её к уменью вести беззаветную борьбу за коммунистические идеи, стремиться деятельно участвовать в общественной жизни.

Воспитывать советскую молодёжь в духе коммунистической морали — это значит воспитывать у неё социалистическое отношение к труду и общественной собственности, показать ей, что труд тысячелетиям и был для трудящихся тяжким бременем, гос-

1 Сталин, Вонрош ленинизма, изд.

П-е, стр. 598—599»

подствующие классы считали труд — и прежде всего труд физический — уделом низших существ, «проклятием божьим», посланным человеку за грехи его и его прародителей; нужно показать советской молодёжи, что только в социалистическом обществе, где трудящиеся работают на себя, на своё общество, труд из зазорного, порочного стал делом чести, славы, доблести и геройства, что труд в советском обществе является потребностью человека и он испытывает радость в труде иа благо социалистического общества. Воспитывать у советской молодёжи социалистическое отношение к труду и общественной собственности — это значит воспитывать у нее сознательную дисциплину, без которой не может быть и сознательного отношения к труду, при этом сознательную дисциплину следует рассматривать не только как средство, но и как результат воспитания. Воспитание сознательной дисциплины не есть борьба только с теми или иными проступками учащихся, это есть формирование одного из качеств личности советского человека, сознательная дисциплина является составным элементом его мировоззрения.

Воспитание коммунистической морали — это также воспитание у молодёжи сильной воли и твёрдого характера для того, чтобы уметь преодолевать возникающие трудности; советский народ закаляет свою волю, преодолевая все и всякие препятствия на пути к великой цели—к коммунизму. Учащимся должна быть раскрыта эта великая цель, ибо пониманием значения ее величия, а также практическим участием в осуществлении этой цели и можно воспитать сильную волю и характер.

Воспитывать советскую молодёжь в духе коммунистической морали — это значит воспитывать её в духе правдивости и честности, способности трезво судить о своих собственных делах, критически относиться к своим поступкам, до конца отдавать всего себя тому делу, которое доверяется каждому труженику советским обществом, партией, государством, народом.

Товарищ Сталин учит трудящихся Советской страны быть людьми ленинского типа — быть ясными и определёнными деятелями, бесстрашными в борьбе и беспощадными с врагами народа, не опускаться до уровня политических обывателей, быть свободными от всякої! паники, быть мудрыми н неторопливыми при решении сложнейших вопросов, быть правдивыми и честными, любить свой народ, как Ленин. Надо учить и воспитывать нашу советскую молодёжь быть такими деятелями, каким был В.

И, Ленин и каким является И. В. Сталин.

Аморальный облик молодого советского человека показан в докладе товарища Жданова на ленинградском активе в 1946 г» Это люди стойкие, бодрые, не боящиеся препятствий, идущие навстречу этим препятствиям и умеющие их преодолевать, это люди высокоидсйные, с высокими культурными, моральными требо-ваниями и вкусами, люди, беззаветно преданные советскому строю, беззаветному служению интересам народа. Воспитывать

14* 211 такую молодёжь — это и значит воспитывать её в духе комму- ' нистической морали. За годы социалистического строительства Советское государство воспитало в духе коммунистической морали целое поколение советских людей.

Стаханова и стахановцев, героев социалистического труда, героев Великой Отечественной войны, молодых советских патриотов Матросова, Чайкину, Чекалина, Космодемьянскую, героев Краснодона — всех воспитала партия большевиков и Советское государство. Это горячие патриоты советской родины, люди с чистой совестью* коммунистической моралью советского свободного человека.

Воспитание коммунистической морали необходимо начинать с раннего детства. Многие моральные представления, чувства и понятия доступны детям, но глубина и объём их различны у детей разного возраста.

Дети младшего школьного возраста мыслят конкретно, образами, лучше воспринимают яркое, поэтому моральные понятия детям 7—10-летнего возраста следует раскрывать в конкретных, доступных их пониманию и жизненному опыту формах. Дети младшего школьного возраста создают моральные представления и понятия, отправляясь главным образом от личных переживаний. Ребёнок обычно верит слову взрослого человека, признаёт его авторитет, подчиняется ему. Ребёнок этого возраста знаком со многими этическими понятиями, и хотя он не может дать ещё точного определения этим понятиям, а равно дать правильную оценку поступкам и поведению людей, но что можно и чего нельзя, что хорошо в его жизни и что дурно, ребёнок знает. Он уже может иметь представление о том, что такое правда и непраада, справедливость и несправедливость, прилежание и лень, послушание и непослушание и т.

д. Однако он оценивает их не абстрактно, а сравнивая с уже известными. Например, на вопрос «Что такое зависть?», ребёнок 8 лет отвечает: «У моей подруги есть новое платье, а у меня нет — мне завидно», или «Что такое богатство?», девочка отвечает: «Это Клаша». Семья колхозника, в которой живёт Клаша, имеет большие достатки.

Дети среднего школьного возраста — II—15 лет —обладают уже самостоятельным запасом систематических знаний, полученных в школе, знаниями, имеющими определённый идейный смысл и значение. Жизненный опыт подростка значительно расширяется и обогащается. Особенности этого возраста состоят в том, что в лице подростка мы имеем человека, которому кажется, что он уже взрослый, большой. Даже если иногда он является старшим в семье, вместе с тем это ещё ребёнок с его непоседливостью, желанием поиграть, пошалить, и своё понимание взрослости он нередко воспринимает по-детски, В этом возрасте он стремится больше обращать внимание на свою внешность, впервые иметь причёску, часто потому, что это право и признак взрослости, при

входе учителя иногда встать не сразу и прямо, а медленно, едва приподнимаясь, при желании ответить учителю в классе руку, поднять чуть заметно, ложиться спать вечером когда угодно, преимущественно поздно.

Нередко авторитет взрослых теперь уже не имеет того безоговорочного значения, дакое он имеет в младшем возрасте. Наблюдается иногда своеобразный протест, бездоказательное непризнание авторитета старших, которые обращаются с подростком, как с маленьким. У советского подростка наблюдаются быстрые и яркие реакции на происходящие явления, интерес к общественной деятельности, который проявляется и в младшем возрасте, в подростковом углубляется и расширяется и приобретает ярко выраженный идейный характер. Наши подростки горят желанием вступить в комсомол.

В юношеском возрасте воспитание коммунистической морали имеет особо важное значение. В этом возрасте складываются в основном у человека его моральные убеждения. Юноши и девушки способны мыслить отвлечённо; то что они восприняли конкретно, непосредственно в младшем возрасте, теперь осознают как определённую моральную категорию, как свою точку зрения.

Они фор" Ашруют свои идеалы, стремятся вникнуть в смысл отношений между людьми, определить своё место в жизни, цели и задачи своей предстоящей деятельности, выбрать профессию. Любовь к родине, ненависть к врагам, преданность делу Ленина —Сталина и другие моральные черты личности советского человека, которые в младшем возрасте обнаруживаются в отдельных конкретных и доступных детям формах, — в юношеском возрасте проявляются как чіертьі характера, как идейно осознанные убежде-ния, как коммунистическое мировоззрение. Они воспринимают чужое мнение критически, требуют доказательств неправильности своих суждений и поступков. Юноша и девушка участвуют активно в общественной жизни, стремятся жить и действовать в коллективе, в оценке поведения других людей они требовательны, непримиримы к беспринципности и лицемерию.

В своём поведении оли иногда противоречивы.

В них своеобразно сочетаются действенность и мечтательность, широта души и трезвый расчёт, страстная любовь к радостям и самоограничение, восхищение величием человеческих поступков, искренняя, нежная любовь к родным. В юношеском возрасте ярче проявляются чувства симпатии, осознанные отношения дружбы и товарищества, искренние чувства первой любви.

Из сказанного следует, что в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания советской молодёжи при воспитании коммунистической морали должно учитывать возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

і

<< | >>
Источник: И.Л. Каирова. ПЕДАГОГИКА. 1948

Еще по теме § 3. Содержание воспитания коммунистической морали:

  1. «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»
  2. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  3. § 3. Составные части коммунистического воспитанияи основные его задачи
  4. § 2* Связь нравственного воспитания с другими сторонамикоммунистического воспитания
  5. § 3. Содержание воспитания коммунистической морали
  6. А1ЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ
  7. § 1. Принципы воспитания коммунистической морали
  8. § 2. Методы воспитания коммунистической морали
  9. Пути и средства воспитания советского патриотизм
  10. Методы воспитания сознательной дисциплины у у чащихся
  11. § 1. Сущность и значение эстетического воспитания
  12. § 2* Составные части коммунистического воспитания
  13. § 5. Методы корректировки и стимулирования деятельности учащихся в процессе воспитания
  14. § 2, Атеистическое воспитание